Методика обучения технике игры в защите волейболисток на начальном этане спортивной подготовки
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 10-12 лет 7
1.1. Определение основных понятий 7
1.2. Характеристика волейбола, как вида спорта 13
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей.... 18
1.4. Анатомо-физиологическая характеристика
волейболистов 10-12 лет 25
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 56
Глава 1. Теоретические предпосылки развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 10-12 лет 7
1.1. Определение основных понятий 7
1.2. Характеристика волейбола, как вида спорта 13
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей.... 18
1.4. Анатомо-физиологическая характеристика
волейболистов 10-12 лет 25
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 56
Становление спортивного мастерства в целом необходимо расценивать как процесс разностороннего совершенствования личности спортсмена. Биологическая сущность этого процесса заключается в непрерывном функциональном улучшении организма спортсмена, происходящем на основе искусственно усложненных взаимодействий его с внешним миром [22].
Подготовка к соревнованиям требует значительно внимания. Заинтересованность к этой проблеме растет с каждым днем. Усилия врачей, физиологов и специалистов по психологии ориентированы на поиск факторов, от которых зависит успех или неудача в соревнованиях, за исключением тренеров-практиков. Ведь через четыре года начинается финальная подготовка к таким важным соревнованиям, как Олимпийские игры. Уже давно стало традицией заранее определить время (день, час) начала соревнований, что позволяет спортсменам, тренерам и исследователям искать новые способы, чтобы в нужный момент раскрыть потенциал спортсмена. Спортивный рекорд или победа в ответственном соревновании - это результат определенной системы тренировок, которая органично включает в себя такие понятия, как динамика объема и интенсивности нагрузки, психологическая, игровая и соревновательная подготовка и многое другое. Поиск ключей к управлению динамикой спортивной формы остается главной проблемой спортивной подготовки. Под спортивной формой понимают состояние оптимальной готовности игроков к достижению высших спортивных результатов. В течение года многие спортсмены добиваются этого, но не всегда удается приобрести спортивную форму к заранее запланированной дате [23, 45].
Современные условия спортивной борьбы на международной арене, имеющие тенденции к дальнейшему расширению и обострению конкуренции, предъявляют все более высокие требования к состоянию физической, психологической готовности спортсмена, к точности управления развитием спортивной формы, ее проявления в конкретных соревнованиях, соревновательная прочность, запас компонентов игровой прочности, особенно в таких длительных туровых соревнованиях, как первенство или чемпионат РФ по волейболу, которое длится 4-5 месяцев. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). Процесс, направленный на повышение физической подготовленности, называют физической подготовкой. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений. Использование контрольных испытаний способствует решению таких задач педагогического процесса, как осуществление сравнительной оценки подготовленности как отдельных занимающихся, так и различных групп; оценка эффективности применяемых в учебнотренировочном процессе средств, методов и форм организации занятий; осуществление объективного контроля за тренировочным процессом одного спортсмена или целых групп; оптимальный отбор детей в определенных видах спорта и участие спортсменов в соревнованиях и т. д...
Подготовка к соревнованиям требует значительно внимания. Заинтересованность к этой проблеме растет с каждым днем. Усилия врачей, физиологов и специалистов по психологии ориентированы на поиск факторов, от которых зависит успех или неудача в соревнованиях, за исключением тренеров-практиков. Ведь через четыре года начинается финальная подготовка к таким важным соревнованиям, как Олимпийские игры. Уже давно стало традицией заранее определить время (день, час) начала соревнований, что позволяет спортсменам, тренерам и исследователям искать новые способы, чтобы в нужный момент раскрыть потенциал спортсмена. Спортивный рекорд или победа в ответственном соревновании - это результат определенной системы тренировок, которая органично включает в себя такие понятия, как динамика объема и интенсивности нагрузки, психологическая, игровая и соревновательная подготовка и многое другое. Поиск ключей к управлению динамикой спортивной формы остается главной проблемой спортивной подготовки. Под спортивной формой понимают состояние оптимальной готовности игроков к достижению высших спортивных результатов. В течение года многие спортсмены добиваются этого, но не всегда удается приобрести спортивную форму к заранее запланированной дате [23, 45].
Современные условия спортивной борьбы на международной арене, имеющие тенденции к дальнейшему расширению и обострению конкуренции, предъявляют все более высокие требования к состоянию физической, психологической готовности спортсмена, к точности управления развитием спортивной формы, ее проявления в конкретных соревнованиях, соревновательная прочность, запас компонентов игровой прочности, особенно в таких длительных туровых соревнованиях, как первенство или чемпионат РФ по волейболу, которое длится 4-5 месяцев. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). Процесс, направленный на повышение физической подготовленности, называют физической подготовкой. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений. Использование контрольных испытаний способствует решению таких задач педагогического процесса, как осуществление сравнительной оценки подготовленности как отдельных занимающихся, так и различных групп; оценка эффективности применяемых в учебнотренировочном процессе средств, методов и форм организации занятий; осуществление объективного контроля за тренировочным процессом одного спортсмена или целых групп; оптимальный отбор детей в определенных видах спорта и участие спортсменов в соревнованиях и т. д...
Физическая подготовка служит первоосновой успешности начального обучения навыкам игры в волейбол и неуклонного повышения уровня спортивного мастерства волейболистов на всем протяжении многолетней подготовки: в сфере подготовки резервов и на уровне спорта высших достижений. Это объясняется тем, что в основе технико-тактических действий, непосредственно обеспечивающих спортивный результат в волейболе (выигрыш-проигрыш, очки, партии, встречи), лежат закономерности двигательной деятельности как совокупности двигательных действий и отдельных движений. А при выполнении движений, в том числе технико-тактических действий, в процесс их развития и реализации вовлекаются все ресурсы жизнедеятельности организма человека - от клетки до высших отделов головного мозга, развертываются физиологические механизмы и биохимические процессы обеспечения энергетики движения.
Из сказанного вытекает значение физической подготовки: реализуется в процессе соревнования в волейболе тактика, тактика реализуется посредством техники, приемов игры, которые, являясь, по сути, двигательными действиями, зависят от функционирования всех систем организма волейболистов. Благодаря физической тренировке и свойству организма к адаптации происходит накопление организмом все новых физических кондиций, приобретение нового уровня физических качеств и способностей, более высокого уровня технико-тактической подготовки.
Решая поставленные в исследовании задачи, нами были сделаны следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в волейболе является важным фактором для достижения высоких результатов волейболистов 10-12 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития скоростно-силовых способностей всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования детей;
2. Разработаны экспериментальные комплексы физических упражнений, направленные на развитие скоростно-силовых способностей у подростков 10-12 лет, занимающихся волейболом;
3. Доказана эффективность предложенных комплексов физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развитие скоростно-силовых способностей у подростков 10-12 лет в экспериментальной группе.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемые нами комплексы упражнений оказывает положительное влияние на развитие скоростно-силовых способностей у подростков 10-12 лет, занимающихся волейболом.
Из сказанного вытекает значение физической подготовки: реализуется в процессе соревнования в волейболе тактика, тактика реализуется посредством техники, приемов игры, которые, являясь, по сути, двигательными действиями, зависят от функционирования всех систем организма волейболистов. Благодаря физической тренировке и свойству организма к адаптации происходит накопление организмом все новых физических кондиций, приобретение нового уровня физических качеств и способностей, более высокого уровня технико-тактической подготовки.
Решая поставленные в исследовании задачи, нами были сделаны следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в волейболе является важным фактором для достижения высоких результатов волейболистов 10-12 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития скоростно-силовых способностей всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования детей;
2. Разработаны экспериментальные комплексы физических упражнений, направленные на развитие скоростно-силовых способностей у подростков 10-12 лет, занимающихся волейболом;
3. Доказана эффективность предложенных комплексов физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развитие скоростно-силовых способностей у подростков 10-12 лет в экспериментальной группе.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемые нами комплексы упражнений оказывает положительное влияние на развитие скоростно-силовых способностей у подростков 10-12 лет, занимающихся волейболом.





