ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «креативность» с точки зрения различных авторов,
основные подходы, структура креативности и ее виды 6
1.2. Гендерные особенности развития креативности детей
дошкольного возраста 14
1.3. Гендерный подход в развитии креативности детей
дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 30
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностики креативности детей дошкольного
возраста 30
2.2. Анализ результатов диагностического исследования
креативности детей дошкольного возраста 37
2.3. Описание хода работы по реализации гендерного подхода,
способствующему развитию креативности детей дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
Актуальность данного исследования для теории и практики работы дошкольного образования в периоды кризиса и реорганизации образовательных систем заключается в потребности креативно мыслящих людей, которые имеют неповторимый взгляд на возникающие проблемы, а также в реализации гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с целью развития креативности, формирования мотивации и личностных черт, которые предшествуют творческим проявлениям.
В современное время потенциал в области творчества особенно высок. Творческое мышление поддерживает человека почти во всех областях жизни. Способность человека нестандартно мыслить помогает самореализовываться, определить последующие пути развития, открыться новому опыту и проявить творческое отношение к действительности. Причем, чем меньше развиты такие умения, тем чаще создаются внутренние барьеры к достижению целей, зачастую возникает боязнь мыслить масштабнее и реализовывать свои смелые идеи. Исходя из этого, следует активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность.
Такие исследователи как В.Н. Дружинин, Э.П. Торренс, В.С. Юркевич и др. считают, что сенситивным периодом развития креативности является дошкольный возраст, а именно от 3 до 6 лет. На этом этапе ребенок уже готов к социализации, но не социализирован полностью, в связи с этим мир кажется ему загадочным, что, несомненно, закладывается в базу творческих выражений. Также поведению ребенка-дошкольника свойственны такие черты как спонтанность, непринужденность, непосредственность, которых не встретить в такой же равной мере на других возрастных этапах становления личности. Таким образом, мы понимает, что к развитию креативности целесообразно приступать как можно раньше.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы дошкольного образования, существуют противоречия:
• между потребностью развития у детей старшего дошкольного возраста креативности и недостаточной разработанности методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс;
• между потребностью выявления гендерных особенностей развития креативности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным их учетом в практике реализации развивающих программ.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, которые способны обеспечить высокий уровень развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
Все вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы исследования «Гендерный подход в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - гендерный подход, который способствует развитию креативности детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации возможности гендерного подхода как средства развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему креативности в психологопедагогической литературе.
2. Изучить возможность реализации гендерного подхода в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить основные показатели диагностики креативности детей старшего дошкольного возраста, подобрать диагностические методики.
4. Провести диагностику креативности детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
5. Разработать конспекты занятий на основе гендерного подхода для развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как библиографический, который заключался в изучении научной литературы по проблеме исследования, и эмпирический, который заключался в опросе, тестировании и наблюдении.
Практической базой исследования являлось Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №40/228 «Капитошка» г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 26 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Исследование, проведенное в данной выпускной квалификационной работе, было посвящено изучению гендерного подхода в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста.
В результате было определено, что гендерный подход - это подход, предполагающий использование совокупности различных задач и ситуаций, направленных на развитие тех или иных показателей креативности с учетом их развития у детей разного пола. Таким образом, в его основе лежит дифференциация по признаку пола [24]. А креативность - это «...появление нового, производного по отношению к уже известным, продукта, который возникает в результате уникальности некого индивида» [19, с. 157].
Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития креативных способностей у девочек и мальчиков. Так как поведению ребенка именно в этом возрасте свойственны спонтанность, непринужденность, непосредственность, которых не встретить в такой же равной мере на других возрастных этапах становления личности.
Залогом развития творческих способностей, то есть креативности, является учет всех возможностей личности. Поэтому не стоит исключать из внимания то, что уровень, своеобразие и характер развития девочек и мальчиков - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности, природных задатков и социокультурной среды, опосредованной деятельности ребенка, также особое значение имеют собственная активность и психологические механизмы саморазвития личности.
Проведенное диагностическое исследование, направленное на выявление уровня развития креативности детей старшего дошкольного возраста, показало, что из 12 девочек исследуемой группы 8 имеют высокий уровень развития креативности, что составляет 67%, 3 девочки имеют
средний уровень - 25% и 1 девочка - низкий - 8%.
В отличие от девочек, из 14 мальчиков 10 имеют высокий уровень развития креативности - 71%, остальные 4 - средний уровень - 29%. С низким уровнем развития креативности мальчиков нет.
Также мы выявили показатели креативности, которые необходимо развивать у детей данного возраста. Это такие показатели как: беглость у мальчиков, оригинальность у девочек, гибкость у девочек и мальчиков.
Стоит отметить, что мальчикам в качестве стимульного материала необходимо предоставлять больше заданий образного характера в виде рисунков, изображений и образов. А девочкам давать больше заданий вербального плана, где требуется предлагать идеи в виде слов.
Подводя итог, мы не можем сказать о том, что имеются кардинальные различия в уровне развития креативности девочек и мальчиков по обобщенному показателю креативность, но все необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода есть.
На основании вышесказанного были разработаны конспекты занятий на основе гендерного подхода для развития креативности детей старшего дошкольного возраста, которые составлялись с учетом образовательного и воспитывающего планов детского сада и группы.
В целом, проведенное нами исследование позволило реализовать поставленную цель и решить все задачи. В перспективах исследования стоит дальнейшее изучение данной проблемы.
1. Абасов, З. А. Дифференциация обучения: сущность и формы / З. А. Абасов // Директор школы. - 1999. - № 8. С. 61-65.
2. Алдер, Г. CQ или мускулы творческого интеллекта / Г. Адлер. - М. : Изд-во Гранд, 2004. - 487 с.
3. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 332 с.
4. Алексеева, Н. А. Исследование развития коммуникативной креативности в условиях специальной психологической подготовки студентов / А. Н. Алексеева // Вестник университета, 2006. - №8 (24). - М. : Государственный университет управления, 2006. - с. 8-13.
5. Барышева, Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.13 / Т. А. Барышева ; Санкт-Петербург, 2005. - 360 с.
6. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас: Учебное пособие. - СПб. : Питер, 2006. - 431 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
8. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста / И. С. Бухарова: Учеб. пособие для академического бакалавриата - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 119 с.
9. Валеева, А. А. Продуктивная ориентация как условие и фактор творческой самореализации человека / А. А. Валеева // Современная культура: теоретико-методологический и практические аспекты. Тезисы науч.-практ. конф. молодых ученых, Москва 20-21 апреля 2000 г. - М., 2000. - 12 с.
10. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.32-38.
11. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания : Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. / сост. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлов. - Москва : НИИ ОП, 1976. - 190 с.
12. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков. - СПб. : Питер, 2009. - 240 с.
13. Выготский, Л. С. Психологические основы творческой деятельности / Л. С. Выготский // Свободное развитие личности дошкольника: Философские и психолого-педагогическое основы образования / сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. - Ставрополь : СКИПКРО, 2000.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л. С. Выготский. - Москва., 2012. - 420 с.
15. Галкина, Т. В. Развитие и диагностика способностей / Т. В. Галкина. - М. : Наука, 1991. - 177 с...