ВВЕДЕНИЕ 10
1. КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА 14
1.1 ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 14
1.2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ СЕТЕВОГО ТИПА В РОССИИ 26
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «НОРДСТРОЙ» 37
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «НОРДСТРОЙ» 37
2.2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «НОРДСТРОЙ» 46
2.3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «НОРДСТРОЙ» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 99
ПРИЛОЖЕНИЕ К 100
В настоящее время каждое предприятие имеет свою службу персонала. Во многих организациях ежедневно рассматривается множество вопросов по поводу моделирования компетенций, оценки, обучения, развития своих сотрудников и принимается значительное количество решения на разных уровнях. Развитие персонала в организации по праву заняло достойное место в системе управления персоналом наряду с такими ключевыми подразделениями организации, как финансовый отдел, отдел продаж, производственный отдел ит.д. Таким образом, для повышения квалификации персонала в организациях ведется обучение, которое помогает организации успешно развиваться, так как квалифицированные специалисты на сегодняшний день очень ценятся на рынке труда.
Организации сетевого типа не являются исключением и также стремятся к развитию своего персонала. Чем выше уровень квалификации персонала, тем сложнее и четче должна быть разработана система обучения персонала. Вопрос о способах, видах и правилах ведения и организации обучения всегда актуален, по причине стремления каждой организации к качественному персоналу и продуктивному рабочему процессу.
Источниковой базой данной работы стали учебные пособия и книги, посвященные различным аспектам повышения квалификации и обучения персонала в организациях. Они учитывают последние разработки в области методического обучения персонала. Можно выделить следующие значимые работы: Т. Базаров «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты», В.Р. Веснин «Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе», А. П. Волгин, В.И. «Управление персоналом в условиях рыночной экономики, И.Б. Дуракова «Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта», В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т Пихало «Управление персоналом», П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов «Технология управления персоналом.
Настольная книга менеджера», Дж. М. Иванцевич, А.А. Лобанов «Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом», А.Я. Кибанов «Основы управления персоналом, М.Н. Киселева «Оценка персонала», М.И. Королевский «Поиск и отбор персонала», Б.Г. Мазманова «Управление оплат ой труда: Учеб. пособие, Е.В. Маслов «Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие», Н.В. Самоукина «Настольная книга директора по персоналу: полное практическое руководство», Н.В. Самоукина «Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах», Э.Е. Старобинский «Как управлять персоналом: Учебное практическое пособие», Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова «Управление персоналом в малом и среднем бизнесе», Я. Фитценц «Рентабельность инвестиций в персонал. Измерение экономической ценности персонала», А. Хайэм «Как вдохновить сотрудников. Поиски стимулов и управления эмоциями», В.П. Шейнов «Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера», С.В. Шекшня «Управление персоналом современной организации», В.И. Шкатулла «Настольная книга менеджера по кадрам».
В данных источниках представлена информация о видах, методах, процессах повышения квалификации персонала, а также примеры зарубежных опытов обучения и развития персонала.
Объект выпускной квалификационной работы:система повышение квалификации персонала.
Предметом данной работы выступает система повышения квалификации персонала в организации сетевого типа «Нордстрой».
Цель работы:Анализ системы повышения квалификации в ООО «Нордстрой» с целью выявления достоинств и недостатков в системе повышения квалификации персонала в организации сетевого типа.
В ходе написания данной работы необходимо подробно изучить несколько задач:
1. Провести анализ успешных практик повышения квалификации персонала как в России, так и за рубежом.
2. Охарактеризовать специфику системы повышения квалификации персонала в организации сетевого типа на примере «Нордстрой»;
3. Предложить рекомендации по усовершенствованию системы повышения квалификации персонала в ООО «Нордстрой» с учетом современных видов и способов обучения.
Основными методами исследования являются метод сравнительного анализа использованных источников, системный анализ, а также процессный подход, который был использован для анализа процессов в системе подготовки персонала в организациях сетевого типа.
Теоретическая значимость данного проекта характеризуются тем, что сделанные выводы и предположения вносят определенный вклад в понимание процессов, определяющих эффективность подготовки персонала, и могут быть использованы для формирования модели конкурентоспособности организации.
Практическая значимость результатов проявляется в предложении рекомендаций по усовершенствованию системы повышения квалификации персонала в организации сетевого типа ООО «Нордстрой», предполагается внедрение данных рекомендаций.
Новизна исследования:
1. Установлено, что основное развитие систем, методов и видов повышения квалификации персонала было разработано в зарубежных успешных компаниях, таких как ТОУОТЛ,Ргос1ег&ОашЬ1ее, Hewlett- Packard. Наиболее активным периодом развития систем повышения квалификации персонала стали 90-егоды за рубежом и 2000-е в России. Выявлено, что наиболее успешные практики повышения квалификации персонала в России были разработаны компанией «Протек», за рубежом компанией TOYOTA.
2. Определено, что специфика системы повышения квалификации персонала в организации сетевого типа на примере ООО «Нордстрой» заключается в унификации образовательных модулей без учета специфики регионального развития, уровня подготовки персонала и личностных устремлений каждого работника.
3. Предложены следующие рекомендации по усовершенствованию системы повышения квалификации персонала в ООО «Нордстрой»: провести исследование карьерных устремлений и предпочтений сотрудников компании, создать Центр развития и оценки персонала с целью создания личностно-ориентированных программ подготовки персонала.
Базой для написания работы является ООО «Нордстрой» города Томска. ООО «Нордстрой» официальный представитель и партнер различных российских и зарубежных производителей на рынке строительно - отделочных материалов г. Томска. Данная организация занимается продажей строительно - отделочных материалов и сервисным обслуживанием своих клиентов с 1993 года.
Алгоритм проведения исследования позволил разработать структуру дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, в настоящее время трудно представить себе какую- либо организацию, где не существовало бы профессионального развития персонала. Для успешного и продолжительного цикла организации на рынке, она должна обладать системой повышения квалификации персонала.
Актуальность исследования выбранной темы действительно подтверждена тем, что разнообразие систем, методов, видов может служить в качестве эффективного профессионального развития персонала и соответственно развитию организации. Инструментарием для решения стратегических задач повышения квалификации персонала может служить разработка и построение универсальной системы повышения квалификации персонала.
При написании работы была достигнута общая цель: разработана универсальная система повышения квалификации персонала в организации сетевого типа «Нордстрой». А также достигнуты следующие результаты:
• на основе сравнительного анализа существующих систем повышения квалификации персонала в России за рубежом, были выявлены наилучшие практики повышения квалификации персонала, наиболее эффективными оказались зарубежные практики;
• установлено, что для сетевых организаций характерно объединение внутренней и внешней форм повышения квалификации персонала, внутреннюю форму использовать, как дополнительное обучение, а внешнюю, как основное. Этот способ позволяет контролировать затраты и постоянно развивать своих сотрудников;
• определена специфика системы повышения квалификации персонала в организации сетевого типа ООО «Нордстрой» с помощью внутреннего анализа организации;
• предложены рекомендации по усовершенствованию системы повышения квалификации персонала в ООО «Нордстрой»: провести исследование карьерных устремлений и предпочтений сотрудников компании, создать Центр развития и оценки персонала с целью создания личностно-ориентированных программ подготовки персонала.
В настоящее время динамично развивается сфера обучения и повышения квалификации персонала. Данный процесс обучения сотрудников с каждым днем привлекает внимание и рождает интерес у большинства руководителей разных организаций. Сетевые организации требуют наибольшего внимания в профессиональном развитие своих сотрудников, так как в данных организациях трудится большое количество людей, которых нужно постоянно обучать для того, чтобы организация успешно функционировала.
1. Базаров Т., Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. - М.: Кнорус, 2011. - 205 с.
2. Веснин В.Р, Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2010. - 216 с.
3. Волгин А.П., Матирко В.И. и др., Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 2012. - 118 с.
4. Дуракова И.Б., Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2008. - 102 с.
5. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т., Управление персоналом. - М.: Академия, 2010. - 302 с.
6. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г., Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 2009. - 215 с.
7. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А., Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 2008. -134 с.
8. Кибанов А.Я., Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М,
2013. - 447 с.
9. Киселева М.Н., Оценка персонала. - Спб: Питер, 2015. - 256 с.
10. Королевский М.И., Поиск и отбор персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. - 105 с.
11. Мазманова Б.Г., Управление оплат ой труда: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 188 с.
12. Маслов Е.В., Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 211 с.
13. Маслоу А., Мотивация и личность. - Спб.: Питер, 2011. - 154 с.
14. Морнель П., Технология эффективного найма. Новая система оценки и подбора персонала. - М.: Добрая книга, 2010. - 178 с.
15. Пуденко Т.И., Продуктивная работа персонала. - Ь.6 Изд-во МГУ, 2009. -78 с.
16. Самоукина Н.В., Настольная книга директора по персоналу: полное практическое руководство - Феникс, 2013. - 331с.
17. Самоукина Н.В., Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. - М.: ЭКСМО, 2010. - 211 с.
18. Спенсер Л.М., Спенсер С. М., Компетенции atwork. Модели максимальной эффективности работы. - М.: HIPPO, 2008. - 214 с.
19. Старобинский Э.Е., Как управлять персоналом: Учебное практическое пособие. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2009. - 258 с.
20. Уорд П., Метод 360 градусов. - М.: HIPPO, 2009. - 228с.
21. Уткин Э.А., Кочеткова А.И., Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 2013. - 253 с.
22. Фитценц Я., Рентабельность инвестиций в персонал. Измерение экономической ценности персонала. - М.: Вершина, 2009. - 145 с.
23. Хайэм А., Как вдохновить сотрудников. Поиски стимулов и управления эмоциями. - М.: Вершина, 2009. - 176 с.
24. Шейнов В.П., как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера. - М.: Ассиана, 2006. - 223 с.
25. Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа «Интел- Синтез»,2010. - 312 с.
26. Шкатулла В.И., Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2008. - 198 с.
27. Якокка ли, Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 2008. - 201 с.
28. Официальный сайт ООО «Нордстрой». http://www.stroysa.tomsk.ru