Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 5
1.1. Характеристика силовых способностей 5
1.2. Возрастные особенности юношей 17-18 лет 10
1.3. Методика развития силы у юношей 17-18 лет 14
Глава 2. Организация и методы исследования 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.2.1. Анализ научно-методической литературы 21
2.2.2. Педагогическое наблюдение 22
2.2.3. Педагогическое тестирование 22
2.2.4. Педагогический эксперимент 26
2.2.5. Метод математической статистики 38
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 55
Актуальность. В наши дни наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся старшей школы, понижение показателей физического развития, увеличение функциональных нарушений. В связи с этим в последнее время на уроках физической культуры всё больше внимания уделяется укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, организации внеурочной деятельности с помощью физических упражнений, систематическое выполнение которых, во-первых, увеличивает
адаптационные возможности организма и его функциональные резервы, а, во-вторых, способствует развитию силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости школьников, другими словами, двигательных качеств учеников.
Под силой принято понимать интегральное физическое качество, от которого в той или иной степени зависит проявление других четырех двигательных качеств (ловкости, выносливости, гибкости и быстроты). Мышечная сила обретает специфические особенности в случае если применяются упражнения отличающиеся друг от друга характером работы опорно-двигательного аппарата, что в особенности заметно при повышении уровня физической подготовленности юношей. Любая работа мышц оказывает воздействие на основные системы организма учащихся, что благоприятствует более гармоничному и полноценному развитию всего организма.
Силовые упражнения способствуют формированию правильной осанки, приобретению легкости в движениях, уверенности в себе. А, например, посредством выполнения скоростно-силовых упражнений можно увеличить упругость мышечной системы (мускулатуры), нарастить активную мышечную массу, уменьшить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани.
Таким образом, силовая подготовленность представляет собой важный аспект в становлении гармонично развитого юноши, отсюда очевидна актуальность данной темы.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития силы у юношей 17-18 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки юношей 17-18 лет.
Предмет исследования: методика развития силы у юношей 17-18 лет на уроках физической культуры.
Цель исследования: повышение уровня развития силы у юношей 17-18 лет.
В соответствии с целью данного исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить и сделать анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2) разработать комплексы упражнений, направленные на развитие силы у юношей 17-18 лет;
3) доказать эффективность применения разработанных комплексов упражнений, направленных на развитие силы у юношей 17-18 лет.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 57 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 45 источников, и 3 приложения. Текст ВКР снабжён таблицами.
Важность физических качеств в жизни человека сложно переоценить, т.к. они необходимы каждому человеку, независимо от того занимается ли он профессиональным спортом или нет. Физическое и моральное состояние человека взаимосвязаны, поэтому каждый должен заботиться не только о личностном развитии, но и о физическом.
Сила - умение индивида одолевать внешнее сопротивление либо противостоять ему при помощи мышц. Она необходима человеку для нормального функционирования организма, а также для поддержания мышц в тонусе.
Анализ научно-методической литературы по нашей теме исследования, а также анализ результатов проведенного нами педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1. Одно из основных условий эффективности развития силы является строгий учет возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, которые характерны для каждого этапа развития учащихся.
Анализ литературных данных показал, что в процессе развития организма подростков происходит естественное увеличение силы мышц.
В результате проведенного исследования было выявлено, что возраст 17-18 лет является оптимальным для развития силы у юношей, т.к. опорнодвигательный аппарат способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу.
2. Нами были разработаны три комплекса упражнений, направленные на развитие силы у юношей 17-18 лет. Данные комплексы (по 5 упражнений в каждом) были включены в основную часть урока и применялись (чередовались) 3 раза в неделю на уроках физической культуры.
3. Сравнение результатов исходного и итогового тестирования экспериментальной группы доказали эффективность разработанных нами комплексов упражнений на развитие силы у юношей 17-18 лет. Показатели по всем тестам увеличились с достоверным отличием (p<0,05). Таким образом, следует подчеркнуть, что при систематическом использовании разработанных нами комплексов силовых упражнений на уроках физической культуры у учащихся наблюдается значительное увеличение мышечной силы.
1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология / А. В. Акрушенко. - Москва: Эксмо, 2011. - 250 с.
2. Арефьев, В. Г. Основы теории и методики физического воспитания / В. Г. Арефьев. - Каменец-Подольский, 2017. - 81 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - Москва,1987. - 223с.
4. Безруких, М. М. Физиология развития человека / М. М. Безруких. - Москва, 2013. - 180 с.
5. Бершнтейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бершнтейн. - Москва, 1966. - 253 с.
6. Булич, Э. Г. Здоровье человека: биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность и её стимуляции / Э. Г. Булич. - Москва, 2011.
• 158 с.
7. Вайнбаум, Я. С. Физические упражнения и здоровье школьников / Я. С. Вайнбаум // Физическая культура в школе, 2014. - №1. - С. 54 - 60.
8. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - Москва, физкультура и спорт, 1988.
• 331 с.
9. Волошин, Е. Г. Сила рук и плечевого пояса / Е. Г. Волошин // Физическая культура в школе, 1991. - №3 - С. 24 - 26.
10. Воробьев, А. Н. Анатомия силы / А. Н. Воробьев. - Москва, 1987. - 143 с.
11. Гальперин, С. И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены) / С. И. Гальперин. - Москва, 1974. - 342 с.
12. Гандельсман, А. Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. - Москва, 1970. - 237 с.
13. Дикуль, О. М. Стать сильным / О. М. Дикуль // Физическая культура в школе, 1991. - №11. - С. 38 - 40.
14. Дорохов, Р. Н. Силовая подготовка школьников / Р. Н. Дорохов. - Москва, 2012. - 186 с.
15. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - Москва, 2001. - 444с...