ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие нравственности в отечественных и зарубежных
исследованиях 6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Нравственное воспитание в практике
образования 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ В ОБЛАСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностики нравственных качеств младших 31
школьников
2.2. Анализ результатов диагностического исследования
младших школьников 38
2.3. Описание хода работы по организации классных часов,
способствующих развитию нравственных качеств младших школьников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Нравственная воспитанность человека возвышенно ценилась во все времена без исключения. В современном обществе происходят социальные и экономические преобразования, которые, заставляют нас думать о настоящем и будущем России, о юном поколении. В данный период нравственные рамки и ориентиры стерты, молодежь можно упрекнуть в жестокости, агрессивности, враждебности. Поэтому очень важно именно в младшем школьном возрасте формировать и развивать нравственную воспитанность обучающихся.
Значимость проблемы в воспитании нравственности у младших школьников можно выделить четыре положения:
• нашему обществу необходимо подготовить высоконравственных людей, обладающих активной гражданской позицией, прекрасными чертами личности;
• на детей оказывают большое влияние различные общественные институты (семья, школа, и т.д.) и обладают весьма значительным влиянием равно как положительное, так и отрицательное, по этой причине надо очень бережно относиться к еще несформировавшейся личности и беречь неокрепший интеллект и чувства ребенка;
• образование никак не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, поскольку воспитанность - это качество личности, характеризирующее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к другому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [48, с. 59].
• формирование нравственного воспитания ребенка в младшем школьном возрасте не только говорит ему о нормах поведения в обществе, но и сообщает представление о последствиях нарушения.
Исследованием этой проблемы занимались такие эксперты как А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламов, К. Д. Ушинский и их деятельность мы взяли за основу.
Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, какие обязан знать человек, есть наиболее основная, как прожить так, чтобы совершить больше добрых дел и поступков и меньше совершить злых [48, с. 431].
К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической идеи в России, в особенности акцентировал внимание на значимость нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. Автор пишет в статье «О нравственном элементе в воспитании», что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития и этическое воспитание важнее, чем наполнение головы знаниями [52, с. 431]
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Объект исследования - процесс воспитания нравственных качеств обучающихся первого класса.
Предмет исследования - комплекс классных часов, направленный на воспитание нравственных качеств младших школьников.
Цель данной работы - изучить на теоретическом уровне особенности нравственного воспитания в начальной школе и разработать комплекс классных часов, направленный на воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• раскрыть понятие «нравственность»;
• изучить особенности развития младшего школьного возраста в психолого-педагогической характеристике;
• рассмотреть теоретико-методологические подходы к
исследованию нравственного воспитания обучающихся первого класса;
• определить основные показатели диагностики нравственных качеств первоклассников и подобрать диагностические методики;
• провести диагностику нравственных качеств младших школьников, представить анализ результатов исследования;
• разработать комплекс занятий, способствующих воспитанию нравственных качеств детей младшего школьного возраста;
• подвести итоги, сделать выводы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: библиографический
(изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 69 г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 24 обучающихся первого класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
В рамках заключения работы можно сформулировать следующие выводы.
Подробно рассмотрев понятие «нравственность» можно прийти к такому выводу, что данное понятие никак не является прирожденным качеством человека, а формируется в процессе всех видов деятельности. Особенно важно сосредоточить воспитание моральных норм и ценностей в младшем школьном возрасте, когда ребенок готов принимать в себя все общепринятые правила поведения.
Проанализировав психолого-педагогическую характеристику
особенностей младшего школьного возраста, мы выяснили, что границы данного возраста входят в период 6-10 лет. Непосредственно в этом возрасте формируется нравственное отношение ребенка к окружающим, складываются в единое целое моральные нормы поведения. Главной становится учебная деятельность, в которой обучающийся учится выстраивать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Характерной особенностью данного этапа считается в таком случае то, что ребенок на собственном опыте формируют реакцию на происходящее и учится выстраивать внутренний план действий. Еще немаловажно выделить, то что преподаватель начальных классов обладает неприкасаемой авторитетностью для младшего школьника.
Образовательная организация представляет основную в формировании нравственных качеств ребенка. Воспитывать их необходимо в процессе диалога, доброжелательного общения и сотрудничества, по другому ровным счетом ничего не удастся.
Чтобы результат был продуктивный нужно соблюдать следующие условия:
- учитывать возрастные особенности детей в младшем школьном возрасте;
• применять разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие нравственного поведения;
• способствовать эмоциональной содержательности занятий, как коллективной, так и индивидуальной.
Педагогический смысл работы согласно нравственному становлению личности младшего школьника, заключается в том, чтобы оказать помощь ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника находится в зависимости от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Мы изучили сущность, цель и задачи нравственного воспитания как процесса формирования нравственных качеств младших школьников на классных часах. Нравственное воспитание предполагает формирование целостной, разносторонне развитой личности, владеющей
общечеловеческими ценностями и национально-культурным наследием. Большие возможности в реализации данной цели предоставляет урок- мероприятие, позволяющий на каждом этапе реализовывать педагогическую работу по нравственному воспитанию детей.
Нами были выявлены методы и приемы работы по формированию нравственных качеств младших школьников, такие как приемы (беседа, разъяснение), метод убеждения и т.д.
Была проведена диагностика сформированности нравственных качеств у младших школьников. На которой было установлено, что уровень развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста оказался невысокий. Среди детей были такие, которые выполняли задания с небольшими затруднениями. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию нравственных качеств детей, поэтому был разработан комплекс классных часов.
Одним из обязательных компонентов образовательного процесса без исключения должно быть нравственное воспитание младших школьников. Школа для ребенка - та адаптационная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. По этой причине важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С., Абрамова. - М. : 2004. - 471с.
2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. М. : Просвещение, 2000. 51-184с
3. Бестужев-Лада, И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России / И. В. Бестужев-Лад. - М. : Пед. о-во России, 2000. -192 с.
4. Богданова, О. С. Этические беседы с школьниками / О. С., Богданова. - М. : Просвещение, 2007. - 310с.
5. Божович, Л. И. Нравственное формирование личности
школьника в коллективе / Л. И. Божович, Т.Е. Конникота. - М, : Просвещение, 2000. - 34с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Фельдштейна Д.И. - М. : Изд-во ИНН, 1995. - 352 с.
7. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н. И. Болдырев. - М. : Педагогика, 2000. - 82 с.
8. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н. И Болдырев. - М. : Педагогика, 1979. - 132 с.
9. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 360 с
10. Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 4. - М., 1983. - С. 385.
11. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. / В. М. Галузинский. - Киев : Радьян. шк., 2002. - 285 с.
12. Галяутдинова, С. И. Нравственное самоопределение младшего школьника / С. И Галяутдинова // Вопросы самоопределения личности и ее активности: межвузовский сборник научных трудов - Уфа: Башкирский пединститут, 1985. - 109 с.
13. Гликман, И. З. Поощрение и наказание / И. З. Гликман // Теория и методика воспитания. Воспитатика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Шк. технологии, 2008. - 318 с.
14. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А Григорович. Минск, 2004. - 312 с.
15. Григорович, Л. А. Педагогика. М. : Гардарики, 2004. - 188 с...