Реферат 5
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 6
Введение 8
1 Теоретические основы управления закупками в бюджетном 11
учреждении 11
1.1 Отечественный и зарубежный опыт развития системы 11
государственных закупок 11
1.2 Экономико-юридические основы формирования закупок 20
1.3 Механизм реализации системы закупок в бюджетном 27
учреждении 27
1.4 Преимущества и недостатки развития практики закупок 38
бюджетного учреждения в муниципальных образованиях 38
2 Анализ процесса государственных закупок в бюджетном учреждении на
примере областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чаинская районная больница» 43
2.1 Основные этапы и процедуры системы закупок в ОГБУЗ 43
«Чаинская РБ» 43
2.2 Подготовка документов и документальное сопровождение закупок в
ОГБУЗ «Чаинская РБ» 48
2.3 Процедуры и методы размещения закупок, используемые в ОГБУЗ
«Чаинская РБ». Определение поставщика 52
3 Совершенствование технологии процесса закупки в медицинском
учреждении 58
3.1 Анализ эффективности реализации механизма государственных закупок в
ОГБУЗ «Чаинская РБ» 58
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы государственных закупок в
ОГБУЗ «Чаинская РБ» 76
3.3 Формирование текущей и предлагаемой модели системы государственных
закупок в ОГБУЗ «Чаинская РБ» 83
4 Социальная ответственность 93
Заключение 109
Список используемых источников 111
Оказание медицинских услуг и поддержание здорового населения является одной из приоритетных задач региона и в целом по стране. В настоящее время одним из ключевых факторов, позволяющим полноценно осуществлять медицинскую деятельность, использовать современное оборудование, транспорт, содержать хозяйственные объекты в бюджетном учреждении здравоохранения в исправном состоянии, является проведение процессов по размещению государственных и муниципальных заказов.
Главным нормативно-правовым актом высшей юридической силы в сфере проведения государственных закупок в бюджетном учреждении является Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Работа по размещению госзаказа является очень трудоемкой, ответственной, требующей большого внимания со стороны персонала и структуры менеджмента бюджетного учреждения. Не приобретенные и не оплаченные в срок медикаменты, расходные медицинские материалы, хозяйственное оборудование и материалы, ГСМ, услуги связи, коммунальные услуги и т.п., могут негативно отразиться на исполнении учреждением своих основных функций, что в свою очередь совершенно недопустимо.
Государственные закупки в настоящее время обеспечивают удовлетворение нужд государства и его субъектов, и являются основным рычагом регулирования экономики и социальной сферы.
Чтобы достичь оптимального функционирования экономики и решений, важных задач стоящих перед государством, необходимо организовать рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.
Система государственного заказа России служит реализации поставленной цели и задается высокий приоритет исполнения и совершенствования этих целей, и может быть отнесено к классу задач повышенной важности. В современных условиях развитие системы государственного заказа и оценка ее деятельности и эффективности приобретает все больший акцент.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что при достижении оптимальных решений и характеристик госзаказа может рассматриваться в перспективе на будущее как экономия бюджетных средств, обеспечение потребителей высоким качеством закупаемых товаров, работ, услуг. Можно использовать государственный заказ как основной инструмент при решении экономических и социальных вопросов.
Объектом исследования выступает областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Чаинская районная больница», находящееся в селе Подгорном Томской области.
Предметом исследования выступает процесс и технология закупок в ОГБУЗ «Чаинская РБ», и повышение эффективности бюджетных расходов.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование системы государственных закупок на примере ОГБУЗ «Чаинская РБ», разработка рекомендаций по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами в условиях современной экономики субъекта РФ.
Для достижения указанной цели выделены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы государственных заказов районной больницы;оценить правовое регулирование организации государственных заказов в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях;
- проанализировать действующие информационные технологии механизма государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации;
- дать оценку эффективности действующей системы государственных заказов районной больницы;
- выявить основные направления совершенствования механизма государственных заказов районной больницы.
Теоретической базой работы выступают публикации ученых в этой области таких, как: Гончаров Е.Ю., Шевченко Л.И., Гредин Г.Н., Абрегова А.А., Шаранов С.Г., Полякова И.Ф. и др., нормативные правовые акты Российской
Федерации, регулирующие организацию и размещение государственных заказов. В работе использованы статистические данные об объемах, сроках и методах размещения заказов для нужд ОГБУЗ «Чаинская РБ».
Государаственные закупки важная составляющая и основа для совершения покупок товаров, работ или услуг в бюджетных учреждениях. Каждая из процедур имеет свою роль и значение в общей системе, которая строго и законодательно управляет финансовой деятельностью организаций.
В случае отсутвтия системы государственных закупок, в российских бюджетных учреждениях возможно возникновение нецелевых растрат, отсутствие планов и графиков закупок, в следствие чего организации могут лишиться необходимых товаров, оборудования, продуктов питания.
Как мы выяснили, государственные закупки включают в себя:
- Конкурсы;
- Электронные аукционы;
- Запросы котировок;
- Прямые закупки.
В настоящее время работа в системе государственных закупок для многих бюджетных учреждений РФ остается сложной и непонимаемой. Система закупок призвана не усложнять привычную экономическую деятельность в организациях, а скоординировать, призвать к общей цели, обобщить правила и нормы.
В сложившейся ситуации работа в сфере закупок становится одной из приоритетных задач в бюджетных организациях, включающая в себя разработку стандартов, планов закупок, положений о приемке товаров, видов и гарантий оплаты перед поставщиками.
В данной работе была рассмотрена технология процесса закупок в Областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Чаинская районная больница» на основе деятельности отдела государственных закупок учреждения.
направление.99,69% закупок совершаются из фонда обязательного медицинского страхования, оставшаяся доля в 0,31% за счет внебюджетных фондов - в районной больнице это предпринимательская деятельность (доходы от медосмотров, услуг по передаче водных ресурсов и т.д.)
Основными направлениями в расходах за счет средств ОМС в ОГБУЗ «Чаинкая РБ» являются:
1) Приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий;
2) Заработная плата работников;
3) Оплата коммунальных ресурсов;
4) Оплата связи и доступа в сеть Интернет;
5) Решение хозяйственных вопросов.
Система государственных закупок России не стоит на месте. Почти каждый квартал происходят изменения в Законодательстве, что-то привычное приходится забывать и изучать новое. В связи с этим должны изменяться и модели, принятые в организациях.
Новые модели государственных закупок призваны улучшить и упростить закупочную деятельность, снизить количество ошибок, ускорить обработку данных перед размещением на торговой площадке.
1. Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 января 2015 г. № Д28и-55 "О реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245976/ (дата обращения 04.02.2016 г.)
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70861952/ (дата обращения 08.02.2016 г.)
3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.1997 № 117 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсной документации)» (Документ опубликован не был) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosteplo.ru/Npb files/npb shablon.php?id=363 (дата обращения 07.02.2016 г.)
4. Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
5. Приказ Минздрава РФ от 29.04.1997 № 126 "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации"
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд» от 24.07.1997 № 1047-р
7. ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от
05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп. от 10.01.2016)
8. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от
05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп. от 10.01.2016)
9. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») от 08.04.1997 № 305
10. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп. от 10.01.2016)
11. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
12. Федеральный закон Российской Федерации «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 № 97-ФЗ
13. Федеральный закон Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 19.07.2011)
14. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 11.07.2011)
15. Ариончик А.А. Осуществление закупок бюджетным учреждением в соответствии с федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах, 2015. С. 11 - 12.
16. Баскакова Е.А., Хавроничева Н.В. Новое в организации государственных закупок бюджетными учреждениями // Научная мысль № 1 (12), 2014. С. 66 - 68
17. Вершинина Е. С. Коррупционная составляющая государственных закупок // Молодой ученый, 2015. №3. С. 626 - 630.
18. Гладчук А.В. Национальный режим при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения // Современные проблемы социально-гуманитарных наук (Сборник докладов II Международной научнопрактической заочной конференции.Научныйред.А.В. Гумеров), 2015. С. 229 - 232
19. Гончаров Е.Ю. История торгов в России ХУП-ХУШ вв. // Конкурсные торги, 1998. № 8. С. 40 - 42.
20. Гончаров Е.Ю. История торгов в России. ХХ в. (до 1917 г.) // Конкурсные торги, 1998. - 42 с.
21. Государственные закупки медицинской продукции: от менеджериа- лизма к менеджменту публичных ценностей / Островский А.Н., Новокрещенов И.В., Новокрещенова И.Г., Аранович Л.М., Морозов В.П. // Саратовский научно-медицинский журнал, 2012. Т. 8. № 3. С. 697 - 703
22. Мельников В.В. Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России. - Новосибирск: НГТУ, 2008. - с. 45.
23. Нововведния федерального закона № 44-ФЗ и их влияние на организацию закупок товаров, работ, услуг медицинскими организациями / Перфильев А.А., Салдан И.П., Щербина Н.Н., Колядо Е.В. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2015. Т. 139. № 8. С 46 - 48
24. Радионова И.А. Закупки бюджетных учреждений // Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. № 1-5. С. 103 - 105
25. Сироткина Н.Г., Скребцова Р.Р. Особенности закупочных процедур бюджетных учреждений здравоохранения в Российской Федерации // Медицинский альманах № 4 (39), 2015. С. 10 - 14
26. Тарасенко О.А., Шубина Ю.Ф. Оптимизация процессов подготовки технических заданий для целей закупок реагентов и расходных материалов для медицинских лабораторий // Медицинский алфавит № 12. 2014. С. 6 - 9
27. Управление государственными и муниципальными закупками (в схемах и таблицах) // Коллектив авторов. Ростов н/д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2013. - 224 с.
28. Шаранов С.Г., Полякова И.Ф. Развитие системы государственных закупок в Российской Федерации // Вестник Клинической больницы №51. 2010. № 8. С. 17 - 21.
29. Шевченко Л.И., Гредин Г.Н. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики. - М.: Спарк, 2009. - с. 12.
30. Шкутина Е.К. Организация закупок лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд // Бюллетень медицинских интернетконференций, 2014. Т. 4. № 5. С. 658 - 659
31. «Процесс организации федеральных закупок в США», журнал ФИНАНСЫ № 1, 2012 с. 62
32. Доклад Государственного университета - Высшей школы экономики // Руководитель проекта А.А. Яковлев. - М.: 2010
33. «Закупка медицинского оборудования: вопросы теории и практики» URL: http: //www.zdrav.ru/
34. «Закупки и тендеры РФ государственные и коммерческие» URL: http://zakupki-tendery.ru
35. «Проблемы текущего законодательства о размещении государственного заказа» URL: http: //www.zdrav.ru
36. Электронный журнал «Вести Гаранта». 2014. URL: http://www.garant.ru