Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 5
1.1. Особенности средств оздоровительной
физической культуры 5
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного
возраста 16
1.3. Методика восточной гимнастики как средство
формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Организация и методы исследования 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 54
Здоровье и физическое развитие детей - это первооснова формирования личности ребёнка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования у детей практических навыков здорового образа жизни, сознательную потребность в систематических занятиях физической культурой.
Главные задачи дошкольного учреждения направлены на укрепление и сохранение здоровья детей. По статистике 30-40% детей к началу поступления в школу имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате и снижение функций организма, что затрудняет полноценное физическое развитие. Недостаточность и мало изученность исследований проблем разработки и применение здоровьесберегающих технологий разной направленности, в формировании здорового образа жизни детей
дошкольного возраста, в педагогической науке и практике заслуживает особого внимания [20].
Для решения проблемы необходимо использование в работе нетрадиционных форм оздоровительной направленности с элементами хатха- йоги. Характеризуют упражнения системы хатха-йоги как средство для оздоровления организма и физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость использования элементов хатха-йоги с детьми вызвана тем, что методика восточной гимнастики позволяет комплексно воздействовать на физическое развитие и повышение состояния здоровья детей. На основе асан разрабатываются комплексы, оказывающие целенаправленный оздоровительный эффект на организм с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка. Упражнения хатха-йоги развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, и эластичность связок; укрепляют мышечный корсет, что является профилактикой опорнодвигательного аппарата, развивают крупную и мелкую моторику; улучшают координацию движений и работу вестибулярного аппарата; выполняются без снарядов, что позволяет задавать организму необходимый объём физической нагрузки независимо от внешних условий. Хатха-йога развивает психофизические качества, воображение и память, где дети превращаются в животных или растения, что повышает интерес к физкультурным занятиям [5].
Главными задачами дошкольного учреждения являются: сохранение и укрепление здоровья детей, развитие и повышение функций организма, его защитных свойств, воспитание потребности в здоровом образе жизни и в двигательной активности.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с применением восточной гимнастики.
Предмет исследования: методика восточной гимнастики как средство формирования здорового образа жизни старших дошкольников.
Цель исследования: влияние восточной гимнастики на формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, были сформулированы задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику с применением восточной гимнастики для формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить эффективность использования средств восточной гимнастики на формирование здорового образа жизни старших дошкольников.
ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В разработанную нами программу занятий оздоровительной гимнастикой с детьми дошкольного возраста вошли асаны классической хатха-йоги. Исследование эффективности влияния занятий оздоровительной гимнастикой с элементами хатха-йоги на улучшение опорно-двигательного аппарата осуществлялось на основе показателей тестирования на гибкость и статическую координацию тела. Исследование результатов до и после эксперимента показало, что в процессе занятий оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йоги с детьми старшего дошкольного возраста улучшается гибкость, сила мышц и статическая устойчивость.
Двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения благотворно влияют на развитие функций нервной системы, повышается подвижность и стабильность нервных процессов. Для физического развития необходимо регулярно заниматься физкультурой. Хатха-йога может быть использована как дополнение к развитию движений и общеразвивающих упражнений, так и быть дополнительным оздоровительным занятием.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что ведущее место в образовательном процессе должно быть направлено на физическое развитие детей дошкольного возраста. На решение оздоровительных задач и формирование здорового образа жизни через непосредственную образовательную деятельность, в которую необходимо включать для повышения двигательной активности нетрадиционные системы для повышения оздоровления организма и его функциональных возможностей. Одной из систем является применение элементов гимнастики хатха-йоги.
На занятиях применяется игровой метод. Такие занятия обеспечивают заинтересованность детей, позволяют увеличивать двигательную активность и повысить эмоциональный фон.
Использование упражнений хатха-йоги на физкультурном занятии улучшают психо-физические качества и способствуют гармоничному развитию детей.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений с применением хатха-йоги на утренней гимнастики. Данный комплекс направлен на физическое развитие детей. Посредством комплекса были сформированы представления и навыки здорового образа жизни и их значение, умение применять в самостоятельной деятельности и тем самым повысить интерес к физкультурным занятиям и оздоровление организма в целом.
3. Проведенная работа показала результат предложенного комплекса физических упражнений хатха-йоги, которая была выявлена в повышение уровня физического развития детей. Эксперимент подтвердил положительное влияние и повысил интерес детей к систематическим занятиям.
Предложенный комплекс упражнений хатха-йоги подтвердил эффективность в формировании здорового образа жизни, с достоверным увеличением показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - Москва: 1988. - 208с.
2. Безденежных,Г. А. Педагогическая эффективность физкультурнооздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста / Г. А. Безденежных // Проблемы и перспективы развития образования: материалы - Пермь: Меркурий, 2012. - 48с.
3. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми / Е.А. Бабенкова. - Москва: Методическое пособие преподавателям физической культуры,
2003. - 112с.
4. Бойко, Е. А. Питание и диета для спортсменов / Е. А. Бойко. - Москва: Вече, 2006. - 176 с.
5. Белош, О. Г. Йога: визуальный самоучитель / О.Г. Белош. - Минск:
2004. - 458 с.
6. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. - Москва: Пособие для воспитателей детского сада, 1986 - 89с.
7. Горцев, Г.Н. Аэробика, фитнесс, шейпинг. / Г.Н. Горцев. - Москва, 1999. -276 с.
8. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. / А. А. Гужаловский. - Минск, 1978. - 231 с.
9. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: / В. И. Дубровский. - Москва: 1998. - 432с.
10. Дьяконов, В. В. Развитие двигательных качеств школьников на уроках физической культуры / В.В. Дьяконов / Тезисы докладов. Первая Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене, 1978. - № 6. - С. 2-6.
11. Зимкин, Н. В. Физиология человека. / Н. В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 254с.
12. Игнатьева, Т.П. Практическая Хатха-йога для детей / Т.П. Игнатьева. - Санкт-Петербург: Гармонизирующие комплексы, 2003. - 50с.
13. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «дошкольная педагогика и психология» / А. В. Кенеман Москва: - 1978. - 272 с.
14. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова. - Москва: 2003. - 192с.
15. Кудрявцев, М. Д. Развитие самостоятельности младших школьников на уроках физической культуры /М.Д. Кудрявцев // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.65-69...