ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Значение изобразительной деятельности в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .... 32
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности 46
2.3. Сравнительный анализ результатов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 101
В современных быстро меняющихся условиях общество испытывает потребность в людях, способных творчески, нестандартно подходить к решению возникающих проблем. В связи с этим одной из ключевых задач образования является воспитание творческой, свободной, самостоятельной личности, умеющей подходить к решению профессиональных и личностных задач гибко и неординарно. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательная программа дошкольного образования направлена на развитие инициативы и творческих способностей детей на основе соответствующих возрасту видов деятельности [70].
Проблема творчества и творческого развития рассматривалась многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как: М.Е. Богоявленская [7], Л.С. Выготский [11], Д. Гилфорд, Н.Н. Поддъяков [49], С.Л. Рубинштейн [56, 57] и др.
В психолого-педагогической науке сложилось устойчивое представление о том, что развитие личности происходит в процессе деятельности. Именно в ней происходит развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Вопросы развития творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности изучали многие ученые. Так, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе исследовали специфику развития творческих способностей в музыкальной деятельности, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин - в игровой; Н.Н. Поддъяков - в деятельности экспериментирования, Л.А. Парамонова - в творческом конструировании и т.д. [5].
Особое место в развитии творческих способностей детей, по мнению многих ученых (Н.А. Ветлугиной [10], Т.С. Комаровой [30], Г.В. Лабунской [35], И.А. Лыковой [38], А.А. Мелик-Пашаева [40], Н.П. Сакулиной [58], Е.А. Флериной [73] и др.), принадлежит изобразительной деятельности. В исследованиях последних лет (А.Н. Белькова [5], С.Л. Киселева [25], Л.А. Пшеничных [53], В.Е. Сорокина [62], Л.Н. Шутарева [76] и др.) рассматриваются различные модели развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Однако практика показывает, что уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, несмотря на множество исследований по этой проблеме, недостаточен. В современных условиях ощущается недостаток разработанных комплексов занятий для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности.
Возникает противоречие: с одной стороны, существует социальный запрос на развитие изобразительной деятельности дошкольников, которая оказывает положительное влияние на развитие их творческих способностей; с другой стороны, в учреждениях дошкольного образования еще недостаточно методическое обеспечение таких занятий, направленных на развитие творческих способностей.
Из этого противоречия следует проблема исследования: каков должен быть комплекс занятий, обеспечивающий эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, обеспечивающий эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «творческие способности».
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать значение изобразительной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, создание игровой ситуации, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Базой исследования является МАДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Арамиль. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: введение, две главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложение.
Исследование было посвящено развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
В результате анализа психолого-педагогической литературы творческие способности детей дошкольного возраста были определены как индивидуально-психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. В структуру творческих способностей входят мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты.
К особенностям творчества детей старшего дошкольного возраста относятся субъективная новизна продукта, большая важность процесса, а не результата творческой деятельности; рождение замысла в процессе деятельности; насыщенность положительными эмоциями; отсутствие критичности. Условиями развития творческих способностей детей исследователи считают: наполнение жизни детей интересным содержанием и создание за счет этого атмосферы эмоционального благополучия; постоянное использование игровых приемов, ситуаций; использование вариативных форм, средств, методов обучения, разных материалов и т.д.; исключение излишнего дидактизма, сухости, излишней опеки; уважение к процессу и результату творчества детей. Все структурные компоненты творческих способностей старших дошкольников находятся в процессе активного развития.
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста - это активность, направленная на создание изображений предметов и явлений окружающего мира на плоскости и в пространстве. В процессе изобразительной деятельности реализуются возможности развития всех
выделенных компонентов творческих способностей старших дошкольников. В ней развивается мотивация ребенка к творчеству, интерес к творческой деятельности. Многие исследователи доказали возможности формирования творческого воображения и творческого мышления как составляющих когнитивного компонента творческих способностей детей в изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности активно развиваются и другие психические процессы детей старшего дошкольного возраста: ощущения, восприятие, мышление, память, которые также относятся к составляющим творческих способностей. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника, формирование его активности, инициативности, самостоятельности, трудолюбия.
На практическом этапе исследования проводилась работа по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством изобразительной деятельности. Базой исследования являлся МАДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Арамиль. В исследовании принимали участие 20 воспитанников старшей группы.
При проведении педагогической диагностики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами была учтена структура творческих способностей как индивидуально-психологических особенностей дошкольников, выделенная в ходе анализа литературы. В соответствии со структурными компонентами творческих способностей были выделены мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой критерии развития творческих способностей дошкольников. Также были определены уровневые показатели развития творческих способностей старших дошкольников и подобраны диагностические методики.
Анализ результатов исследования показал, что уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Наиболее высокий уровень развития творческих способностей у детей наблюдается по мотивационному и эмоционально-волевому критериям. У большинства дошкольников в группе при среднем уровне мотивации к творчеству, эмоциональности и целеустремленности недостаточно развито творческое мышление. В связи с этим возникла необходимость организации дополнительной работы по данному направлению. Был составлен комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.
В комплекс вошли 27 занятий, распределенных по 3 занятия в месяц. В содержание комплекса входят следующие виды деятельности детей: рисование, лепка, аппликация.
На каждом занятии используются задания, упражнения, игры, направленные на развитие творческих способностей. К ним относятся слушание литературных произведений, слушание музыки, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, а также упражнения, непосредственно выполняемые в изобразительной деятельности.
Повторная диагностика уровня развития творческих способностей детей, проведенная после частичной реализации комплекса занятий, выявила положительную динамику в развитии творческих способностей по всем критериям. Это позволяет говорить об эффективности составленного комплекса занятий.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены.
1. Ананьев, Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б. Г. Ананьев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - Москва : Наука, 1956. - С. 93-97.
2. Бабаева, Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности : метод. пособие / под ред. В. И. Панова. - Москва : Молодая гвардия, 1997. - 65 с.
3. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 128 с.
4. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать : учебно-методическое пособие / Е. С. Белова. - Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. - 144 с.
5. Белькова, А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Белькова ; Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2012. - 272 с.
6. Богатеева, 3. А. Занятия аппликацией в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада / З. А. Богатеева. - Москва : Просвещение, 1988. - 224 с.
7. Богоявленская, М. Е. Исследование динамики развития творческих способностей / М. Е. Богоявленская // Ежегодник Российского психологического общества «Психология сегодня». - 1996. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 139-140.
8. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами : кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / Е. К. Брыкина ; под науч. ред. Т. С. Комаровой. - Москва : Пед. об-во России,
2002. - 143 с.
9. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности / Л. А. Венгер // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 163-165.
10. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - Москва : Педагогика, 1972. - 285 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1996. - 96 с.
12. Гаврилушкина, О. П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - С. 12-16. - URL : http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90326 (дата обращения: 15.09.2019).
13. Гильбух, Ю. З. Внимание: одарённые дети / Ю. З. Гильбух. - Москва : Знание, 1991. - 79 с.
14. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие / Г. Г. Григорьева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 344 с.
15. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под редакцией И. В. Дубровиной. - Москва : Академия,
2003. - 460 с.
16. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-114.
17. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника : метод. пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. - Москва : Мозаика- Синтез, 2007. - 160 с.
...