Психологические синдромы нарушения психической деятельности при
ПТСР в контексте когнитивных искажений и индивидуально-
типологических характеристик личности
Введение 3
Глава 1 Основные психологические синдромы нарушений
психической деятельности при ПТСР
1.1. Особенности протекания отсроченных реакций на травматическое
событие 9
1.2. Когнитивные искажения и индивидуально-типологических особенностей личности влияющие на течение ПТСР 20
1.3. Когнитивно-поведенческая терапия, как один из наиболее эффективных методов терапии ПТСР 30
Глава 2 Исследование психологических синдромов нарушений психической деятельности при ПТСР в контексте когнитивных искажений и индивидуально-типологических характеристик личности
2.1. Программа и методика исследования 42
2.2. Результаты исследования 52
2.3. Программа психологического вмешательства, разработанная для
участников боевых действий 64
Заключение и выводы 78
Список использованной литературы 82
На сегодняшний день работа с травмой вызывает очень много вопросов и сомнений. Посттравматическое стрессовое расстройство является достаточно тяжелой реакцией на травматическое событие, произошедшее в жизни человека. Стрессовая реакция на травматическое событие может возникать из-за участия человека в военных действиях, переживание различного рода стихийных бедствий, утраты близких людей, разного рода насилия и т.д. Недостаточная своевременная диагностика и терапия посттравматического стрессового расстройства (далее ПТСР) приводит к хронификации заболевания, и как следствие более тяжелому переживанию последствий.
Человек, переживший сильное травматическое событие, и не получивший своевременной психологической помощи, вынужден выбирать неадаптивные стратегии реагирования на изменения, произошедшие в психике, что в свою очередь приводит к формированию негативных последствий заболевания, либо хроническому течению ПТСР. Безусловно, это плохо сказывается как на психическом здоровье человека в частности, так и на его жизни в целом.
Своевременная диагностика важна еще и потому, что по данным зарубежных исследований к специалисту с посттравматической симптоматикой обращаются 2,5-3,2% населения, в то время как диагностический скрининг выявляет симптомы ПТСР в 12 - 21% случаев (Gaudiano, B.A., & Zimmerman, M. (2010)). Сбор статистических данных по эпидемиологические исследованиям, связанным с симптомами ПТСР, в отечественной психологии и психиатрии, во многом вызывает затруднения. Мы можем высказать предположение о том, что невозможность сбора статистики по ПТСР связана с российской ментальностью, предполагающей умалчивание собственных
психологических проблем и симптомов ментальных расстройств, но к сожалению, подобных исследований еще не проводилось, поэтому наши предположения остаются на уровне гипотез.
В существующих эмпирических исследованиях доказано влияние травмы на дальнейшее формирование негативных психологических последствий, включающих различные способы реагирования на последствия посттравматического стресса, например формирование аддиктивного поведения, как способа совладания с негативной симптоматикой, или формирование патологических устойчивых личностных изменений.
Дискутируются способы терапии как острой реакции на травматическое событие, так и лечение хронической формы расстройства и его последствий. Полемика отражает стремление специалистов разработать адекватный, эффективный способ терапии травматического стресса. Безусловно, когнитивно-бихевиоральная терапия подтвердила свою эффективность во многих случаях работы с травмой, однако и этот способ терапии также подвергается критике и видоизменениям.
В настоящее время активно обсуждается связь хронического течения ПТСР и изменений личности, таких как “враждебность” и “агрессия”. В многочисленных исследованиях выделяются факторы, способные привести к личностным изменениям в контексте травмы. По данным психотерапевтических и клинических исследований, личностные изменения могут существенно снижать эффективность терапии, что препятствует редуцированию негативной симптоматики и успешной социализации человека.
Как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях не упоминается какие причины могут привести к ухудшению травматической симптоматики и ее хронификации, и также не говорится о связи когнитивных ошибок и искажений, как с травмой, так и с ее последствиями. Недостаточно изучен вопрос о связи личностных факторов и формировании культа вокруг травматического опыта.
Устранение этих противоречий и восполнение существующих пробелов является самостоятельной научной задачей, решение которой предполагает разработку теоретических моделей и проведение эмпирических исследований роли личностных факторов в этиологии, патогенезе и динамике посттравматического стрессового расстройства. Решение указанной задачи актуально как для практики здравоохранения, так и общества в целом.
Теоретико-методологической основой исследования являются: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; отечественная концепция соотношения нормы и патологии, сформулированная в работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, А.Ш. Тхостова, биопсихосоциальная модель психических расстройств, представленная в трудах J. Zubin, В. Spring, B.L. Engel, L. Ciompi и др; концепция переживания травматического стресса сформулированная в работах Тарабриной Н.В; психологическая модель травматического стресса, сформулированная в работах Стояновой И.Я.; когнитивная модель ПТСР, представленная в трудах A.Ehlers, D.Clark, A.Beck.
Объект исследования: психологические синдромы нарушений
психической деятельности при ПТСР
Предмет исследования: психологические синдромы нарушений психической деятельности при ПТСР в контексте когнитивных искажений и индивидуально-типологических характеристик личности
Гипотезы исследования:
1. Для всех психологических синдромов при ПТСР характерны когнитивные искажения о себе и мире в контексте пережитой травмы, а также самообвинение и централизация жизни вокруг травматического опыта.
2. Психологический синдром при ПТСР связанный с эмоциональной нестабильностью и депрессивной симптоматикой, достоверно связан с когнитивными искажениями, связанными с убеждениями о невозможности контролировать собственные эмоциональные реакции, а также уверенностью в том, что травматическое событие имеет значительное влияние на жизнь и переработку опыта и индивидуально-типологическими особенностями, связанными с личностной незрелостью, лабильной самооценкой, неуверенностью в собственных силах и трудностях с распознаванием и понимаем эмоций.
3. Психологический синдром при ПТСР, связанный с проблемами со сном и проявлением чувств, имеет достоверную связь с восприятием будущего в контексте травмы, а также когнитивными искажениями, связанными с представлениями о собственной никчемности и неадекватности.
4. Психологический синдром при ПТСР, связанный с проявлениями органической симптоматики, а также ярко выраженной агрессией, достоверно связан с когнитивными ошибками, описывающими необходимость постоянного контроля, как собственной деятельности, так и деятельности окружающих людей, и оценке качества жизни исходя из пережитой травмы и индивидуально-типологическими особенностями, связанными с гневливостью, нечувствительностью к переживаниям других людей, равнодушием.
Цель исследования:
Выявить основные психологические синдромы нарушения психической деятельности при ПТСР, во взаимосвязи с когнитивными искажениями и индивидуально-типологическими особенностями личности.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исследований психологических проявлений ПТСР и их роли в формировании реакций на травму.
2. Перевод, валидизация и апробация зарубежных диагностических методик для диагностики последствий травмы на отечественной выборке, у лиц, участвовавших в военных действиях.
3. Провести исследование нарушений психической деятельности при ПТСР, во взаимосвязи с когнитивными искажениями и индивидуально-типологическими особенностями личности.
4. Проанализировать взаимосвязь психологических синдромов при ПТСР и акцентировании внимания на травматическом опыте и формирования когнитивных ошибок в ответ на травмирующее стрессовое событие у участников военных действий.
5. Проанализировать взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности и проявлении психологических синдромов при ПТСР.
6. Разработать программу психологического вмешательства исходя из выявленных особенностей психологических синдромов нарушения психической деятельности при ПТСР.
Методы исследования: психологическое тестирование («Миссисипская шкала симптомов посттравматического стрессового расстройства для участников боевых действий», «Посттравматический опросник когнитивных установок», «Шкала центральности события», «Опросник темперамента и характера Клонингера») и методы математико¬статистического анализа (кластерный и корреляционный анализы).
Эмпирическая база: исследование проводилось в рамках госпиталя для ветеранов войн, в нем проходили участие комбатанты, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и Чечне, в возрасте от 35 до 70 лет.
Научная значимость исследования:
Проведено исследование, показывающее связь психологических синдромов нарушения психической деятельности при ПТСР и индивидуально-типологических особенностей личности.
Доказана связь между акцентированием внимания на травматическом событии и когнитивными ошибками и искажениями. Изучены способы работы с психологическими синдромами при ПТСР, возможности коррекции и терапевтического вмешательства.
Доказана значимость акцентирования внимания на травматическом опыте, как одного из механизмов, препятствующих успешной терапии травмы и вызывающих наибольшее количество негативных последствий. Доказана важность терапевтической работы как с индивидуально-типологическими личностными особенностями, так и с когнитивными ошибками, препятствующими редуцированию негативной
посттравматической симптоматики.
Практическая значимость исследования:
Впервые проведена апробация зарубежных методов диагностики последствий ПТСР на отечественной выборке, а именно проведена апробация опросника “Централизации травматического события”(Тйе centrality of event scale), разработанного D.Berntsen и D.Rubin, и также “Посттравматической анкеты когнитивных установок”(РТС1) под авторством A.Ehlers. Изучены важные индивидуально-типологические личностные факторы формирования сильной негативной симптоматики ПТСР у участников боевых действий, служащие важными мишенями психологической помощи этому контингенту.
Проблема диагностики и выявления психологических синдромов нарушения психической деятельности при ПТСР стоит наиболее остро, поскольку лишь единицы готовы своевременно обратиться за помощью к специалистам при наличии негативных симптомов расстройства. Психообразование населения представляется одной из наиболее важных задач, поскольку именно оно позволит рассказать людям о том, в каких случаях необходимо обращаться к психологам и психиатрам. Даже спустя десятилетия некоторые симптомы посттравматического расстройства склонны сохранятся, в то время как некоторые из симптомов редуцируются или сглаживаются. Лишь у единиц имеются знания о том, что такое посттравматическое расстройство, и какие симптомы данного расстройства существуют. Однако никто из участников нашего исследования не имеет представления о том, как возможно данное расстройство терапевтировать. Одним из наиболее выраженных симптомов отсроченных последствий ПТСР остается органическая симптоматика, также комбатанты легче предъявляют жалобы на проблемы с вниманием или памятью, чем на трудности в эмоциональной сфере. Органическая симптоматика наиболее выражена среди участников боевых действий, поскольку у всех участников нашего исследования имеют место быть черепно-мозговые травмы.
Исходя из анализа проведенного нами исследования, мы можем сделать несколько фундаментальных выводов о проблеме ПТСР в случае с участниками боевых действий:
1. Наиболее эмоционально зрелые личности предъявляют меньше симптомов расстройства, и в целом легче переносят сильные стрессовые воздействия.
2. Даже при отсутствии соответствующего диагноза, остается большой шанс общей психологической травматизации индивидов при участии в боевых действиях. Так, наше исследование показало, что при отсутствии симптомов непосредственно самого посттравматического расстройства, остается большой риск наличия когнитивных ошибок и искажений из-за существующей психологической травматизации.
3. Централизация жизни вокруг травматического опыта не только способствует формированию когнитивных ошибок, но и усугубляет течения посттравматической симптоматики.
4. Как когнитивные ошибки, формирующиеся из-за наличия психологической травмы, могут способствовать акцентированию внимания на травматическом опыте и дальнейшую фиксацию жизни вокруг травмы, так и централизация жизни вокруг травматического опыта может быть причиной формирования когнитивных ошибок и искажений.
5. Чем более ярко выражена симптоматика посттравматического расстройства, тем скорее будут формироваться когнитивные ошибки и искажения.
6. Некоторые индивидуально-типологические особенности личности, такие как эмоциональная неустойчивость, слабая стрессоустойчивость, гневливость, ригидность мышления, могут усугублять общую негативную симптоматику посттравматического расстройства и способствовать формированию когнитивных ошибок, а также фиксации жизни вокруг травматического опыта.
7. Переведенные нами тестовые методики, а именно «Шкала центральности события» и «Посттравматический опросник когнитивных установок» показали высокую чувствительность, даже при отсутствии диагноза ПТСР. Таким образом, они имеют высокую диагностическую значимость в контексте травмы. «Посттравматический опросник когнитивных установок» способен выявлять степень психологической травматизации испытуемого и предполагать наличие посттравматического расстройства. Может быть использован в качестве первичного метода диагностики, в случаях, когда мы имеем дело с отсроченной реакцией на стресс. «Шкала центральности события», в свою очередь, способна выявлять степень акцентирования внимания вокруг травмы и централизации жизни вокруг травматического опыта.
8. Выделение психологических синдромов нарушения психической деятельности при ПТСР и анализ их связи с отдельными когнитивными ошибками и индивидуально-типологическими характеристиками личности позволили нам детально осмыслить процесс протекания посттравматического расстройства и его психологических последствий, а также дали более ясное представление о том, как можно терапевтировать существующие психологические изменения.
8. Одним из основных методов индивидуальной терапии остается когнитивно-поведенческая терапия. КПТ доказала свою эффективность при посттравматическом стрессовом расстройстве, однако проведение данного вида терапии не всегда представляется возможным.
9. В рамках многих заведений, имеющих отношение к психологически- травматизированным лицам, основным видом помощи остается психоэдукация. В то время как программа из 4 модулей, разработанная нами, способна дать основные знания по формированию адаптивных эмоциональных реакций, социальных навыков, планировании будущего, а также работы с органической симптоматикой, которая может тревожить лиц, принимавших участие в боевых действиях.
Более детальное осмысление формирования когнитивных ошибок и централизации жизни вокруг травмы при наличии симптомов посттравматического стрессового расстройства и их связь с некоторыми индивидуально-типологическими особенностями личности позволит более успешно прогнозировать течение заболевания в целом, а также поможет выявить дальнейшие мишени терапии, даст возможность диагностики психологической травматизации лиц без наличия достаточного количества симптомов для постановки диагноза ПТСР.
«Программа психологической вмешательства, разработанная для участников боевых действий» позволит не только повысить уровень психологического образования участников, но и предоставит возможность формирования навыков эмоционального реагирования, планирования будущего, детального осмысления психофизиологических реакций и работы над существующими сложностями в когнитивной сфере.
Таким образом, данная работа является значимой не только с точки зрения диагностики, но также с точки зрения коррекции существующих нарушений. Как мы уже отмечали выше, мы сможем предсказывать и терапевтировать как органическую симптоматику у участников боевых действий, так и возможные когнитивные искажение, даже без соответствующего диагноза.
1. Александров Е. О. Этапы клинической динамики посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. - № 2. - С. 29-31.
2. Киндрас Г. П., Туроходжаев А. М. Влияние посттравматических стрессовых расстройств на адаптацию воинов - ветеранов войны в афганистане // Соц. и клин. психиатр. - 1992. - № 1. - с. 33-36.
3. Психические расстройства и расстройства поведения (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). - М., 1998.
4. Сукиасян С.Г. О некоторых аспектах динамики посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий // Соц. и клин. психиатрия. - 2009. - Т. 19, № 1. - С. 12-18.
5. Сукиасян С.Г., Тадевосян М.Я. Боевой травматический стресс: психическая или моральная травма? // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. - 2010. - № 3. - С. 4-7.
6. Лихи Р., Сэмпл Р. Посттравматическое стрессовое расстройство:
когнитивно - бихевиоральный подход // Московский
психотерапевтический журнал. 2002. № 1. С. 1—18.
7. Бек А., Раш Ф., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. М.СПб.: Питер, 2003.
8. Бек А., Фриман А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. М.СПб.: Питер, 2002.
9. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 224—265.
10. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия и перспективы ее развития в России // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 6—18.
11. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб: Питер, 2001. - 272 с.
12. Тарабрина Н. В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 5-18.
13. Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г. Апробация биосоциальной методики Клонинжера «Структура характера и темперамента» // Материалы 1 международной конференции, посвященной памяти Б.В. Зейгарник. — М.: 2001. С. 104—105.
14. Хохлов Л.К. Посттравматическое стрессовое расстройство и проблема коморбидности // Соц. и клин. психиатрия. - 1998. - Т. 8, № 2. - С. 116¬122.
15. Cloninger C.R. Aunified biosocial theory of personality and its role in the development of anxiety states // Psychiatry Rev. 1986. Vol. 3, N 4. P. 167-226.
16. Dunmore E., Clark D., Ehlers A. A prospective investigation of the role of cognitive factors in persistent posttraumatic stress disorder (PTSD) alter physical or sexual assault // Behaviour Research and therapy. — 2001. — Vol.
39. — P. 1063—1084.
17. Ehlers A., Clark D. A cognitive model of posttraumatic stress disorder// Behaviour research and therapy. 2000 . Vol. 38. P. 319—345.
18. Meichenbaum D. Treating posttraumatic stress disorder. A handbook and practice manual for therapy. Chichester: Wiley, 1997.
19. Epstein N., Baucom D. Cognitive-behavioral marital therapy. New York: Bruner and Mazel, 1988.
20. Foa E., Rothbaum B. Treating the trauma of rape: cognitive-behavioral therapy for PTSD. New-York: Guilford Press, 1998.
21. Ehring T., Ehlers A., Glucksman E. Do cognitive models help in predicting the severity of posttraumatic stress disorder, phobia, and depression after motor vehicle accidents? A prospective longitudinal study // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. V. 76. № 2. P. 219-230.
22. Halligan S. L., Clark D. M., Ehlers A. Cognitive processing, memory, and the development of PTSD symptoms: Two experimental analogue studies // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychology. 2002. V. 33. P. 73¬89.
23. Halligan S. L., Michael T., Clark D. M., Ehlers A. Posttraumatic stress disorder following assault: The role of cognitive processing, trauma memory, and appraisals // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2003. V. 71. № 3. P. 419-431.
24. Horner M. D., Hamner M. B. Neurocognitive functioning in posttraumatic stress disorder // Neuropsychology Review. 2002. № 12. P. 15-30.
25. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 5th ed. Arlington: American Psychiatric Association, 2013.
26. Foa, E. B., A. Ehlers, et al. (1999). "The posttraumatic cognitions inventory (PTCI): Development and validation." Psychological Assessment 11(3): 303¬314.
27. Boals A, & Murrell AR (2016). I am > trauma: Experimentally reducing event centrality and PTSD symptoms in a clinical trial. Journal of Loss and Trauma, 21, 471-483.