Введение 3
1 Налогообложение нефтедобывающих предприятий 6
1.1 Современное состояние НГК России 6
1.2 Статистика нефтегазовых компаний 18
1.3 Основные проблемы нефтегазового комплекса РФ 24
2 Теоретико-практические аспекты налоговой нагрузки нефтегазовых компаний 31
2.1 Налогообложение нефтегазовых компаний 31
2.2 Налоговые платежи нефтегазовых компаний 37
2.3 НДПИ как основной налог в налоговой нагрузке нефтегазовых
предприятий 39
2.4 Методики расчета и оптимизации налоговой нагрузки предприятий
нефтегазового комплекса 50
3 Анализ налоговой нагрузки в компании ПАО «Лукойл» 55
3.1 Общая характеристика предприятия 55
3.2 Расчет налоговой нагрузки по методикам 59
4 Социальная ответственность 64
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 79
Правовой статус нефтедобывающих предприятий юридически
определяется нормами права. Определяющую роль в правовой базе играют положения Конституции РФ о единстве экономического пространства, свободе перемещения в России товаров, услугах и финансовых средствах, поддержке конкуренции, свободе предпринимательской деятельности. Здесь следует упомянуть Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Все эти документы относятся к правовым актам общего действия и распространяются на хозяйствующих субъектов всех сфер деятельности. К правовым актам, которые распространяются непосредственно на нефтегазовый комплекс, можно отнести федеральные законы: «О недрах» (от 21 февраля 1992 года № 2395-1), «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ), «Об экспорте газа» (от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ). Немаловажная роль в регулировании отраслей ТЭК принадлежит «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», которая стала преемницей «Стратегии до 2020 года».
Нефтедобывающая отрасль в Российской Федерации является на сегодняшний день одной из основных отраслей. Она играет исключительно важную роль и в обеспечении развития национальной экономики, отличающейся большой энергоемкостью, и во внешнеэкономической деятельности государства.
В России, по единодушному признанию экспертов, аналитиков, представителей самих нефтедобывающих предприятий и налоговых органов, система налогообложения в минерально-сырьевом секторе (особенно в нефтегазовом) имеет ярко выраженный фискальный характер. На протяжении длительного периода времени российское налоговое законодательство в отношении нефтяной отрасли было нацелено лишь на обеспечение должного уровня налоговых поступлений в бюджет. Экономическая эффективность налогообложения при этом уходила па второй план. Следствием этого стал сложившийся крайне неблагоприятный налоговый климат, препятствующий интенсивному развитию отрасли и повышению ее эффективности.
В механизме налогообложения в нефтедобывающей отрасли в последнее время произошел ряд изменений эволюционного характера, направленных на его совершенствование. Однако, он объективно нуждается в дополнительном усовершенствовании. Так, в частности, существующий в настоящее время порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых не позволяет эффективно изымать природную ренту. Оптимизации налогообложения любого экономического субъекта предшествует расчет текущего или ретроспективного налогового бремени. Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ налоговой нагрузки нефтегазовых предприятий на примере ОАО Лукойл.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Исследовать налогообложение нефтедобывающих предприятий: современное состояние НГК России, налогообложение нефтегазовых компаний, налоговые платежи, а также НДПИ как основной налог в налоговой нагрузке нефтегазовых предприятий
2. Рассмотреть теоретико-практические аспекты налоговой нагрузки: методики расчета налоговой нагрузки, методы оптимизации налоговой нагрузки предприятия
3. Провести анализ налоговой нагрузки в компании ПАО «Лукойл»: дать общую характеристику предприятия и провести расчет налоговой нагрузки по методикам
4. Проанализировать социальную ответственность ПАО Лукойл.
Предмет исследования - налогообложение предприятий нефтегазового
комплекса. Объект курсовой работы - исследование налоговой нагрузки ПАО Лукойл.
В качестве методологической базы исследования использовались работы российских и зарубежных исследователей в области налогообложения нефтегазовых предприятий, а также официальные документы и нормативноправовые акты.
Выпускная квалификационная работа состоит из четырех глав, введения, заключения и списка литературы.
С момента образования Российской Федерации нефтегазовая отрасль развивалась экстенсивно - ежегодно наращивая добычу углеводородного сырья. С 1998 года нефтедобыча выросла почти в 1,7 раза, восстановившись после кризисного падения в 90-х годах.
За этот период были освоены все крупнейшие нефтегазовые провинции. Используя гигантские месторождения с низкими удельными издержками, компании-недропользователи получали сверхвыгоды за счет экспорта нефти и газа. На большинстве месторождений добывающие компании в погоне за «быстрой» прибылью превратили богатейшие месторождения в низкорентабельные. При этом вновь открытые месторождения находятся в более трудных условиях, что в разы превышает их себестоимость.
В начале нового тысячелетия рост показателей нефтегазовой отрасли во многом предопределил общеэкономическую динамику, увеличение объемов экспорта и бюджетных доходов. При этом показатели развития машиностроительной, перерабатывающей, химической, технологической и других отраслей снижались, и на сегодняшний день застыли на предельно низком уровне. В связи с этим рост нефтегазовой промышленности, наблюдавшийся последние двадцать лет никак нельзя назвать качественным и долгосрочным. Сырьевой сектор, который должен был стимулировать и обеспечивать несырьевые сектора экономики в нашей стране, не выполнил свою задачу и не выполняет по сей день в связи с нерациональным его использованием и государственным управлением. При всем при этом издержки на разработку стремительно растут, превышая схожие показатели у зарубежных конкурентов, предложение углеводородных ресурсов на мировом рынке за счет сланцевых нефти и газа США увеличилось в разы, а цены неумолимо падают ниже критической отметки.
В настоящее время на изменение налогообложения нефтегазовой отрасли влияет ряд важных, но сложно прогнозируемых факторов, таких как конъюнктура мировых рынков, уровень развития экономики, внешняя и внутренняя политика.
В самом общем схематичном виде перечень основных налогов, действующих в нефтедобывающей отрасли, выглядит следующим образом. налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, отчисления во внебюджетные фонды, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество.
Такие налоги как НДС, налог на прибыль, отчисления во внебюджетные фонды, налог на имущество являются унифицироваиными для всех предприятии, то есть не учитывают специфики отрасли как
ресурсодобывающей.
Налог на добычу полезных ископаемых был введен в 2002 году, заменив действующие ранее три специальных налога - платежи за пользование недрами (роялти), акцизы и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Двенадцатилетняя практика применения НДПИ показала, что действующая система ресурсных налогов ни в фискальном, ни в регулирующем плане не адекватна той роли, которую нефтегазовая отрасль занимает в экономики России. Данная система работает только при благоприятной ценовой конъюнктуре на мировом рынке углеводородного сырья в целях изъятия сверхдоходов. В настоящее время происходит трансформация мировых энергетических рынков, увеличение предложения углеводородного сырья и резкое падение цен. Все эти факторы и риски не учтены в нынешней системе налогообложения, которая направлена в основном на проекты, связанные с большими капиталовложениями, а не на разработку новых нефтегазовых провинций и шельфов северных морей.
Основными видами деятельности ПАО «Лукойл» и его дочерних компаний являются разведка, добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов. ПАО «Лукойл» является материнской компанией вертикально интегрированной группы предприятий.
Лукойл является одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире по размеру доказанных запасов углеводородов, составивших по состоянию на 1 января 2016 г. около 16,6 млрд барр. н. э. (нефть - около 12,6 млрд барр., газ -
23,8 трлн куб. фут).
В работе был проведен анализ налоговой нагрузки ПАО «Лукойл» согласно отчетности, представленной в годовом финансовом отчете компании.
Общая сумма налогов в 2015 году составила 618 979 млн. руб., что на 60 456 млн. руб. или 10,83% больше, чем в 2014 году. Наибольший темп роста был характерен для социальных налогов и выплат - 5 027 млн. руб. или 22,88% относительно 2014 года. Тенденцию роста общей суммы налогов отражает рост НДПИ (на 11,66% относительно 2014 года) и налога на имущество (+11,78% к 2014 году). Отрицательную динамику показали прочие налоги и отчисления - падение составило 20,13% относительно прошлого года.
Наибольший вес в общей сумме налогов в исследуемом периоде составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 75,37% в 2014 году и 75,93% в 2015 году. Изменение составило 0,56%.
Также в работе был проведен расчет налоговой нагрузки по трем описанным в работе методикам. На основе рассчитанного общего показателя налоговой нагрузки ПАО «Лукойл» имеет приемлемую налоговую нагрузку в размере 10,27% относительно выручки и внереализационных расходов предприятия.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 №146-ФЗ.
2. Федеральный закон от 21.02.1992 №2395-1 -ФЗ «О недрах».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 №1035 «Критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты».
4. Энергетическая стратегия на период до 2030 года
5. Астахов А.С. Оценка фактора времени и его учет в экономике горной промышленности. - М.: ИГД, 1966. - 46 с.
6. Бобылев Ю.Н., Трунцева М.Ю. Налогообложение минеральносырьевого сектора экономики// М.:Ин-т Г айдара, 2010. - 200 стр.
7. Володомонов Н.В. Г орная рента и принципы оценки месторождений.
- М.: Металлургиздат, 1959. - 80 с.
8. Высоцкий В.И., Фельдман С.Л. Нефтегазовая промышленность мира.
- Справочно-информационный обзор ОАО «ВНИИЗАРУБЕЖНЕФТЕГАЗ». -
2014. - 98 с.
9. Голосков А.Н. - «Дифференциация налогообложения как механизм управления инвестиционной привлекательностью газовой отрасли», «Нефтегазовое дело», 2009 год. - 346 с.
10. Ермилов О.М., Миловидов К.Н., Чугунов Л.С., Ремизов В.В. Стратегия развития нефтегазовых компаний. - М.: Наука, 1998. - 237 стр.
11. Зубарева В.Д. Финансово-экономический анализ проектных решений в нефтегазовой промышленности. - М.: ГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2000. - 367 стр.
12. Кириченко О.С., Кисленко Н.А., Комзолов А.А. Комплексная методология анализа эффективности и рисков инвестиционных проектов в газовой промышленности. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2009. - 168 стр.
13. Козлов, А.Л., Нуршанов, В.А., Пронин, В.И. Природное топливо планеты. - М.: Недра, 1981. - 160 с.
14. Ковалев Н.Р., Юшкевич Е.Е. Изъятие ренты: содержательнокластерный аспект от постулатов А. Смита до реалий Российской трансформационной экономики. // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2004. -Т. 9. - С. 14 - 19.
15. Крюков В.А., Силкин В.Ю., Токарев А.Н., Шмат В.В. Подходы к дифференциации налогообложения в газовой промышленности. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. - 172 с.
16. Крюков В.А., Токарев А.Н. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки). - Новосибирск: Наука-Центр, 2007. - 588 стр.
17. Корень А.В., Недбайлик И.О. Сравнительный анализ основных принципов налогообложения нефтегазовой отрасли в России и зарубежных странах. // FUNDAMENTAL RESEARCH. 10. - 2015. - с. 384-387.
18. Линник Ю.Н., Афанасьев В.Я. Экономика отраслей нефтегазового комплекса// Москва. - ГУУ. - 2009. - 456 с.
19. Ложникова А.В. Рента в условиях модернизации и технологического развития: макро- и микроэкономическая природа. - Томск: ТГУ, 2011. - 300 с.
20. Проблемы ресурсного обеспечения газодобывающих районов России до 2030 г.: Сб. науч. тр. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2009. - 334 стр.
21. Репин, А.Г. Газ и нефть: краткий глоссарий. - М.: Научный мир. - 2011. - 200 с.
22. Уринсон Г.С. Экономика добычи природного газа. - М.:
Издательство «Недра», 1965. - 160 стр.
23. Форест Г. Добыча нефти: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. - 416 стр.
24. Шагиев Р.Р. Интегрированные нефтегазовые компании / Под ред. и авт. предисл. А.Г. Аганбегяна. - М.: Наука, 1996. - 303 с.
25. Эдер, Л.В., Филимонова, И.В., Немов, В.Ю. Современное состояние нефтяной промышленности России // Бурение и Нефть. - 2013. - №05. - С.8-12.
26. Виноградова А.В. Институциональный механизм диффузии природной ренты и его особенности в нефтегазовом комплексе России. // Журнал институциональных исследований. - 2011. - Т. 3. - № 2. - C. 98-103.
27. Волков А.А. О дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. - 2007. - № 1. - С. 49-52.
28. Гурвич Е. Нефтегазовая рента в российской экономике. //Вопросы экономики. - 2010. - №11
29. Елисеева О.А., Лукьянова А.С., Тарасова А.Э. Исследование перспектив и анализ рисков развития газовой отрасли России // Известия академии наук. Энергетика. - 2010. - №4.
30. Жукова И.В. Рентное налогообложение как механизм повышения доходности бюджета за счет платежей в недропользовании. // Власть и управление на Востоке России. - 2007. - №2(39). - C. 20-24.
31. Заика В.С. Проблемы и направления налогообложения нефтедобычи в России // Экономические науки. Финансы, денежное обращение и кредит. - 2010. - №8(69).
32. Ковалев Н.Р., Юшкевич Е.Е. Изъятие ренты: содержательнокластерный аспект от постулатов А. Смита до реалий Российской трансформационной экономики. // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2004. -Т. 9. - С. 14 - 19.
33. Понкратов В.В. Налогообложение добычи газового конденсата: актуальные проблемы // Журнал «Финансы». - 2011. - №11
34. Министерство энергетики РФ. - [Электронный ресурс]. - URL: http: //minenergo. gov.ru
35. ПАО Лукойл. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/