ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 17-18 ЛЕТ С
ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА 6
1.1. Характеристика ожирения 6
1.2. Возрастные характеристики учащихся 17-18 лет 17
ГЛАВА 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ
ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЕ ТЕЛА 26
2.1. Средства оздоровительной физической культуры 26
2.2. Методы оздоровительной физической культуры 31
2.3. Контроль и оценка состояния здоровья занимающихся оздоровитель
ной физической культурой 34
2.4. Организация исследования 43
2.5. Методы исследования 44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность. В XXI веке актуальна проблема ранней смертности населения. Одна из главных причин это ожирение - заболевание, которое в последствие приводит к нарушению обмена веществ и как следствие развитию различного рода заболеваний. К счастью с ожирением можно бороться различными методами: занятие физической культурой, закаливание, правильное питание, соблюдение правил гигиены.
По статистике ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) с 2001 по 2016 года избыточной массой тела стали страдать почти вдвое больше людей. 23% мужчин и 28% женщин в России страдаю ожирением. Детское или подростковое ожирение не уступает взрослому, по статистике на 2015 год 27% детей школьного возраста страдают избыточной массой тела.
В школах занятия физической культурой можно разделить по структуре движения: упражнения циклического и ациклического плана. Данное разделение обуславливает степень влияния на организм физической культуры в школе.
Циклические упражнения - это двигательные действия, которые повторяются с определенным циклом. Например: бег, ходьба, ходьба на лыжах, плавание и другие элементы которые входят в школьную образовательную программу.
Ациклические упражнения - применяются с целью развития функций опорно-двигательного аппарата, в результате чего происходит развитее физических качеств и организма в целом: сила, реакция, гибкость, подвижность в суставах и нервно-мышечный аппарат.
Ациклические упражнения встречаются часто при занятиях общей физической подготовкой, различными видами гимнастики (ритмическая, атлетическая), группах здоровья и группах продлённого дня.
Если человек здоров и ведет активный образ жизни, он эффективнее справляется со своими обязанностями и достигает более высокого положения в социуме. Проблема физического развития школьников очень актуально в последнее время. Над решением этой проблемы работают много лет различные специалисты (физиологи, методисты, врачи).
Проблемой исследования является недостаточно эффективный выбор средств оздоровительной физической культуры для учащихся 17-18 лет с избыточной массой тела в соответствии с современными требованиями.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс физической культуры в школе.
Предметом исследования является методика оздоровительной физической культуры для учащихся 17-18 лет.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы оздоровительной физической культуры для учащихся с избыточной массой тела.
Задачи исследования:
1) Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2) Определить наиболее эффективные средства и методы
оздоровительной физической культуры при ожирении.
3) Разработать комплекс оздоровительной физической культуры
при ожирении для учащихся 17-18 лет и экспериментально доказать его эффективность.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы из 33 наименований. Текст иллюстрирован таблицами и графиком. Общий объем работы 56 страниц.
Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями, например избыточной массой тела, - укрепление здоровья школьников. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что занятия оздоровительной физической культурой несут позитивный характер и способствуют снижению массы тела занимающихся.
2. Наиболее эффективными средствами оздоровительной физической культуры являются циклические упражнения с оздоровительной направленностью (ходьба, бег, велоезда, гребля, плавание, ходьба на лыжах и др.).
Наиболее эффективными методами оздоровительной физической культуры являются:
• метод максимальных усилий
• метод непредельных усилий
• метод динамических усилий
• «ударный» метод
• метод изометрических усилий
3. Был разработан и была доказана эффективность предложенного комплекса упражнений оздоровительной физической культуры, которая была выявлена в достоверном увеличении показателей учащихся 17-18 лет с избыточной массой тела в следующих тестах:
• «ЧСС в покое», уд/мин. - 65±1,44
• «Лестница», уд/мин. - 120±1,85
• «Приседания», уд/мин. - 75±0,62
• «Подскоки», уд/мин. - 78±0,72
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемый нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на учащихся 17-18 лет с избыточной массой тела.
1. Агеевец, В. К. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В.К. Агеевец // Теория и практика физической культуры, 2004. - № 2004. - № 5. - С. 12-16
2. Акбашев, Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый / Т. Акбашев // Народное образование, 1995. - № 5. - С. 105-110
3. Апанасенко, Г. Л. Проблемы управления здоровьем человека / Наука в олимпийском спорте / Г.Л. Апанасенко. - Москва: Спец. Выпуск, 1999. - С. 56 - 60.
4. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - Москва: Медицина, 1979. - 298 с.
5. Беюл, Е.А. Ожирение / Е.А. Беюл, В.А. Оленева, В.А.
Шатерников. - Москва: Медицина, 1985. - 190 с.
6. Васьков, Ю. В. Рабочая тетрадь учителя 1-4 классы / Ю.В. Васьков. - Харьков: Торсинг, 2014. - 210 с.
7. Волков, В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы / В.К. Волков // Теория и практика физической культуры, 1996. - № 12. - С. 7-10.
8. Воробьев, А. Н. Анатомия силы / А.Н. Воробьев. - Москва: Физкультура и спорт, 1997. - 176 с.
9. Гинзбург, М. М. Ожирение как болезнь образа жизни. Современные аспекты профилактики и лечения / М.М. Гинзбург. - Самара: Изд-во Самарского Госмедуниверситета, 1997. - 48 с.
10. Григоренко, В. Г. Теоретические и методические аспекты оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры / В.Г. Григоренко. - Москва: Изд-во ФСИ России, 1992. - 141 с.
11. Григоренко, В. Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физической и социальной реабилитации человека / В.Г. Григоренко. - Москва: Изд-во ФСИ России, 1993. - 170 с.
12. Давиденко, Д. Основы здорового образа / Д. Давиденко. - Москва, 2017. - С. 57 - 62.
13. Деминская, Л. А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека / Л.А. Деминская. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2007. - № 11. - С. 33-35.
14. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.В. Ермолаев. - Москва: Спорт АкадемияПресс, 2011. - 444 с.
15. Земба, Е. А. Закаливание - составляющая часть оздоровительной системы организма человека // Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2009. - № 3. - С. 91-94...