ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Анализ литературы по проблеме развития восприятия и понимания
произведений изобразительного искусства 9
1.2. Особенности развития восприятия и понимания произведений
изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Дидактическая игра, как средство развития восприятия и понимания
произведений изобразительного искусства у старших дошкольников 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 38
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости восприятия
и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Содержание работы по развитию восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста в
условиях дидактической игры 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
Мы живем во времена всеобщей зависимости от различных гаджетов, дети не замечают окружающей красоты, не могут выражать эмоции, показывать собственное отношение к чему-либо, выражать чувства. Поэтому нам важно приобщать детей к искусству, начиная уже с детского сада. Нам необходимо прививать ребенку умение оценивать эстетику предметов, которые его окружают, явлений и того, какими способами художники могут изображать их в своих произведениях. По словам С.Л. Рубинштейна: «...Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действительности и эмоциональности. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются» [33, с. 180].
Развитие творческих способностей - это одна из самых главных задач педагогики в современном мире. Поощрять творческие способности очень важно в младшем возрасте. Вся жизнь ребенка тесно связана с фантазиями, игрой и творчеством. Не получая необходимого развития на этом этапе, творческие способности могут и не проявиться в дальнейшем. На протяжении истории развития дошкольной педагогики вопросы творчества всегда были одними из приоритетных, так как творчество - это одна из важнейших форм психической активности детей. Творчество можно рассматривать, как универсальный способ развития личности, который обеспечивает стабильную адаптацию к новым жизненным условиям, а это необходимый резерв способностей преодоления стрессовых ситуаций и адекватного творческого отношения к окружающей действительности.
Восприятие произведений искусства - очень сложный процесс, который требует огромных эмоциональных затрат и эмпатии. Для того чтобы понять и проникнуться смыслом художественного произведения, нельзя спешить. Великий французский скульптор О. Роден сказал: «Смотрите, смотрите долго, еще смотрите!» Основная задача педагога помочь детям увидеть в картине, то, что именно хотел показать художник: выделить главное и второстепенное, понять настроение изображаемого, чувства самого художника, как результат и в собственной жизни ребенок научится замечать даже самые обычные вещи.
Одна из основных задач педагога - формировать представление о творческом замысле, способах его изображения с помощью взрослого, а на отдельных этапах даже самостоятельно; развивать художественное восприятие произведений искусства. В ходе бесед подводить детей к пониманию единства содержания, то есть подвести детей к пониманию произведения. Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности. Современный педагог должен иметь чёткое представление о том, с помощью каких способов и приёмов возможно наиболее эффективно формировать у ребенка адекватные представления об окружающем мире, развить творческий потенциал в самой доступной и интересной ребенку форме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. (далее ФГОС ДО) четко обозначил: художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; музыке, художественной литературы, фольклора; стимулирование эмпатии к персонажам художественных произведений; активизация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Воспитание благородного, нравственного, творческого человека без приобщения искусству невозможно. Искусство пробуждает в ребенке самые светлые чувства, энергию радости, которая может активизировать творческую активность, благотворно влияет на здоровье ребенка. Для того, чтобы начать это испытывать, ребенок должен заметить красоту и воспринимать ее, ведь не воспринятая красота, сама по себе, практически ничего не даёт. Можно долго стоять, к примеру, перед восхитительным произведением искусства, но ничего не увидеть и не прочувствовать. Для того, чтобы этого не случилось, мы обязаны с самых первых дней жизни ребенка раскрывать в нем чувства восприятия прекрасного и для этого мы сами должны уметь замечать окружающую красоту и быть способными её прочувствовать, эмоционально откликаться на неё.
Ребёнок через взрослых, узнает мир, начинает видеть, слышать, чувствовать и понимать. И чем больше мы сами будем способны на это, тем больше сможет и ребенок. Вплоть до семи лет дети в особенности восприимчивы. Первые самые яркие и радостные впечатления закладываются у них на всю последующую жизнь и во многом определяют дальнейшее их развитие. Эволюция эстетических чувств детей позволит приблизить их к эстетическим оценкам, в общем, предметов, а так же и их отдельных качеств.
Для эстетического развития и воспитания детей и для совершенствования их изобразительных возможностей большое значение имеет их знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость и выразительность художественных образов в картине, скульптуре, архитектуре и прикладном искусстве вызывает эстетическую эмпатию, помогает детям полнее и глубже воспринимать жизненные явления и находить образное выражение своих эмоций в рисунках, лепке и аппликации. Замечательным средством для совершенствования восприятия и понимания произведений изобразительного искусства является дидактическая игра.
Актуальность данной проблемы определяет выбор темы исследования: «Развитие восприятия и понимания произведений
изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры».
Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать комплекс дидактических игр, направленный на развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр, как средство развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной и методической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности дидактической игры в развитии восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного на начальном этапе исследования.
5. Подобрать и доработать комплекс дидактических игр, направленный на развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы авторов изучающих особенности восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста: Б.Г. Ананьев, А.В. Бакушинский, Е.Н. Бородина, Н.Е. Веракса, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Н.В. Карпова, Т.А. Копцева, Г.Н. Кудина, И.Ю. Кулагина, Н.Л. Кульчинская, В.И. Логинова, И.А. Лыкова, В.Р. Ляпота, М.В. Мацкевич, А.А. Мелик-Пашаев, Н.В. Микляева, С.А. Минюрова, Э.Д. Оганесян, А.Б. Орлов, Ю.Н. Протопопов, О.В. Пустоветова, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Е.М. Торшилова, Е.А. Флёрина, Р.М. Чумичёва, П.М. Якобсон; работы исследователей изучающих возможности дидактической игры, выделяющих вожность дидактической игры в процессе развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста: Л.С. Барсукова, Т.А. Барышева, Е.Н. Бородина, О.В. Бурцева, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, Н.А. Короткова, М.В. Межиева, А.В. Соколов, К.Д. Ушинский, Л.С. Шалина, И.В. Штанько.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у старших дошкольников; выявлялись возможности дидактической игры в развитии восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей, подбирался и дорабатывался комплекс дидактических игр, направленный на развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования при разработке
организационно-педагогических условий направленных на развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость подобранного и доработанного комплекса дидактических игр, который может использоваться в организации досуговой и свободной деятельности детей в детском саду и дома.
База исследования. МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида» Свердловская область, город Полевской, улица Розы Люксембург 105. В исследовании приняли участие 23 воспитанника старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Нами изучены и проанализированы работы: А.В. Бакушинского, А.А. Беляевой, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Протопопова, В.С. Щербакова и др. по теме данного исследования и сделаны следующие выводы:
1. Восприятие и понимание произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста - выражает способность ребенка к диалогическому постижению нравственных идей, воплощенных в художественных образах, на основе актуализации личностного опыта и осмысления собственных переживаний в процессе анализа, оценки, сотворческой интерпретации содержания художественного произведения (Э.Д. Оганесян) [57].
Развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста - это педагогический процесс совершенствования осуществляющийся на основе внутреннего диалога личностных и художественных смыслов, предметное выражение которого в художественно-творческой деятельности детей обусловливает содержательное единство его разных уровней (стихийно-эмоционального, художественно-ассоциативного, сотворческого) (Э.Д. Оганесян) [57].
2. Говоря о результатах процесса развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста, мы будем опираться на классификацию критериев по Э.Д. Оганесян [57]:
Эмоционально-мотивационный критерий - выраженный в показателях:
1) эстетическая эмпатия - это чуткость, эмоциональное погружение в мир художественного образа на основе сопереживания, отождествления собственных эмоций с эмоциональным строем всей картины;
2) сформированность интереса к произведениям искусства.
Образно-содержательный критерий показатели:
1) запас актуальных знаний и представлений о произведениях искусства;
2) представления о языке искусства, содержании художественного произведения
Деятельностно-рефлексивный критерий - определяется
показателем: подбор эмоционально-образных ассоциаций при соотнесении содержания произведения с собственным художественно-эстетическим опытом в процессе беседы во время игры.
Таким образом, нами дана характеристика психолого-педагогическим особенностям восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны произведения, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Но умение воспринимать произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Развивать это умение, необходимо опираясь на выделенные нами критерии, и при целенаправленном педагогическом руководстве, есть возможность обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.
На основе изученного материала нами были выявлены широкие возможности дидактической игры для развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что дидактические игры способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного. Они решают определенные дидактические задачи по выделенным нами критериям, а именно:
1) побуждают проявлять чуткость, эмоционально погружаться в мир художественного образа на основе сопереживания, отождествления собственных эмоций с эмоциональным строем всей картины, формируют интерес к произведениям искусства;
2) расширяют и активизируют запас актуальных знаний и представлений о произведениях искусства, представления о языке искусства, содержании художественного произведения.
3) побуждают осуществлять подбор эмоционально-образных ассоциаций при соотнесении содержания произведения с собственным художественно-эстетическим опытом в процессе беседы во время игры. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Дидактические игры способствуют развитию многих психологических процессов, но кроме этого нам удалось подтвердить то, что восприятие и понимание произведений изобразительного искусства у детей дошкольного возраста будет проходить более успешно, если целенаправленно использовать потенциал дидактической игры, опираясь на выделенные нами критерии и показатели.
Нами представлена исследовательская работа, позволяющая реализовать на практике теоретические положения развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида» Свердловская область, город Полевской, улица Розы Люксембург 105. В исследовании приняли участие 23 воспитанника старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
На основании изученной литературы нами были выделены, упрощены и интерпретированы следующие критерии и показатели уровня восприятия и понимания произведений изобразительного искусства:
1. Эмоционально-мотивационный критерий.
2. Образно-содержательный критерий.
3. Деятельностно-рефлексивный критерий.
На основе выделенных критериев и показателей определены уровни развития восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста:
1. Высокий уровень.
2. Средний уровень.
3. Низкий уровень.
Для выявления исходного уровня восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у старших дошкольников нами были подобраны диагностические задания по отобранным критериям.
Для проведения диагностики по эмоционально-мотивационному критерию нами был выбран «Художественно-экспрессивный тест» Т.А. Барышевой и методика «Образно-эмоциональные парадоксы» А.А. Мелик-Пашаева.
Для проведения диагностики по образно-содержательному критерию нами выбран тест «Геометрия в композиции» Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой и тестовое задание «Громкий-тихий» Т.А. Барышевой.
Для проведения диагностики по деятельностно-рефлексивному критерию нами выбран «метод вхождения в картину»
После проведения диагностического исследования нами проанализированы полученные данные. По полученным данным мы сделали вывод о том, что высокий уровень восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшей группы МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида» преобладает у троих детей. Средний уровень восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшей группы МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида» преобладает у 15 детей. Низкий уровень восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшей группы МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида» преобладает у пяти детей.
Таким образом, из проведенного диагностического исследования, мы сделали вывод о необходимости развития уровня восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшей группы МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида», необходимости формирования положительного отношения к произведениям искусства, развития воображения, любознательности, умения отличать жанры произведений изобразительного искусства, способности чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ. Решать поставленные задачи мы считаем возможным с помощью дидактических и настольных игр.
Анализ результатов начального этапа диагностической работы показал необходимость дальнейшей работы по развитию восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшей группы МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида».
Нами был отобран и доработан комплекс дидактических и настольных игр, направленных на развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с выделенными нами критериями. Оптимальными для погружения в мир художественных образов мы определили условия дидактической игры.
При проведении игр мы брали за основу общие дидактические принципы:
а) принцип системности, который предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);
б) принцип повторности, который обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);
в) принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними;
г) принцип добровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка);
д) принцип таинства игры (игра для ребёнка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»);
е) принцип обновляемости игры (внесение при повторении элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия, сделает игру намного интереснее для ребёнка).
Отобранный и доработанный комплекс игр соответствует выделенным нами критериям и повышает показатели уровня развития и восприятия произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Комплекс дидактических игр включает общедоступные игровые задания, настольные игры, а так же разработанный автором лэпбук «Портретный жанр. Мужской портрет. Тематический мужской портрет (в интерьере, на улице, с животными и т.д.) в картинах художников и музыке композиторов» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Данный комплекс дидактических игр позволяет:
- пробудить интерес детей к произведениям искусства, яркость их эмоциональных реакций и их соответствие основному эмоциональному тону произведения;
- расширить багаж художественных впечатлений, связанных с примерами воплощения нравственных ценностей в художественных произведениях;
- укрепить систематизированные знания о средствах выразительности, видах, жанрах изобразительного искусства;
- выработать способность к обоснованному художественному суждению в опоре на ассоциации с другими видами искусства, к соотнесению содержания художественных образов с личностным жизненным опытом и его интерпретации в оригинальных продуктах творческой деятельности.
Отобранные нами дидактические игры соответствуют предъявляемым к ним требованиям:
- отражают реальную картину окружающего мира и доступны дошкольникам;
- обеспечивают возможности игры, как отдельного ребенка, так и небольшой группы детей;
- дают возможность ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.
Таким образом, подобранный и доработанный нами комплекс дидактических и настольных игр, направленный на развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста, соответствует возможностям и интересам детей 5-6 лет. Данный комплекс помогает повысить уровень восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений изобразительного искусства: расширяет представления о жанрах, повышает интерес к занятиям, способствует улучшению речи детей, их умению давать эстетическую оценку произведениям искусства. Восприятие живописи становится более эмоциональным и осмысленным.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - Москва: Просвещение, 1964.
2. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи. - Москва: Совет художников, 1981, с.51.
3. Барсукова, Л.С. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. / Москва 2014г. с. 198.
4. Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Санкт-Петербург: Издательствово.ВВМ, 2014. - с. 380.
5. Беляева, А.А. Эстетика: Словарь / Под общей редакцией А.А.Беляева и др. - Москва: Политиздат, 1989 - с. 447.
6. Библер, В.С. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии. 2006, № 6.
7. Бородина, Е.Н. Культуроцентрический подход в
нравственно-патриотическом воспитании детей дошольного возраста. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. 2014.
8. Бурцева, О.В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. Москва - 2015. - №20.1. - с. 7-8.
9. Бузко, И.А. Хрестоматия для дошкольников. / И.А. Бузко. - Москва: Детская литература, 2000.
10. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, Москва, «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
11. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: книга для воспитателей детского сада / под ред. Н.А. Ветлугиной. - Москва: Просвещение, 1982. - с. 417.
12. Волков, Н.Н. Восприятие картины. / Н.Н. Волков.- Москва, 2007.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: ''Союз'', 1997.
14. Выготский, Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. - Москва, 1968
15. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
16. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. / Г.Г. Григорьева - Москва: Академия, 1999.
17. Дружинин, В.Н. Психология творчества. / В.Н. Дружинин // Психологический журнал.- 2005.- №5.
18. Жуков, Н.Н. В мире искусства. / Н.Н. Жуков // Творчество.- 1981. - №9.
19. Каган, М.С. Человеческая деятельность. / М.С. Каган Москва, 2004 .
...