ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ 5
1.1. Определение понятия конструктивные умения 5
1.2. Формирование конструктивных умений у обучающихся на уроках
МАТЕМАТИКИ 14
Выводы по материалам главы 1 24
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ПЛАНИМЕТРИИ 26
2.1. Требования к задачам на формирование конструктивных умений у
обучающихся в курсе планиметрии 26
2.2. Комплект задач, направленных на формирование конструктивных
УМЕНИЙ У обучающихся в курсе планиметрии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 47
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования выпускник средней школы должен владеть метапредметными навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Также он должен уметь критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников [40].
Также в процессе обучения в предметной области «Математика» у обучающихся, должны быть сформированы: основы логического, алгоритмического и математического мышления; умения применять полученные знания при решении различных задач; представления о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления [40].
При этом предметные результаты освоения базового курса математики должны включать в себя не только владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах, но и умение распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры, а также выполнять различные построения. Что невозможно без сфор- мированности конструктивных умений обучающихся.
Проблемой формирования конструктивных умений занимались следующие авторы: В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова. Однако большая часть работ посвящена вопросу формирования конструктивных умений у дошкольников и младших школьников. Данной проблемой в основной школе занимались такие авторы, как Коровина В.Г., Тухолко Л.Л. При этом они рассматривали формирование и развитие конструктивных умений в средней школе, построение системы задач, направленной на формирование конструктивных умений. Проблема формирования конструктивных умений остается открытой, так как одним из требований современных стандартов к результатам обучения является овладение конструктивными умениями.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования: формирование конструктивных умений у обучающихся в курсе планиметрии.
Цель исследования: разработать комплект заданий, направленных на формирование конструктивных умений различных уровней у обучающихся в курсе планиметрии.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Произвести анализ психолого-педагогической, методической литературы и интернет источников, посвященных формированию различных видов конструктивных умений.
2) Сформулировать определение понятия конструктивных умений.
3) Проанализировать возможности курса планиметрии для формирования конструктивных умений.
4) Сформулировать требования к задачам, направленным на формирование конструктивных умений.
5) Разработать комплект разноуровневых задач, направленных на формирование конструктивных умений в курсе планиметрии.
69. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования выпускник средней школы должен владеть метапредметными навыками познавательной, учебно-
70. исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Также он должен уметь критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников [40].
71. Конкретно в процессе обучения в предметной области «Математика» у обучающихся, должны быть сформированы: основы логического, алгоритмического и математического мышления; умения применять полученные знания при решении различных задач; представления о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
72. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается формирование конструктивных умений у обучающихся в процессе изучения школьного курса планиметрии.
73. Цель исследования заключалась в разработке комплекта заданий, направленных на формирование конструктивных умений различных уровней у обучающихся в курсе планиметрии.
74. Для достижения этой цели был проведён анализ психологопедагогической литературы по данной теме. Сформулировано понятие конструктивных умений и выделены уровни их развития. Также были приведены в соответствие уровни развития различных видов конструктивных умений и типы заданий, направленные на их формирование.
75. Определены этапы формирования конструктивных умений у обучающихся и требования к задачам из курса планиметрии, направленным на формирование данных умений.
76. Разработан комплект заданий, направленных на формирование различных видов конструктивных умений для каждого уровня.
77. В результате исследования можно утверждать, что целесообразно формировать конструктивные умения в процессе изучения школьного курса планиметрии у обучающихся средней школы.
78. На основании вышеуказанных результатов можно прийти к выводу, что в ходе исследования были решены все поставленные задачи, и цель данной работы была достигнута.
1. Александров А.Д. и др. Геометрия для 8-9 классов: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углуб. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1995. 415 с.
2. Александров А.Д.. Что такое многогранник? // Математика в школе. 1981.- №2.-С.19-26.
3. Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение с решениями. -М.: Учпедгиз, 1950. - 190 с.
4. Арсеньев А.С, Библер ВС, Кедров В.М. Анализ развивающегося понятия. - М.: Наука, 1967. - 439 с.
5. Артемов А.К. Состав и методика формирования геометрических умений школьников. - Пенза: Приволжское книжное изд-во, 1969- 366 с.
6. Баранова Л.Н. Геометрические задачи на построение в основной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2000. - 18 с.
7. Ботвинников А.Д., Ломов В.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. - М.: Педагогика, 1979. - 255 с.
8. Воистинова Г.Х. Задачи на построение как средство формирования приемов мыслительной деятельности учащихся основной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 2000, -17 с.
9. Глейзер Г.Д. Психолого-математические основы развития пространственных представлений при обучении геометрии // Преподавание геометрии в 9 - 10 классах/ Сост. З.А. Скопец, РЛ. Хабиб. - М.: Просвещение, 1980. - С. 253269.
10. Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. - 1994. - №2. - С.15-19.
11. Гуткин Л.И. Сборник задач по математике с практическим содержанием. М., «Высшая школа», 1968
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
13. Далингер В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: Учебное пособие. - Омск: Изд-во Омского пединститута, 1992. - 96 с.
14. Далингер В.А. Чертеж учит думать// Математика в школе. - 1990. №4.- С.32-36.
15. Делоне Б., Житомирский О. Задачи по геометрии. - М.-Л.: ГИТТЛ, 1952.294 с...