Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ 6
1.1. Определение смешанного обучения в научно-методической
литературе 6
1.2. Особенности реализации смешанного обучения 10
1.3. Модели смешанного обучения 16
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ 20
2.1. Метапредметные образовательные результаты и их диагностика 20
2.2. Применение смешанного обучения на уроках технологии, модель
«Перевернутый класс» на уроках технологии 24
2.3. Применение в школах моделей смешанного обучения 31
2.4. Разработанные уроки технологии по модели «Перевернутый класс». ...34
Глава III. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА 41
3.1 Организация и проведение опытно поисковой работы 41
3.2 Анализ результатов опытно поисковой работы 57
Заключение 60
Список литературы 62
Двадцать первый век - это век высоких технологий, век глобальной компьютеризации и информатизации, предоставляющий современному обществу много новых возможностей помогающих сохранять силы и время. Еще совсем недавно, несколько лет назад, мы и представить не могли, что компьютеры будут у каждого дома, а тем более, что мини компьютеры - телефоны будут у каждого в кармане. Сейчас, наверное, нет ни одной области производства, где бы ни применялись новейшие технологии, облегчающие жизнь человека.
Подготовка специалистов для предприятий начинается уже в школе. В настоящее время мы можем наблюдать постоянный рост влияния цифровых технологий на человека. Особенно сильно воздействуют они на детей: еще лет двадцать с небольшим назад ребенок с удовольствием посмотрел бы фильм или прочитал книгу, а сегодня, под сильным давлением рекламы, игровых приставок, электронных игрушек, компьютерных технологий, информации и т.д. современные дети все сильнее «отрываются от реальности». Сейчас, если школьнику потребуется прочтение книги, он уже не пойдет в библиотеку, а скачает ее на свой планшет или телефон (как аудиофайл).
Каждый учитель теперь может сделать свой урок более красочным и увлекательным, используя при этом ИКТ. При помощи различных компьютерных программ, таких как Microsoft, PowerPoint, PhotoShop, Paint, программ для создания схем, чертежей и графиков преподаватель сокращает время подготовки к уроку, создает интересные возможности для организации изучения отдельных тем, как для изучения, так и для самостоятельной работы. Все это повышает авторитет учителя в глазах учащихся.
Как утверждают некоторые специалисты [24], мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью компьютерных технологий (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования).
Одним из ключевых моментов к выбору темы выпускной квалифицированной работы является модернизациясистемы образования, которая представляет собой совершенно новые вызовы и требования к обучению и подготовке не только учителей, но и школьников, а также формирование новых подходов и форм обучения.
В рамках перехода на новый ФГОС предметная область «Технология» наполняется новым содержанием, а именно, дополняется информатикой и ИКТ. Вследствие стремительно развивающихся цифровых технологий учителю необходимо уметь ориентироваться в таком цифровом пространстве и уметь применять в своей педагогической деятельности ИКТ технологии[1].
В предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:
1. Введение в контекст создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества, ее закономерностей, пять современных тенденций, сущности инновационной деятельности;
2. Получения опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессе разработки технологических решений и их применения, изучения и анализа меняющихся потребностей человека и общества;
3. Введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение.
Гипотеза: реализация смешанного обучения, основанная на модели «Перевернутый класс», позволяет достичь более высоких предметных и метапредметных образовательных результатов.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между применением традиционных образовательных методик и необходимостью введения методов смешанного обучения в содержание данной предметной области.
Объект исследования: образовательный процесс по технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методы смешанного обучения на уроках технологии.
Цель работы: разработать и реализовать смешанное обучение на уроках технологии в школе.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие
задачи:
1. Рассмотреть определение смешанное обучение.
2. Рассмотреть особенности смешанного обучения.
3. Рассмотреть применение смешанного обучения на уроках технологии.
4. Разработать уроки технологии по методу «Перевернутый класс».
5. Провести апробацию и проанализировать результаты.
В данной работе мы выполнили поставленные задачи, а именно:
1. Рассмотрели определение смешанного обучения.
2. Рассмотрели особенности смешанного обучения.
3. Рассмотрели применение смешанного обучения на уроках технологии.
4. Разработали уроки технологии по модели «Перевернутый класс».
5. Провели апробацию и проанализировали результаты.
Была рассмотрена история развития применения смешанного обучения, рассмотрены различные точки зрения на определения смешанного обучения, рассмотрены модели смешанного обучения, изучены положительные стороны использования смешанного обучения и его недостатки, возникающие при выполнении работы.
Была рассмотрена модель смешанного обучения как предполагаемый элемент самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, группированию опыта обучения с учителем и с обучение онлайн, но для этого ему необходимо иметь компьютер или другое устройство с подключением к интернету, что не у каждого ученика в наличии. Это самый главный недостаток для перехода на смешанное обучение. Конечно, его можно решить посещением школьной библиотеки и выполнить домашнее задание там, но не в каждой школе есть такая возможность.
Еще одна проблема - недостаточная ИТ-грамотность. Нередко препятствием для внедрения этого подхода становиться низкий уровень владения технологиями (данной школе уже третий год как отменили уроки информатики в начальной школе).
В условиях российской школы дополнительные затраты требуются и на оснащение кабинетов необходимой компьютерной техникой, а в некоторых случаях и на дополнительные помещения (из -за отсутствия места в кабинете технологии).
Был выявлен весомый «тормозящий» фактор - смешанное обучение требует не только технической поддержки, но и определенных затрат на:
создание (поиск) видео материалов, обучающих программ и тестирующих модулей;
необходимость разработать инструкцию для учеников по использованию данных материалов;
дополнительную трату времени для подготовки в переходный период.
Таким образом, цель рассмотреть реализацию смешанного обучения на уроках технологии выполнена. Гипотеза подтвердилась частично, так как не смогли все дети поучаствовать в опытно поисковой работе из-за отсутствия у них технических средств.
В будущем смешанное обучение будет развиваться благодаря внедрению новых форм электронного обучения и развитию моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, что позволит значительно расширить возможности образовательной среды школы и может даже выйти за его пределы.
1. Министерство образования и науки Российской
Федерации//Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (5-9 кл.) // Опубликовано: 17 декабря 2010 года № 1897.
2. Министерство образования и науки утвердило изменения в ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413//стандарт Приказом от 29.06.2017 г. №613 Опубликовано: 26.07.2017 № 47532
3. Blended Learning: Personalizing Education for Students // Coursera.
[Электронный ресурс]. Параметры доступа:
https://ru.coursera.org/learn/blending-learning-personalization(дата обращения: 13.06.2019).
4. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И. Интернет-технологии в образовании. // Тамбов: Издательство ТГТУ // 2002. 114 с.
5. Андреева Н.В. Смешанное обучение для «чайников»: основные
принципы и подходы // Мобильное Электронное Образование.[Электронный ресурс]. Параметры доступа: https://mob-edu.ru/blog/videos/smeshannoe-
obuchenie-dlya-chajnikov/ (дата обращения 21.10.2019).
6. Андреева Н.В., Марголис А.А. Семинар по смешанному обучению
МГППУ [Электронный ресурс]. Параметры доступа:
https://youtu.be/XC88p0T1EF (дата обращения 19.10.2019).
7. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. Москва: Буки Веди . 2016. 280 с.
8. Афонин Сергей 16.04.2017. 6 моделей смешанного обучения
[Электронный ресурс]. Параметры доступа: http://sergeyafonin.ru/6-modelej- smeshannogo-obucheniya/(дата обращения: 19.06.2019).
9. Богославец Л.Г. // Сопровождение профессиональной успешности педагога в школе // учебно-методическое пособие // Л.Г. Богославец. Москва: ТЦ Сфера // 2015. 210 с.
10. Вайндорф-Сысоева М.Е. // Педагогика в виртуальной образовательной среде. Хрестоматия. Москва: МГОУ. 2006. 167 с.
11. Волкова С.В. // Преимущества и недостатки дистанционного обучения в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. Параметры доступа: //ййр://пзрог1а1.ги/зЬко1а/га7пое/11Ьгагу/2015/09/07/рге1тизйсйез1уа(дата обращения: 21.07.2019).
12. Голубева О.Б., Никифорова О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы. Журнал Современные проблемы науки и образования. №6.
13. Дементиевская Н.П., Морзе Н.В. Компьютерные технологии для развития учеников и учителей // Информационные технологии и средства учебы: Собрание научных трудов // Под ред. В.Ю.Быкова, Ю.О.Жука: Атака, 2005.
14. Желдаков М.И. // Внедрения информационных технологий в учебный процесс // Минск. Новое знание // 2003.152 с.
15. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе // Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. Москва: Просвещение. 2011...