ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста 18
1.3. Возможности внеурочной деятельности в развитии патриотического
воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях по киноискусству 26
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КИОИСКУССТВУ 32
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития патриотической
воспитанности у детей младшего школьного возраста 32
2.2. Организация работы по патриотическому воспитанию детей младшего
школьного возраста на занятиях по киноискусству 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одно из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Это обусловлено потребностью российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, признанная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Многие авторы уверяют, что патриотическое воспитание младшего школьного возраста сошло «на нет». Например, И.А. Агапова и М.А. Давыдова выделяют факторы, которые этому способствуют: усиленное обсуждение в СМИ о том, что Россия идет по ошибочному пути развития, отсутствие общей государственной идеологии, а также воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме [1].
Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев в своем методическом пособии пишут: «В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественна война). На рубеже XX-XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее не вызывает сомнения, если мы не хотим быть «Иванами не помнящими родства» [7].
Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л.В., Кербицкова Н.Л.: «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на базе возвышающих человека эмоций патриотизма и почтения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идею патриотизма - вполне реальная задача» [46].
Поэтому считаем, что формирование патриотизма - одна из основных составляющих воспитания детей младшего школьного возраста. Формировать патриотизм необходимо с помощью средств, технологий, которые актуальны в современном мире. Сегодня большая часть людей активно смотрят фильмы, используют медиа-технологии. И с помощью медиа-технологий на уроках, внеклассных занятиях, различных мероприятиях детей младшего школьного возраста необходимо знакомить с произведениями киноискусства. Но чтобы этот процесс был интересен ученикам, необходимо использовать современные методы и приемы, такие как фильмы, анимация и презентации.
Возникает противоречие между острой необходимостью воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста и
неэффективностью современной педагогической практики его воспитания; между возможностью произведений киноискусства влиять на воспитание патриотических чувств детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью её использования [33].
На основании выявленных противоречий и актуальности проблемы сформирована тема исследования «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на занятиях по киноискусству».
Объект - процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на материале произведений киноискусства.
Предмет - комплекс внеклассных занятий на материале киноискусства, направленный на патриотическое воспитание младших школьников.
Цель - теоретическое обоснование и разработка комплекса внеклассных занятий на материале киноискусства, направленного на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основании анализа литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание», применительно к детям младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические особенности
патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности внеурочной деятельности в патриотическом воспитания детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
5. Разработать комплекс занятий на материале произведений киноискусства направленный на патриотическое воспитание.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы: анализ литературы по исследуемой проблеме,
диагностическое исследование, анализ результатов диагностики.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в практике работы с детьми младшего школьного возраста в учебных учреждениях по развитию патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
База исследования: Свердловская область, Сысертский район, МАОУ СОШ№10. Исследование сформированности патриотических знаний проводилось среди учеников 4 класса, в нем приняли участие 22 ребенка, среди которых 13 мальчиков и 9 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике патриотического воспитания младших школьников как важнейшему средству формирования всесторонне развитой личности. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в стране гражданского общества. В настоящее время патриотизм идентифицируется с такими качествами личности, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые деятельность и поведение.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности деятельности на общую пользу.
Выявлены психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. По определению И. Ф. Харламова патриотическое воспитание включает в себя такие компоненты как: когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческий.
Показано, что во внеурочной деятельности школьников заложен большой педагогический потенциал воспитания патриотизма. Под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В конечном итоге, наше исследование показало, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны является одной из самых трудных, но первостепенных задач современной школы. Поэтому уже в начальной школе необходимо создать теоретическую и практическую базу для роста и развития обучающихся идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми.
В данном исследовании для повышения уровня патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста используются возможности киноискусства. Кино-урок в школе позволяет познакомить детей с российскими фильмами об истории Отечества, его культурных достижениях, подвигах его героев. В планировании кино-уроков применяются два подхода.
Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, содержанием произведения, прививать детям любовь к Отечеству.
Второй. Сам процесс восприятия или исполнения фильма, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие критерии патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста:
• когнитивный показатель - сформированность базовых понятий, знание о своей стране, родном крае, отечестве через образы киноискусства;
• мотивационно-ценностный показатель - сформированность
патриотических чувств, гордость за свою страну, любовь к родине;
• деятельностный показатель - активно участвует в делах, проявляет инициативу при организации дел, привлекает других.
Разработан комплекс внеурочных занятий на материале киноискусства, предназначенный для повышения уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Темы занятий: «Патриотизм в киноискусстве», «Героическое прошлое», «День народного единства», «Знакомство с городами героями», «День неизвестного солдата», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Блокадный Ленинград», «День защитника Отечества», «Главный символ Победы: Георгиевская лента», «Главная песня Победы». Предварительно дома, перед занятием были просмотрены фильмы и мультфильмы, отражающие их тематику: «Солдатик», «Орленок», «Минин и Пожарский», «В памяти народной», «Привет с фронта», Дядя Степа- милиционер», «Зимнее утро», «Солдатская сказка», «Георгиевская лента. История и современность», «Песни Победы» - фильм 1. После просмотра фильмов и мультфильмов приводили конкретные факты, имена тех, с кого надо брать пример. Были проведены беседы по этим документальным и художественным произведениям, дети выражали свои впечатления в творческих заданиях. Поощрялась самостоятельность, инициативность. Комплекс внеклассных занятий положительно повлиял на развитие всех выделенных показателей патриотического воспитания. По итогам разработанного комплекса занятий повысился уровень патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста. Ребята стали уважительнее относиться к семье, дому, школе; появилось стремление заботиться о ближних, помогали пожилым людям - переводили старушек через дорогу; к одноклассникам появилось более доброжелательное отношение - стали меньше драться. У детей сложилось понимание, что такое патриотизм и какими качествами должен обладать патриот.
Таким образом, данные цель и задачи исследования достигнуты.
1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе: учебно-методическое пособие / И. Агапова, М. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2015. - 224 с.
2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 23.
3. Айвазян А. А. Методология гражданственности и гражданское самосознание / Современное российское студенчество: историческая память в Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности: Сборник статей Екатеринбург: УрФУ, 2011 с. 9-19.
4. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для воспитателей и учителей / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - Москва: Школьная пресса, 2014. - 142 с. - (Библиотека журнала «Воспитание школьников»).
5. Беблова А.М., Мардиросова Г.Б. Проблема патриотического воспитания современного младшего школьника. В сборнике: Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции "Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных организациях высшего образования" материалы конференции. Адыгейский государственный университет. 2017. С. 244-247.
6. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - 287 с.
7. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации /Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. -М., 2006. -192с.
8. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. - Москва: Просвещение, 2010. - 289 с.
9. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы : Учеб.пособие. - Ростов - на- Дону: РГПИ, 2014. -19с
10. Борисова Е.В. Воспитание патриотизма в современном социокультурном обществе // Педагогическое образование и наука.- 2010.- №
11. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 176 с.
12. Буткевич В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и
современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения. - Минск:
Национальный институт образования, 2010. - 207 с.
13. Вырщиков А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российском обществе. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 272 с.
14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. постановлением
Правительства РФ от 30 декабря 2015 года, №1493.
15. Гурьева И.Н. Создание генеалогического древа в рамках патриотического
воспитания младшего школьника. В сборнике: XIX Ломоносовские чтения Материалы Всероссийской научной конференции. Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Филиал в Коряжме; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2017. С. 71-72.
16. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. И. Даль. Т. 3, 2-е изд., 1882. - 576 с.
17. Данилюк, А.Я. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.образования. — М.: Просвещение, 2016. — 29 с.
18. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы / А. Г. Дмитров. - М: Триумф, 2015. -299 с.
...