Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации олимпиады по программированию контроллеров 5
1.1. Место олимпиады в современной школе 5
1.2. Организация олимпиады для школьников 10
1.3. Обзор контроллеров и средств виртуальных симуляторов для
школьников 19
Глава 2. Разработка и организация олимпиады по программированию контроллеров 29
2.1. Разработка структуры и содержания олимпиады 29
2.2. Технология организации и проведения олимпиады 35
2.3. Апробация результатов исследования 39
Заключение 42
Список источников и литературы 45
Приложение 1 47
Приложение 2 52
В современном мире технологии программирования позволяют создавать программы различных типов сложности и целевой направленности. Они, как и любая другая разработка, постоянно совершенствуются и развиваются.
Среди эффективных форм обучения, которые наиболее соответствуют целям и задачам углубления знаний учащихся в процессе компьютерного обучения, следует выделить олимпиаду.
Олимпиада по традиционному предмету, с одной стороны, является эффективной формой учебной деятельности, которая способствует независимости учащихся, стимулирует развитие интереса к научной деятельности. Конкурентный характер олимпиады способствует активизации учебно-познавательной деятельности школьников, воспитывает волевые качества учащегося и направляет его к углубленному изучению предмета. С другой стороны, как известно, традиционные олимпиады характеризуются ориентацией исключительно на избранных и успешных учеников. Кроме того, регламент проведения олимпиад исключает важный для учебного процесса фактор непрерывности, а специфика их организации и проведения приводит к тому, что искажается обычный для учебного процесса тип деятельности (и роли) как учителя.
Вышеперечисленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: изучение специфики организации дистанционной олимпиады по программированию контроллеров.
Проблема определила тему исследования: «Организация
дистанционной олимпиады по программированию контроллеров для школьников».
Цель работы: разработать методические рекомендации по организации дистанционной олимпиады по программированию контроллеров для школьников.
Объект исследования: процесс организации олимпиад для
школьников.
Предмет исследования: использование дистанционных технологий в проведении олимпиад для школьников.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) дать характеристику олимпиады как формы внеаудиторной работы школьников;
2) изучить специфику организации дистанционной олимпиады для школьников;
3) выявить основные направления работы по организации дистанционной олимпиады и её содержание;
4) разработать этапы, цели и задачи организации дистанционной олимпиады;
5) описать ход работы и проанализировать результаты организации дистанционной олимпиады как средства формирования компетенций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке требований к содержанию и форме проведения дистанционной олимпиады, рекомендаций и инструкций для авторов олимпиадных заданий, организаторов олимпиад, определении критериев разработки олимпиадных заданий, предложении средств диагностики и контроля уровня подготовки участников.
Апробация и внедрение проводились на базе МАОУ СОШ №96.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Происходит постоянная модернизация системы образования, значительно повышаются требования к уровню и качеству подготовки учащихся.
В результате чего система образования ставит перед собой задачу не просто предоставить ученикам некий набор знаний из различных научных областей, а обучить их совершенствовать свой уровень знаний в течении всей последующей жизни.
Компетентность в рамках самостоятельной образовательной деятельности - это сложное качество, которое формируется в процессе самой деятельности и повышает не только её эффективность, но и эффективность всего образовательного процесса, что приводит к формированию готовности к самоорганизации и самообразованию.
Важное место в процессе совершенствования качества образования занимает самостоятельная работа школьников, так как приобретенное в процессе самостоятельной образовательной деятельности знание усваивается гораздо лучше, чем знание, полученное в качестве набора информации в образовательном учреждении.
Одной из важных форм самостоятельной внеучебной работы учеников является подготовка и проведение олимпиад. Олимпиада способствует активизации умственной деятельности учеников, обогащению и углублению знаний по данной дисциплине, прививает интерес к будущей профессии и предмету.
Рассмотрение совокупности наиболее существенных аспектов дистанционной олимпиады позволяет сделать следующие выводы:
1) олимпиады целесообразны в реализации личностно ориентированного образовательного процесса, обращенного к сознанию обучающегося, его личностным структурам; в формировании профессиональной компетентности;
2) олимпиада является важным фактором формирования основных качеств конкурентоспособного специалиста, охватывавших его профессиональные знания, коммуникативную культуру, стремление к профессиональному росту, способности к рефлексии.
При всех своих достоинствах, олимпиада как образовательный инструмент не лишена недостатков. Одним из них является направленность олимпиад на участие в них учащихся определенного достаточно высокого уровня. Кроме того, непостоянный формат проведения олимпиады лишает привычный образовательный процесс непрерывности, а при отсутствии согласованности с ним может являться помехой. Так же в рамках олимпиады происходит деформация привычной системы «педагог-учащийся», так как педагог здесь не является полноценным субъектом образовательной деятельности, и учащийся не может в полной мере воспользоваться его помощью и поддержкой, в результате чего теряется столь важная для систематического образовательного процесса связь между уровнем знаний учащегося и образовательной программой предлагаемой педагогом.
Использование в обучении различных методов внеаудиторной работы и в частности олимпиад позволяет решить многие проблемы, связанные со спецификой этой образовательной программы и уменьшить недостатки самих олимпиад. Оно позволяет гармонично встраивать в образовательный процесс реализацию творческих потребностей учеников в рамках их творческой деятельности, формировать конкурентную образовательную среду, позволяющую в полной мере реализовать все основные цели и задачи высшего образования.
Мною были рассмотрены и охарактеризованы основные организационные мероприятия дистанционной олимпиады, выделены её преимущества и недостатки.
В рамках проведения олимпиады нами было разработано положение о проведении олимпиады, составлено информационное письмо. Затем была составлена база электронных адресов, необходимых для работы с рассылкой, после чего была произведена электронная рассылка информационных писем. После этого была произведена проверка полу ченных от участников работ. На первом этапе организации проверки ответов на задания была произведена предварительная классификация присланных ответов и разработана система оценки заданий. Затем была разработана методика оценки работ и сложная бальная система. После этого была организована проверка ответов на задания. По окончанию проверки участниками были выставлены предварительные баллы. После получения данных о предварительных баллах согласно разработанной нами методике мы выставляли окончательные баллы. В соответствии с результатами олимпиады была организована рассылка дипломов участникам.
1. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги / Дж. Бейктал ; пер с англ. О. А. Трефиловой. - М. : Лаборатория знаний, 2016, - 320 с. : ил. - (РОБОФИШКИ).
2. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического волшебства / Блум Джереми : Пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2016. - 336 с.: ил.
3. Основы программирования микроконтроллеров / Артём Бачинин, Василий Панкратов, Виктор Накоряков - ООО “Амперка”, 2013 - 207 с.
4. Статья “Усиление мотивации участия школьников и студентов в турнирах школы информатики и вычислительной техники”. Сборник научных трудов VII Всероссийской научно-технической конференции аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ-2015. УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 2015.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников".
6. //SEIBERT/MEDIA Corp. сайт для разработки диаграмм - . -URL: https://www.draw.io/ (дата обращения 03.02.2020).
7. Приложение для разработки проектов электроники - . - URL:
https://www.tinkercad.com/ (дата обращения 03.02.2020).
8. Arduinomaster : [сайт]. - . - URL:
https://arduinomaster.ru/program/simulyator-arduino-tinkercad-circuits/ (дата обращения 03.02.2020).
9. Амперка : [сайт] - . - URL:
http ://wiki.amperka.ru/%D 1%81%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0 %B2%D 0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения 03.02.2020).
10. Robostem, фестиваль по техническому творчеству : [сайт] - . - URL: http://robostem.ru/7page id=131&doing wp cron=1545028500.455924987 7929687500000 (дата обращения 03.02.2020).
11. Хабр [сайт] - . - URL: https://habr.com/ru/post/178253/ (дата обращения 03.02.2020).
12. Поволжский государственный технологический университет : [сайт] - .
• URL: https://www.volgatech.net/education/news/375551/ (дата обращения 03.02.2020).
13.Servodroid - центр робототехники для начинающих : [сайт] - . - http://www.servodroid.ru/news/prakticheskaja olimpiada po arduino festiv al robofinist v skk spb/2018-10-09-591 (дата обращения 03.02.2020).
14. Робототехника. Инженерно-технические кадры иннофационной России : [сайт] - . - URL: http://russianrobotics.ru/
15. Научно-популярный портал «Занимательная робототехника» : [сайт] - . • URL: http://russianrobotics.ru/...