СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Пути формирования коммуникативных УУД у школьников 6
1.2. Игровые технологии: понятие, роль и опыт их использования 14
1.3. Игровые педагогические приемы при обучении технологии и их
особенности 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Виды игр и игровых приемов, формирующих коммуникативные УУД
при обучении технологии 29
2.2. Требования к игровой деятельности, позволяющей формировать
коммуникативные УУД школьников при обучении технологии 36
2.3. Уровень сформированности коммуникативных УУД у школьников 41
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО -ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ И АНАЛИЗ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 45
3.1. Сведения об опытно - поисковой работе в школе по формированию
коммуникативных УУД у школьников на уроках технологии 45
3.2. Этапы опытно - поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЯ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Основа современного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО) выдвигает ряд требований к будущему выпускнику школы, предполагая, что он должен овладеть познавательными, личностными, коммуникативными и нормативными универсальными учебными действиями, в основе которых лежит «способность к обучению» [44]. Особая роль в нравственном и социальном умственном развитии ученика принадлежит коммуникативному УУД.
В сложившихся условиях современного образования (инновационные методы и технологии) одним из актуальных вопросов является вопрос путей, методов формирования коммуникативных УУД у школьников. Это связано с тем, что в практике, педагогике и психологии отсутствует единый подход к методам, способам формирования коммуникативных УУД у школьников.
В то же время, базовая основа коммуникативной УУД, коммуникативная сфера деятельности тесно связана с развитием личности человека: в процессе общения возникают внешние и внутренние условия развития с социальной средой, материальными и духовными ценностями. Реализуются, известны объективные, социальные и природные миры, формируется эмоциональная и волевая культура, развиваются межличностные отношения.
Коммуникативные УУД эффектно формируются в рамках всех предметов школьной программы. Образовательный предмет «Технология» обладает значительным потенциалом в сфере освоения школьниками коммуникативных УУД. Особое значение придается процессу обучения технологии игровым технологиям как способу развития у учеников коммуникативных навыков. На каждом уроке технологии учитель имеет возможность развивать классические коммуникативные навыки, которые включают в себя межличностное общение и командную работу в группах и публичные выступления.
Особое значение придается игровым технологиям как способу развития у учеников коммуникативных навыков в процессе обучения технологии.
В последние годы научный интерес к игровым технологиям в образовательном процессе возрос. В настоящее время они определены как инновационные. Учителя стали беспокоиться о таких вопросах, как теоретические аспекты игры, технологии и методы ее организации. Функции игры значительно расширились: она используется в обучении, развивающей деятельности, социализации, творческой, диагностической, коррекционной работе.
Проблему данного исследования определяет из все выше изложенного: современный образовательный процесс в рамках школьного курса «Технология» в целом соответствует требованиям образовательных стандартов, однако при этом не совсем достаточно используются игровые технологии, необходимые для развития коммуникативных УУД у школьников. Данный вид УУД необходим в условиях современных общественных потребностей.
Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему научного исследования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе игровой деятельности школьников при обучении технологии».
Цель исследования: разработать методику использования игровых приемов при обучении технологии, направленной на формирование коммуникативных УУД у школьников.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
- проанализировать методическую и психолого - педагогическую литературу;
• изучить сущность коммуникативных УУД и пути их формирования,
• виды и роль игровых технологий в развитии коммуникативных УУД;
• рассмотреть возможности школьного курса «Технология» в развитии у школьников коммуникативных УУД;
• выявить эффективность применения разработанной методики в ходе опытно-поисковой работы.
Объект исследования - процесс обучения технологии в школе.
Предметом исследования - использование игровых приемов в процессе обучения технологии для развития коммуникативных УУД у школьников.
Гипотеза: эффективность формирования коммуникативных УУД у школьников при обучении технологии повысится, если на уроках и во внеурочной деятельности применять систему игровых приемов в соответствии с рядом требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (индивидуальное выступление, командное выполнение, распределение ролей, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет познавательных интересов школьников, учет индивидуальных особенностей учащихся.
Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из восьми параграфов и последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, библиографического списка и приложений.
Формирование личности школьника в системе основного общего образования невозможно без развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), являющихся в соответствии с ФГОС ООО основой организации делового общения учащихся друг с другом и с учителем в течение всего образовательно-воспитательного процесса.
Именно коммуникативные навыки школьников обеспечивают социальную компетентность и учитывают положение других людей, формируют способность слушать и вступать в диалог, а также выстраивать позитивные отношения со сверстниками и взрослыми. Ведущая роль в формировании этих образовательных действий, безусловно, принадлежит школе.
Сформированные коммуникативные навыки на уроках технологии приобретают особую важность в условиях организации разных видов взаимодействия учащихся, без которых невозможно сформировать личные и коммуникативные навыки самостоятельно. Учащийся готовится к сотрудничеству в обществе, приобретает способность вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем, обосновывать свои собственные утверждения, точно формулировать свои идеи и принимать мнения других людей. Это требует, чтобы учащиеся были в состоянии взаимодействовать, организовывать свои собственные действия и действия других.
Овладение коммуникативными УУД является актуальной проблемой для современного школьника, поскольку именно они необходимы как в школьной, так и в реальной жизни при решении различных ситуаций. Ведущее место среди методических приемов, которые наиболее часто используются учителями школы для формирования коммуникативных УУД при изучении технологии, занимает игровая деятельность.
Используемые на уроках игровые моменты вызывают у учащихся особый интерес к изучению данного предмета, что хорошо сказывается на их визуальной активности и отношения к занятиям.
Использование игровых моментов на уроках технологии дает положительные результаты в развитии творческих способностей учащихся, а также вызывает внимание и интерес к общению и творчеству. Игровые задания в рамках предмета «Технология» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий отвечают ряду требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (распределение ролей, командное выполнение, индивидуальное выступление, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет индивидуальных особенностей учащихся, учет познавательных интересов школьников.
Для оценки эффективности использования игровых технологий для формирования коммуникативных УУД у школьников при обучении технологии нами использовалась система игр и игровых приемов:
1. Театрализованная игра (активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь, развивает коммуникативные навыки);
2. Викторина «Феерия рукоделия» (моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности, возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению);
3. Креативный игровой тренинг «Поиск идей» - сюжетно-ролевая игра «Дизайнерская мастерская» (развитие коммуникативных УУД происходило в результате организованной групповой работы).
Опытно-поисковая работа проведена на основе использования сокращенной схемы мониторинга за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся, разработанной Э.М. Александровской, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).
В ходе исследования было установлено, что коммуникативные УУД учащихся на уроках технологии эффективно формируются при использовании игрового метода. Благодаря использованию игровых технологий, обучение становится интересным и посильным для выполнения занятий. Методы игры обеспечивают плавный переход от игры к дальнейшему серьезному обучению.
Таким образом, использование игровых технологий в образовательном процессе направлено на формирование и развитие личностных качеств всех участников игрового пространства. В игровой деятельности формируются такие компетенции, которые не могут быть сформированы при текстовым обучением.
Подтверждение гипотезы о том, что эффективность формирования коммуникативных УУД у обучающихся при обучении технологии повысится, если на уроках и во внеурочной деятельности применять систему игровых приемов в соответствии с рядом требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (распределение ролей, командное выполнение, индивидуальное выступление, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет индивидуальных особенностей учащихся, учет познавательных интересов школьников.
1. Александрова Л.М., Филатова К.И. Использование игровых технологий на уровках изобразительного искусства в начальной школе // Символ науки. 2016. № 4-2 (16). С. 72-74
2. Апполонова Н.В. Проблемный диалог на уроках: через обращение к коммуникативным УУД / В книге: Современные проблемы естественноййрз: //elibrary.ru/item.asp?id=25738179математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернетконференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. 2015. С. 80-86.
3. Бобырев А.В. Сущность и значение игровой деятельности на уроках технологии // В сборнике: Проблемы теории и практики современной науки материалы VII международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». 2016. С. 37-44
4. Бобырев А.В., Шутова Е.В. Инновационная игровая деятельность на уроках в общеобразовательном учреждении // Педагогика и современность. 2017. № 1 (27). С. 33-39
5. Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников.— СПб., 2013
6. Бычкова К.Г. Особенности применения технологии организации игровой деятельности у ученос процессе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016.№ 7. С. 124-129
7. Валиулина И.Е., Задкова С.А. Приемы технологии развития критического мышления, способствующих развитию коммуникативных УУД обучающихся // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 27-29
8. Валичонова С.Р. Использование игровых технологий на занятиях русского языка в целях формирования коммуникативной компетенции // Вестник Института языков. 2014. Т. 1. № 13. С. 67-70
9. Винник В.К., Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 52
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997.
12. Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формрования у школьника коммуникативных УУД // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2 (82). С. 25-27
13. Галямина, Э.М. Методика преподавания технологии / Э.М. Галямина, В.В. Выгонов. М.: Академия, 2013. 176 с
14. Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности учащихся // Наука и образование: материалы Международной заочной научно - практической конференции Чехия. Прага, 2014.
15. Гревцев И.А. Практические основы использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в период реализации ФГОС ООО // Вестник магистратуры. 2017. № 9 (72). С. 7-9...