Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика нарушений мышления при поражении префронтальных отделов головного мозга у постинсультных больных с различными типами межполушарной асимметрии.

Работа №94190

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования мышления при сосудистых поражениях головного мозга в контексте межполушарной асимметрии 7
1.1. Инсульт: понятие, виды и клиническая картина 7
1.2. Нарушения мышления при локальных поражениях головного мозга 15
1.3. Понятие о межполушарной асимметрии и межполушарном
взаимодействии 25
1.4. Анализ современных исследований нарушений мышления у
постинсультных больных 34
Глава 2. Эмпирическое исследование нарушений мышления при поражении префронтальных отделов головного мозга у постинсультных больных с различными типами межполушарной асимметрии 42
2.1. Программа эмпирического исследования 42
2.2. Результаты эмпирического исследования специфики нарушений
мышления при поражении префронтальных отделов головного мозга у постинсультных больных с различными типами межполушарной асимметрии 49
2.3. Программа реабилитации и восстановления нарушений мышления у больных с префронтальным синдромом 62
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения


Актуальность темы исследования. В настоящий период времени инсульт или ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) находится в списке лидеров по причине смертности в мире. Помимо смертности, трудностью представляют последствия перенесённого инсульта, нарушение как биологических, так и психологических функций. В купе это становится причиной выпадения человека из социума.
Изучение инсульта как проблемы началось еще при Гиппократе, но только в 17 веке удалось обозначить точную причину его возникновения. Инсульт делится на ишемический (вследствие закупорки артерий (ишемии)) и геморрагический (возникающий из-за прорыва крови в ткани мозга). Каждый из них несет за собой такие общие последствия как двигательные (в них входят парализация конечностей и сторон тела, увеличенный мышечный тонус), расстройства вестибулярного аппарата (координация, равновесие, головокружение), проблемы зрения, слуха, обоняния, когнитивные (снижение и нарушение внимания, памяти, восприятия и интеллекта), а так же ряд психических (тревожность, нестабильность эмоционального фона).
Примерно около 25% больных, подвергшихся обширному инсульту, умирают в первые дни. Основная масса инсультов приходится на возраст старше 60 лет, но с каждым годом растет тенденция к его омоложению, что связано с такими факторами как алкоголь, курение, наркотическая зависимость и стрессы. У лиц пожилого возраста чаще всего инсульты возникают на фоне повышенного артериального давления, распространенного атеросклероза, сахарного диабета и в редких случаях инсульт наступает при различных болезнях крови и сосудов.
Мышление по Л.С.Выготскому - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Это высший уровень сформированности речевого мышления, который разительно отличает людей от животных [31].
Нарушения когнитивных функций, в том числе и мышления, после инсульта часто приводят к инвалидизации пациентов и снижению их качества жизни. Поэтому точное обследование и нейропсихологическая коррекция являются важными составляющими для успешного возвращения человека к прежней профессиональной и бытовой жизни. Значительный вклад в исследование данной темы внесли такие деятели как А. Р Лурия, Б. В. Зейгарник, Л. С. Цветкова, Е. Д. Хомская, А. А. Скворцов и многие другие представители отечественной психологии, которые сформировали обширную теоретическую базу, на основе которой и сейчас проводятся нейропсихологические и патопсихологические обследования.
Теоретико-методологическими основаниями нашей работы являются: теория системной динамической локализации высших психических функций (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия), работы Н.К. Корсаковой, посвященные описанию нарушений когнитивных функций при локальных поражениях головного мозга, подход А.А.Скворцова к изучению нарушений программирования, регуляции и контроля мышления при поражении префронтальной области головного мозга, а также определение и классификация инсультов, особенности постинсультных когнитивных нарушений, описанные в работах О.С.Левина, Л.В Стаховской и С.В.Котова.
Объект исследования: нарушение мышления.
Предмет исследования: специфика нарушений мышления при поражении префронтальных отделов головного мозга у постинсультных больных с различными типами межполушарной асимметрии.
Цель исследования: выявить специфику нарушений мышления при поражении префронтальных отделов головного мозга у постинсультных больных с различными типами межполушарной асимметрии.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению понятия инсульта, дать определение и описать клиническую картину инсультов; описать феномен межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
2. Изучить особенности нарушений мышления у постинсультных больных при поражении префронтальных отделов головного мозга.
3. Разработать и апробировать методику исследования нарушений мышления у постинсультных пациентов с поражение префронтальных отделов.
4. Выявить специфику нарушений мышления при поражении префронтальных отделов у постинсультных больных с разными типами профиля межполушарной асимметрии.
5. Разработать и реализовать программу реабилитации и восстановления мышления у постинсультных пациентов при поражении префронтальных отделов.
Гипотезы исследования:
1. При локализации очага поражения в префронтальных отделах левого полушария в большей степени нарушаются способность к поэтапной деятельности, способность к выделению главной мысли, понимание переносного смысла, эмоциональное реагирование, мотивация, тогда как при локализации очага инсульта в правом полушарии данные параметры остаются сохранными.
2. При смешанном типе нейропсихологического профиля, по сравнению с другими типами в большей степени нарушается способность удерживать программу деятельности, способность выделять главное, снижается уровень обобщения, а при левополушарном типе профиля нарушается критичность к своему состоянию и эмоциональное реагирование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу и исследованию проблемы нарушений мышления в результате поражения префронтальной области мозга после ОНМК. Актуальность выбранной темы заключается в сложности распознавания проблем мышления в период реабилитации, что становится причиной дальнейших сложностей человека в социуме. Нарушения мышления, как и межполушарной асимметрии является все еще не в полной мере освященной со всех сторон областью. Разобщенность взглядов делает границы предмета исследования нечеткими, а вместе с тем затрудняет подбор методов, подходящих для изучения этих процессов.
Для изучения данной проблемы был проанализирован теоретический материал по теме инсультов и постинсультных нарушений. Так, под инсультом понимается разновидность острого нарушения мозгового кровообращения, характеризующаяся внезапным появлением длящимися в течение нескольких минут или реже нескольких часов, очаговой неврологической симптоматики и/или общих мозговых нарушений, которые имеют тенденцию сохранятся более 24 часов или приводят к смерти больного в короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения. В зависимости от области поражения последствия могут носить различный характер. Общие последствия инсульта делятся на несколько категорий: двигательные, расстройства вестибулярного аппарата, проблемы зрения, слуха, обоняния, когнитивные, а так же ряд психических.
В рамках проведенного исследования была рассмотрена выборка, состоящая из людей, пострадавших от ишемического инсульта. Анализ данных производился на основе деления выборки в зависимости от профиля межполушарной асимметрии, локализации поражения и половых различий.
В зависимости от профиля межполушарной асимметрии было получено две группы: первая группа - «левополушарный тип» профиля, в нее вошли пациенты, у которых по результатам сенсомоторных проб ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо и вторая группа - «смешанный тип» профиля, к этой группе были отнесены пациенты, у которых правая рука и правая нога являются доминантными, а остальные два параметра - глаз и ухо, могут принимать различные значения.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При поражении префронтальной области левого полушария у пациентов нарушаются функции связанные с вербально-логическим мышлением, а правополушарные нарушения с менее выраженными нарушениями вербально-логического мышления и с тенденцией к нарушению программы деятельности. Для пациентов с правосторонним поражением в большей степени характерно адекватное эмоциональное реагирование на ситуацию обследования и высокая мотивация к обследованию.
2. На основе разделения выборки по профилю асимметрии на левополушарный и смешанный профиль получилось, что испытуемые с левополушарным показывают более высокие результаты при выполнении упражнений для вербально-логического мышления, успешней справляются с удерживанием программы деятельности, меньше отвлекаются на посторонние раздражители, быстро переключаются с одного задания на другое. Пациентам со смешанным типом профиля легче выполнять задания наглядно-образного характера, они более эмоционально адекватны ситуации обследования, но при этом не особо заинтересованы в результатах.
3. У пациентов мужского пола более выражены нарушения в критичности к своей болезни и критичности к выполнению заданий, в эмоциональном реагировании на ситуацию, а также низкий уровень мотивации, в отличие от женщин. Однако, мужчины имеют более высокий уровень обобщения, легко объединяют отдельные части в единое целое, лучше чем женщины понимают логические связи, переносный смысл и смысл сюжетных картин.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, следовательно, цель достигнута.
Полученные результаты могут использоваться для разработки комплекса методик и диагностики оценки мыслительной деятельности у людей с поражением префронтальной области, как при различной локализации, так и при разных профилях межполушарной асимметрии.



1. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А.В. Брушлинского. - М., 1982 с.
2. Векилова С.А., Безгодова С.А. История психологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Векилова, С. А. Безгодова. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 324 с
3. Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела. /М., Медицина, 1971. - 556 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов - М., 1981
5. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация М.: Смысл, 2003. — 335 с.
6. Горошко Е.И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол: Аналитический обзор / Е.И. Горошко. - Москва-Харьков: ИД «Инжэк», 2005. - 285 с.
7. Гуреева И. А., Н.А.Гомзянова, М.Д. Селькин, Е. Р Исаева, К. В. Голоков.«Нейропсихологические изменения пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения»/ Журнал Вестник Южно-Уральский государственный университет.//Серия: Психология, 2017.
8. Гусев Е.И., Скворцова В.И., Стаховская Л.В. Проблема инсульта в Российской Федерации: время активных совместных действий. / Е.И. Гусев, В.И. Скворцова, Л.В. Стаховская // Журнал неврологии и психиатрии, 2007; 107: с. 4-10.
9. Дамулина А.И., Коновалов Р.Н., Кадыков А.С. Постинсультные когнитивные нарушения / Неврологический журнал, № 1 - 2015. - С. 12-19.
10. Данилов В.П. Инсульт. Современные подходы диагностики, лечения и профилактики. / В.П. Данилов. - ГЭОТАР-Медиа. - 2014. - 248 с.
11. Дружинина В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, Питер, 2001. — 656 с.
12. Епифанов В.А, Епифанов А.В. Реабилитация больных, перенесших инсульт / В.А.Епифанов, А.В.Епифанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2013. - 248 с.
13. Ермакова Н. Г. Психологические особенности больных с
последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации Вестник Санк-Петербургского университета. Серия №11. Медицина, 2008.
14. Зейгарник Б. В. Патология мышления./ Б. В. Зейгарник - М., 1962.
15. Зейгарник Б. В. Патопсихология./Б.В. Зейгарник - М., 1976.
16. Игнатова Ю. П. , И. И. Макарова, О. Ю. Зенина, А. В. Аксенова Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асемметрии мозга (обзор литературы) Журнал Экология человека, 2016.
17. Катаева Н. Г. Когнитивные нарушения после инсульта/ Н. Г. Катаева и др. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010. - №1.
18. Ковальчук В.В. Инсульт. Причины и профилактика. Осложнения и восстановление. / В.В. Ковальчук. - Москва. - 2013. - 38 с.
19. Ковязина М. С., Д. А. Кузнецова Особенности синдрома нарушения, Вестн. Москва. Ун-та. Серия № 14. Психология. 2012.
20. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Мнестические механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопр. психологии. 2012б. №
21. Ковязина.М. С. Нейропсихологический анализ патологии мозолистого тела — 2-е изд. 178 с
22. Ковязина.М. С. Синдром «расщепленного» мозга и факторы
межполушарного взаимодействия. Вестн. Москва, Ун-та. Серия № 14.
Психология. 2014 №3
23. Колесник Н. Т Клиническая психология: учебник для
академического бакалавриата / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова, Г. И. Ефремова ; под ред. Г. И. Ефремовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 359 с.
24. Коростовцева Л.С. Роль Р Вирхова в изучении атеросклероза и его осложнений / Кунсткамера Том 15, № 3 — 2009, С. 400-403.
25. Корсакова Н. К. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Л. И.Московичуте. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 165 с.
26. Левин О.С., Усольцева Н.И. Соотношение когнитивных и двигательных нарушений у пациентов, перенесших ишемический инсульт / Н. И. Усольцева, О.С. Левин // Современные подходы к нейрореабилитации. - М.: 2007.
27. Левин О.С., Усольцева Н.И., Дударова М.А. Когнитивные нарушения в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта. / О.С. Левин, Н.И. Усольцева, М.А. Дударова. - РМЖ. - 2009; 4:20-4.
28. Левин О.С., Усольцева Н.И., Юнищенко Н.А. Постинсультные когнитивные нарушения: механизмы развития и подходы к лечению. / О. С. Левин, Н. И. Усольцева, Н. А. Юнищенко // Трудный пациент. - 2007; 5(8): с. 29—36.
29. Леонтьев А. Н. ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва : Смысл : Academia, 2010. - 509,
30. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии/А. Р. Лурия — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
31. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга/ А.Р Лурия - М., 1962. - 431 с.
32. МаклаковА. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008 - 583 с.
33. Мамадалиев А. А., Ибодуллаев З. Р Особенности проявления нейропсихологических расстройств пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 277-281.
34. Матюшкина А.М. Психология мышления./ А.М. Матюшкина. - М., 1965. - 533 с.
35. Москвина Н.В., Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / Н.В. Москвина, В.А. Москвин. - М.: Смысл, 2011.
36. Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Смирнов Н.А., Филатов Ю.Ф. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций // А.Р Лурия и современная психология: Сб. статей памяти А.Р Лурии / Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. М.: Издво Моск. унта, 1982. С. 143—150.
37. Николаева Л. Ф. Основы медико-социальной реабилитации // Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Пермь, 1998. — Т 1.
38. Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу. - Москва : Издательство АСТ , 2017 . - 352
39. Останкова Ю. В., Хабарова Т. Ю. Когнитивные нарушения у больных с нарушениями мозгового кровообращения: психодиагностика и коррекция. / Ю.В. Останкина, Т. Ю. Хабарова. - М.: 2006.
40. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
41. Реброва Н.П., Чернышева М.П. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность / Н.П. Реброва, М.П. Чернышева. - М.: Речь, 2005. - 368 с.
42. Ротенберг В.С. Межполушарная асимметрия, её функция и онтогенез. Руководство по Функциональной Межполушарной Асимметрии / В.С. Ротенберг. - М.: Научный Мир, 2009.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил
44. Рубинштейн С. Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С.Л. Рубинштейна. - М., 1960
45. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования./ С. Л. Рубинштейн. - М., 1958
46. Семенова О.А. Проблемы исследования функций программирования, регуляции и контроля психической деятельности человека. Обзор литературы / О.А. Семенова// Журнал физиология человека, - 2005 Т 31 №6 - С. 106-115
47. Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. М.; Воронеж, 2001. С. 84—137.
48. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.-- М.: Академия, 2002. - 232 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ