ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
РОЗНИЧНЫХ КЛИЕНТОВ 8
1.1 Сущность и классификация розничных банковских услуг 8
1.2 Зарубежный опыт обслуживания розничных клиентов в банках 21
1.3 Анализ современного состояния обслуживания клиентов на розничном
банковском рынке Российской Федерации 29
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ
КЛИЕНТОВ ООО «БАНК «ФРИДОМ ФИНАНС БАНК» 43
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка 43
2.2 Организация обслуживания розничных клиентов в ООО БАНК
«ФРИДОМ ФИНАНС БАНК» 46
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА
БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 60
3.1 Основные направления развития банковских продуктов и услуг 60
3.2 Рекомендации и мероприятия по развитию рынка банковских продуктов и
услуг 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
В рамках конкурентной борьбы за потребителя и с целью получения прибыли, банки активно предлагают широкий спектр услуг (банковских продуктов на различных условиях). Это позволяет потребителям получить доступ к ним в зависимости от своих потребностей и возможностей. Многие российские граждане живут в кредит, а банк старается пользоваться этим. Чтобы получить хоть какой-то доход от использования банковских услуг и не быть обманутым, нужно иметь полную информацию об услугах, как они работают и в чем их значимость для населения. Это подчеркивает актуальность выбранного направления данного исследования.
Развитие банковского сектора России как одного из главных элементов финансовой системы зависит от возможности предоставлять высококачественные и доступные по стоимости услуги финансового посредничества как для предприятий и организаций, так и для физических лиц.
На сегодняшний день наиболее динамично развивающимся сегментом банковского сектора выступает рынок банковских услуг для населения, главным условием развития которого является стабильность экономической ситуации в стране. Потребительские и сберегательные предпочтения населения меняются в зависимости от экономической ситуации, уровня доходов, развития банковской инфраструктуры, информационных технологий и других факторов.
Розничный банковский бизнес - одно из наиболее прибыльных направлений банковской деятельности. Для коммерческих банков частные клиенты - поставщики денежных ресурсов. Эти же частные лица потенциально являются активными потребителями ресурсов, так как получают в банках различные виды кредитов. И, наконец, частные клиенты обеспечивают банкам получение комиссионных доходов от услуг, напрямую не связанных с приемом денежных средств во вклады и размещением их в виде кредитов: обмен валюты, денежные переводы, операции с пластиковыми картами, оплата через банк услуг различных компаний и т.д.
Розничный банковский бизнес - это самостоятельное направление банковской деятельности, связанное с предоставлением стандартизированных услуг массовому потребителю. Работая на розничном рынке, банки оказывают потребителям разнообразные услуги и продают определенные продукты. Широкая диверсификация операций позволяет сохранять клиентов и оставаться рентабельным даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре.
Розничное обслуживание коммерческих банков в современных условиях показывает высокие темпы своего развития. Увеличились объемы предоставляемых банками потребительских кредитов, высокими темпами выросли вклады граждан в банках, стремительно расширилось распространение банковских карт. Одновременно с количественным ростом происходит качественное совершенствование этого направления банковской деятельности, диверсифицируется линейка розничных продуктов, осваиваются новые каналы сбыта.
Цель выпускной квалификационной работы - определить перспективные способы обслуживания розничных клиентов коммерческого банка. (на примере ООО Банк «Фридом Финанс».
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность и содержание розничного банковского бизнеса;
2) выявить состояние и особенности розничного банковского бизнеса в России;
- рассмотреть механизм кредитования физических лиц;
- проанализировать банковские продукты и услуги ООО Банк «Фридом Финанс» и оценить их эффективность;
- разработать мероприятия по совершенствованию номенклатуры и качества банковских услуг и продуктов.
Объект исследования -деятельность банковского бизнеса в России и в ООО Банк «Фридом Финанс». Предмет - экономические отношения, формирующиеся в процессе оказания розничных банковских услуг.
Теоретической и методологической основой исследования выступили труды российских и зарубежных ученых-экономистов по теории финансов и кредита, таких как Г.Н. Белоглазова, О.И. Лаврушин, Л.И. Черникова и др., а также публикации периодической печати О.В. Андреевой, Д.С. Беляевой, А.А. Абалкина, Т.Г. Бондаренко, И.А. Волошина, А.В. Гусаровой, И.Г. Зайцевой, А.В. Литвиновой, А.У. Солтаханова, А.М. Тазеевой и др.
В ходе проведения исследования использовались такие методы исследования как теоретический анализ литературы, системный анализ; применялись экономико-статистический методы обработки информации; графический и табличный методы для наглядности результатов исследования.
Практическая значимость данного дипломного проекта в том, что разработанные мероприятию по внедрению новых продуктов для работы с розничными клиентами, могут использоваться в реальной практике, так как они способны обеспечить конкурентоспособность, финансовую стабильность и привлекательность банка на рынке.
В соответствии с поставленной целью исследования работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В настоящий момент наблюдается снижение доходности финансовых инструментов в связи с отсутствием стабильности в экономике. В этих условиях целью банков является обеспечение стабильного обслуживания клиентов, расширение клиентской базы и увеличение уставного капитала.
На данный момент в Российской Федерации существую такие банки, которые смогли бы правильно применить опыт банков зарубежных стран, благодаря чему смогли выйти на международный рынок банковских продуктов и услуг. Такими банками являются ПАО Сбербанк России, АО Росбанк, ПАО ВТБ - именно эти банки предоставляют широкий ассортимент услуг и
продуктов для экспортёров, благодаря чему они смогут без проблем поддерживать международные кредитно - финансовые и расчётно-платёжные отношения с банками зарубежных государств.
В результате проведения данной работы можно выделить основные пути повышение качества продвижения банковских продуктов и услуг на территории Российской Федерации:
- разработка новых путей развития - многоканального сервиса обслуживания клиентов банка;
- непосредственное применение опыта зарубежных банков, который окажет положительное влияние на деятельность и уровень обслуживания банков;
- внедрение новых возможностей обслуживание клиентов, внедрение интернет - банкинга и его активное использование;
- стандартизация и автоматизирование процесса предложения отдельных банковских услуг;
- разработка новых путей реализации банковских товаров и услуг, разработка стратегий для увеличения спроса на эти продукты и услуги;
- активное проведение новых рекламных акций, информирующих население о более новых товарах и услугах;
- увеличение спектра банковских продуктов и услуг, а так же повышение качества обслуживания.
К основным проблемам развития российского рынка банковских продуктов и услуг следует отнести: несовершенная законодательная база, низкий уровень грамотности населения, несовершенная технологическая база и т.д.
Несмотря на кризисные явления, ООО «Банк «Фридом Финанс» продолжил укреплять свои рыночные позиции.
В заключении можно сделать вывод, что у данной кредитной организации, как и любой другой, есть как внутренние, так и внешние проблемы. Поэтому для обеспечения более эффективной работы банка и получения более высокой прибыли необходимо, на мой взгляд, уделить особое внимание следующим направлениям деятельности банка ООО «Банк «Фридом Финанс»:
1. Коммерческая деятельность - важнейшее направление работы ООО «Банк «Фридом Финанс». Главные составные части этой деятельности - привлечение вкладов, кредитование и, конечно, расчетные операции. Следовательно, укрепление своих позиций на рынке коммерческих услуг в будущем.
2. Малый бизнес - главный резерв ООО «Банк «Фридом Финанс». При постоянном снижении доходности операций банк будет иметь возможность добиться успеха, увеличивая объемы привлечения и снижая себестоимость банковских продуктов и услуг.
3. Ключевыми задачами ООО «Банк «Фридом Финанс» являются, на мой взгляд, сохранение тенденции опережающего рынок роста кредитного и депозитного портфеля; обеспечение качества кредитного портфеля, как в части управления просроченной задолженностью и ее сбором, так и в части адаптации кредитных процедур к негативным рыночным факторам; повышение эффективности управления затратами, оптимизация существующей сети продаж; совершенствование клиентского обслуживания, а также модернизация ключевых банковских систем.
Приоритетной задачей ООО «Банк «Фридом Финанс» всегда являлось и остаётся предоставление банковских услуг высочайшего качества при обеспечении бесперебойного обслуживания клиентов.
В ходе написания дипломной работы были выявлены и проблемы, связанные с проведением банками операций. Основными из них являются: мошенничество, неразвитость инфраструктуры, не полное предоставление новых услуг банками.
Среди перспективных направлений развития, в целях решения проблем, нами выделены такие, как увеличение количества заключенных зарплатных договоров, предоставление клиентам всего доступного спектра услуг, как по международным, так и российским платежным картам, улучшение качества предоставляемых услуг.
В рамках третьей главы предложен новый кредитный продукт - кредитная карта «Отдых с Фридом Финанс» - мультивалютную карту, позволяющую держателю при расчетах легко выбирать валюту счета: рубли, доллары США или евро. Представляется перспективным наращивание выпуска кредитных карт как активного инструмента кредитной политики, а также дальнейшее развитие благотворительного проекта - выпуск карт для укрепления имиджевых позиций банка.
ООО «Банк «Фридом Финанс» следует продолжить работу по формированию системного подхода к рекламной политике, сделать ее более эффективным инструментом формирования клиентской базы.
Банки проявляют к программам использования карт повышенный интерес, не смотря на то, что они не всегда приносят значительную прибыль. Это объясняется тем, что участие в карточном проекте - возможность интеграции в мировую систему банковских услуг, решение проблем с наличными средствами, повышение имиджа банка, освоение перспективного рынка депозитов и, как следствие, обеспечение стабильности банка в будущем.
Таким образом, можно отметить, что развитие рынка банковских продуктов и услуг нуждается в совершенствовании своей деятельности и ее регулирования. Банкам необходимо наладить процедуру информирования своих клиентов, как постоянных, так и потенциальных о внедрении новых продуктов, что приведет к увеличению спроса на эти продукты и услуги. А так же применение зарубежного опыта в своей деятельности, для ее непосредственного улучшения.
1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 г. (с измен. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51- ФЗ (в ред. от 31.01. 2016 г.).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. -№ 238-239. - 08.12.1994.
4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (в ред. от 27.12.2018) // Российская газета. - № 127. - 13.07.2002.
5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) //
6. Агапова, М.А. Проблемы российского рынка банковских услуг в условиях экономических санкций / М.А. Агапова // В сборнике: Российская экономика: взгляд в будущее. - 2018. - С. 261-267.
7. Алиев, Г.Х. Развитие региональных рынков банковских услуг / Г.Х. Алиев, Л.А. Нурмагомедова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 3. - № 5. - С. 73-77.
8. Ашба А.А. Методы и приемы конкуренции в розничном сегменте банковского бизнеса // Экономика. Бизнес. Банки. - 2017. - № 2 (19). - С. 185-195.
9. Банковское дело: практикум / авт.-сост. О.В. Кабанова. -
Ставрополь : СКФУ, 2016. - 121 с.
10. Барсуков М.В., Буцукина И.Г. Состояние рынка розничных банковских услуг и уровня конкуренции в данном сегменте// Наука и практика регионов.- 2017. - № 3 (8). - С. 12-16.
11. Белозеров, С.А. Банковское дело: Учебник / С.А. Белозеров, О. В. Мотовилов. - М.: Проспект, 2015.- 408 с.
12. Богомолов, С.М. консолидация банковского сектора России: характеристика процессов / С.М. Богомолов, Л.В. Ильина, Ю.Е. Копченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 3 (72). - С. 101-105.
13. Валиева, Г.Ф. Конкуренция на рынке банковских услуг / Г.Ф. Валиева // Студенческий вестник. - 2018. - № 5 (25). - С. 43-45.
14. Василенко, О.А. Основные тенденции развития новых банковских продуктов и услуг в России на современном этапе / О.А. Василенко // Вестник науки и образования. - 2018. - № 10 (46).- С. 33-36.
15. Васильева С.В. Динамика развития розничного сектора банковских услуг // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - № 62. - С. 169-185.
16. Вишневер В.Я., Чаплыгина А.А. Особенности российского рынка розничных банковских услуг // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки: теория и практика научных исследований Сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 278-282.
17. Гильванова А.А. Розничные банковские услуги на российском рынке: проблемы, перспективы, стандарты // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 2. - № 66. - С. 108-110.
18. Гильванова А.А. Проблемы и перспективы развития розничных банковских услуг в России // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 2. № 75. С. 85-87.
19. Гильванова А.А. Одна из основных розничных банковских услуг рф: кредитование физических и юридических лиц // Студенческий. - 2018. - № 5-2 (25). - С. 24-27.
20. Голайдо, И.М. Современные технологии реализации банковских продуктов / И.М. Голайдо // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2017. - № 6. - С. 24-28.
21. Горбунова О.А., Кравченко О.В. Стратегические направления деятельности коммерческого банка на рынке розничных услуг // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2019. - № 2. - С. 56-66.
22. Гришина, Е.А. Некоторые тенденции развития современного
российского рынка банковских услуг / Е.А. Гришина, С.Б. Коваленко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -
2018. - № 3 (72). - С. 106-111.
23. Гришина, Е.А. Банковские продукты и услуги: современное состояние и перспективы развития в России / Е.А. Гришина // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23. - № 39 (759). - С. 2346-2360.
24. Губин А.В., Мишулин Г.М. Актуальная модель взаимосвязи стратегий, форм и методов ведения розничного бизнеса на рынке банковских услуг // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-1 (85). - С. 139-143.
25. Гуларова, Я.В. Рынок банковских продуктов и услуг в Российской Федерации / Я.В. Гуларова // Форум молодых ученых. - 2018. - № 3 (19). - С. 126-132.
26. Гулько А.А., Бондаренко Л.А., Бондаренко Р.А. Развитие розничного банковского бизнеса в контексте обеспечения повышения финансовой доступности в России // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 11 (100). - С. 140-143.
27. Долженкова, О.Н. Конкуренция на российском рынке банковских услуг / О.Н. Долженкова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т18. - С. 98-103.
28. Ермакова, Л.В. Инновационные технологии на рынке банковских услуг / Л.В. Ермакова, О.В. Гудкова, Ю.А. Дворецкая // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. - № 5. - С. 424-429.
29. Ермаков, Д.Н. Развитие российского рынка банковских услуг в условиях экономического кризиса / Д.Н. Ермаков // Вестник национального института бизнеса. - 2018. - № 32. - С. 43-53.
30. Зайнуллина С.Ф., Ахатова А.Р., Жданова А.Х. Банковское обслуживание физических лиц // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 4-8 (48). - С. 62-67.
31. Зайченко И.А., Уткин В. Методика повышения
конкурентоспособности банков в сегменте розничных банковских услуг // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2017. - № 4 (24). - С. 57-61.
32. Иванова Е.А. Проблемы и перспективы развития деятельности российских банков в сфере розничных банковских услуг// В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 312-315.
33. Иванова Е.А., Жегалова Е.В. К вопросу организации розничных банковских услуг в РФ // Вестник научных конференций. - 2017. - № 6-2 (22). - С. 52-56.
34. Исаков Н.Г., Никонец О.Е., Компаниец И.В., Кузнецова Н.А. Развитие розничного бизнеса коммерческого банка // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 2. - № 3. - С. 170-178.
35. Калтырин, А.В. Деятельность коммерческих банков: Учебное пособие / А.В. Калтырин. - Ростов н/д.: Феникс, 2014. - 351 с.
36. Каюрова, К.В. Структурный подход к анализу рынка банковских услуг России / К.В. Каюрова // Аллея науки. - 2017. - № 5. - С. 289-299.
37. Коновалова, В.С. Проблемы конкуренции на рынке банковских услуг России / В.С. Коновалова // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 1 (19). - С. 549-552.
38. Корсунова, Н.Н. Рынок банковских продуктов и услуг: подходы к изучению и основные особенности / Н.Н. Корсунова // В сборнике: Актуальные научные исследования: от теории к практике . - 2017. - С. 148-154.
39. Костин К.Б., Хакимов Р.М. Формирование рынка банковских услуг в условиях усиления конкуренции // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - № 3 (25). - С. 58-70.
40. Кудрявцева, Ю.В. Рынок банковских услуг: от настоящего к будущему / Ю.В. Кудрявцева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10. - № 4 (334). - С. 435-448.
41. Кулебакина, Д.И. Факторы, влияющие на формирование банковских услуг / Д.И. Кулебакина, В.В. Дранишникова // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. - 2018. - С. 170-174.
42. Куницына, Н. Н. Региональный рынок банковских услуг: проблемы и перспективы развития: монография / Н.Н. Куницына, Е.В. Ситникова. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 191 с.
43. Курманова Д.А. Финансовые технологии на розничном рынке банковских услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 1 (27). - С. 60-67.
44. Луговая, В.О. Проблемы развития рынка банковских продуктов и услуг в России / В.О. Луговая // Экономика и социум. - 2017. - № 11 (42). - С. 541-544.
45. Маркова О.М. Клиенториентированный подход предоставления розничных услуг в коммерческом банке // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2018. - № 15. - С. 31-37.
46. Маслова, Е.А. Проблемы и перспективы развития сферы банковских услуг в современных условиях / Е.А. Маслова // Вектор экономики. - 2018. - № 5 (23). - С. 76.
47. Михайлов И.В., Прядко И.А. Особенности и проблемы взаимоотношений субъектов сферы банковских розничных услуг // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. - 2018. - № 2 (12). - С. 15-25.
48. Науменко, С.М. Внедрение инновационных продуктов на российские банковские рынки / С.М. Науменко, М.В. Халина, Е.Ю. Шумилова, К.В. Мардовина // Университетская наука. - 2017. - № 2 (4). - С. 76-79.
49. Павлович В.Е., Гарманова В.С. Анализ развития розничных услуг коммерческих банков // Modern Science. - 2019. - № 9-1. - С. 89-95.
50. Пичелатова, К.С. Рынок банковских услуг в России / К.С. Пичелатова, Д.Д. Сафронова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.2 (21). - С. 246-249.
51. Полянин, А.В. Банковский сектор в условиях конкурентной борьбы на рынке банковских услуг / А.В. Полянин, С.А. Долгова, Т.Н. Иващенко // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-1 (86). - С. 495-499.
52. Примакова, В.О. Современное состояние рынка банковских услуг / В.О. Примакова, А.С. Петренко // В сборнике: Проблемы современной экономики сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции . - 2017. - С. 13-18.
53. Прищеп И.П. Теоретические основы банковского обслуживания физических лиц // Научная Идея. - 2018. - № 1 (4). -С. 3-13.
54. Рабаданова, Д.А. Развитие регионального рынка банковский услуг / Д.А. Рабанова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 5. - № 4. - С. 149-152.
55. Разумовская, О.А. Статистика и тенденции российского рынка банковских услуг / А.О. Разумовская // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 18. - С. 83-89.
56. Савин, В.Э.Рынок банковских услуг и его структура / В.Э. Савин, И.В. Курникова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2017. - № 12 (28). - С. 125-132.
57. Сафина З.З., Миннигулова Э.Ф. Ключевые риски розничных банковских услуг // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - № 5 (21). - С. 365-367.
58. Сафрончук, М.В. Банковское дело. Розничный бизнес: Учебное пособие / М.В. Сафрончук. - М.: КноРус, 2016. - 416 с.
59. Солдатова, А.С. Анализ динамики численности участников рынка банковских услуг / А.С. Солдатова, Е.В. Добролежа // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. - 2018. - Т. 14. - № 1¬2 (7). - С. 372-375.
60. Татаринова Л.В., Перфильева О.О. Банковский розничный бизнес: его роль и значение в деятельности кредитной организации // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 11.
61. Чебоксарова, В.О. Проблемы конкуренции на рынке банковских услуг в современных условиях / В.О. Чебоксарова, Л.А. Семина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 2-9. - С. 84¬86.
62. Официальный сайт Центрального Банка РФ // www.cbr.ru
63. Официальный информационный портал о банках
http: //www.banki .ru