Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цикл «С тобой и без тебя» как художественное единство: Методика анализа и изучения в школе

Работа №94147

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦИКЛ «С ТОБОЙ И БЕЗ ТЕБЯ» В КОНТЕКСТЕ
ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ К. СИМОНОВА 7
1.1. Проблема лирического цикла: теоретические аспекты жанра 7
1.2. Становление творческой индивидуальности К. Симонова 17
ГЛАВА 2. ЕДИНСТВО ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА «С ТОБОЙ И
БЕЗ ТЕБЯ» К. СИМОНОВА 22
2.1. Анализ цикла «С тобой и без тебя» 22
2.2. Влияние других поэтов на творчество К. Симонова 45
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЦИКЛА «С ТОБОЙ И БЕЗ ТЕБЯ» В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 49
3.1 Особенности изучения лирики в школе: конспект урока с
применением ассоциативных полей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЯ 62

Тема нашего исследования лежит в области литературоведения. В данной работе мы будем рассматривать творчество Константина Михайловича Симонова, а именно его лирический цикл «С тобой и без тебя».
Константин Симонов - один из известнейших авторов военного периода, снискавший любовь не только у литературных критиков, но и простых читателей. Стихи его пронзительные, честные, рассказывают о любви, и о тех испытаниях, которые ей приходилось проходить в военное время. Его стихи на живом примере, через настоящие человеческие переживания показывают последующим поколениям искренность чувства и патриотизм.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что лирика в литературном мире занимает особое место, ее роль в жизни человека значительна. Вопросами лирического цикла занимаются многие зарубежные и отечественные литературоведы.
Отвечая на вопросы редакции одного зарубежного журнала, сам Симонов заметил: «Если же говорить вообще о поэзии нашей времён войны, то по справедливости можно сказать, что многие поэты написали в ту пору лучшие свои стихи, и в этом нет ничего удивительного: сила отчаяния, сила надежды, огромность испытаний и тяжесть потрясений - всё это отпечаталось в поэзии того времени...». Феномен лирики К. Симонова, среди других произведений военного периода, заслуживает особого внимания и рассмотрения, с целью определить специфические черты
представления его лирического героя, которые определили популярность поэзии автора и глубокий отклик на нее.
Тема любви на фоне военной тематики, затрагивает такое чувство как патриотизм, который в современном обществе, утрачивает свою силу.
Николай Тихонов, выступая в 1944 году, тоже говорил об огромном, поразительном читательском резонансе поэзии Симонова и одним из первых предсказал его стихам долгую жизнь: «Симонов написал стихи, которые солдаты и офицеры носят на груди, потому что эти стихи отвечают их чувствам. <...> Поколение Симонова в окопах и в боях. Оно выиграет войну. И, вспоминая войну, оно вспомнит Симонова. Это много». Вклад Симонова в русскую литературу огромен, его произведения и сегодня интересны читателям и востребованы исследователями. Константин Симонов в своих стихах военного периода представляет такую неповторимую смесь любовной лирической поэзии с поэзией патриотизма и размышления о судьбе Родины и человека, которая, думается, была на тот момент необходима читателю, отвечала его личным переживаниям, но не была до Симонова должным образом воплощена в поэзии, тяготеющей к разделению тематики войны и любовного переживания.
Объектом исследования является лирический цикл «С тобой и без тебя» Константина Симонова, а предмет нашего непосредственного внимания - своеобразие цикла, его художественное единство: методика анализа и изучения в школе.
Цель исследования: охарактеризовать лирический цикл «С тобой и без тебя» К. Симонова как художественное единство: методику анализа и изучения в школе. Эта цель предполагает решение следующих задач:
лирики и лирического цикла, опираясь на литературоведческие источники.
2) Рассмотреть концепцию анализа лирического цикла, опираясь на работы исследователей в области литературоведения.
3) Обратиться к биографии К. Симонова, посмотреть, как повлияла атмосфера военного времени на творчество писателя.
4) Осуществить анализ поэзии К. Симонова на примере лирического цикла «С тобой и без тебя».
5) Выявить методику анализа лирики для среднего звена общеобразовательной школы.
6) Применить методику анализа лирики в школе к циклу «С тобой и без тебя» К. Симонова (конспект урока).
В качестве эмпирического материала для дипломной работы использованы публикации лирического цикла «С тобой и без тебя» из журнала «Новый Мир» 1941-го и 1942-го года, а также первый том собрания сочинений К. Симонова 1979 года.
В работе был использован метод эмпирического исследования, сравнительно-сопоставительный метод, анализ средств выразительности, сравнительный, частично-поисковый, индукция, синтез, описательный метод, включающий приёмы обобщения, метод количественного анализа. Широко используется методика целостного анализа, дополняемая сопоставительным изучением различных вариантов и редакций произведений. В работе мы опирались на труды исследователей, а именно: А.В. Тагильцева, М.Н. Дарвина, И.В. Фоменко и других.
Практическая значимость данной работы заключается в литературоведческой оценке специфики военной лирики Симонова с точки зрения представления в ней общечеловеческих ценностей военного периода, кроме того, функционирование лирического героя в избранном цикле позволяет создать представление и о личности автора, что может быть использовано в ходе изучения его творчества. Данную работу можно использовать на элективных курсах, факультативных занятиях, во время подготовки мероприятий патриотического цикла в общеобразовательной школе.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования стало выявление художественного единства лирического цикла «С тобой и без тебя» К. Симонова, методики анализа и изучения в школе. В ходе исследования нам удалось решить ряд задач, а именно:
1) Выяснили понятие лирики и лирического цикла, опираясь на литературоведческие источники.
2) Рассмотрели концепцию анализа лирического цикла, опираясь на работы исследователей в области литературоведения.
3) Посмотрели, как повлияла атмосфера военного быта на творчество К. Симонова.
4) Осуществили анализ поэзии К.М Симонова на примере лирического цикла «С тобой и без тебя».
5) Выявили методику анализа лирики для среднего звена общеобразовательной школы.
6) Применили методику анализа лирики в школе к циклу «С тобой и без тебя» К. Симонова (конспект урока).
Подводя итоги исследования, мы попытались рассмотреть факторы, определяющие единство цикла К. Симонова « С тобой и без тебя».
Мы рассмотрели полиреферентный план цикла, сравнив публикации 41-го, 42 -го и 79-го года. В изданиях 41-го и 42-го года настроение лирического героя по отношению к героине романтическое, прослеживается влюблённость и надежда на то, что герои в итоге будут вместе, пройдя все преграды. Окончательный же вариант цикла построен логически, стихотворения расставлены в нём по нарастанию чувств, от влюблённости к любви, а затем к её угасанию. Семантика названия цикла «С тобой и без тебя» подразумевает не только расстояние героев друг от друга буквального, но и духовного: это то, что происходит в душе лирического героя на протяжении всего цикла. Кульминацией цикла становится воссоединение героев. Они были вместе, но их души так и не смогли стать одним целым, отсюда двойственность семантики названия цикла и лирический сюжет.
Мы выявили ядро цикла. Ключевая идея цикла - искренность отношений в пору тяжелых жизненных испытаний. Ее лучше всего выражает тема стихотворения «Жди меня». Именно это стихотворение является ядром цикла. Собственно, это подчеркнуто и мелодической оркестровкой всего цикла. Так, в новомирской публикации первого варианта цикла только это стихотворение написано с помощью хорея, тогда как в остальных произведениях преобладают ямб. Этот текст, широко исследованный, как бы концентрирует в себе основные мотивы цикла - войну и любовь, разлуку и верность.
Говоря о важности динамики переживаний лирического субъекта на протяжении всего цикла, мы уделили внимание своеобразию лирического метасюжета книги, который проявляется в особой цепи ассоциаций. Ключевые мотивы, заданные ядром цикла, будут варьироваться и развиваться дальше, создавая систему опорных образов цикла: вокзала, перрона, постели пронизывают ряд стихотворений цикла. Они олицетворяют место встреч, пусть кратковременных, но таких желанных, и одновременно место разлук, долгих и холодных. Большое внимание автор уделяет лейтмотиву «ночи», как времени, когда чувства обнажаются, все маски срываются, и остаётся лишь подлинное: мысли, поступки, ощущения.
Перед нами реальный путь солдата во время войны. Но путь этот расширяется. Отсюда много сквозных мотивов связанных с небом, раем, звёздами. В данном цикле они олицетворяют неугасающую надежду на мир, спокойствие, а главное мечту.
Связующей деталью многих стихотворений цикла являются лейтмотивы писем, листов бумаги. Через них и осуществляется связь между героями.
Особое место в этом ряду занимает образ лирической героини. у Симонова он несет некоторые черты идеализации, но это не идеализация абстрактного образа, а тот флер красоты, которую придает любимому человеку чувство, испытываемое к нему. В стихотворении «Я, верно, был упрямей всех» 1941г. (вошедшее в конечную версию лирического дневника) можно отметить такие художественные находки поэта при описании образа лирической героини, как метафоры - «прямой язык страстей», эпитеты - «рожденная чистотой», «приютивший кров», «бесстыдные сны». В целом его героиня является земной женщиной, жизнь которой пронизана чувством, горечью, ожиданием, непонятностью, ей присуща живая жизнь, не только аморфное существование в воображении автора.
Интонационный строй в цикле организован по принципу динамического движения тональности: на протяжении всего цикла эмоции и чувства лирического героя накалялось, раскрывались и, наконец, достигнув высшей точки, стали замедляться, остывать.
В душе лирического героя происходит переосмысление, последнее стихотворение своей Музе поэт напишет в 1954 году. Оно поставит точку и определит дальнейшую судьбу героев.
Подводя итоги исследования, мы увидели, как менялась интонация в ци кле, движ ение тональности от влюблённости до охлаждения чувств героя. Именно интонационный строй реализует тип субъектной организации, лирический метасюжет произведения.
В цикле широко представлен ассоциативный план, который реализуется на уровне мотивной структуры. При всей изначальной хаотичности стихов полиреферентный план цикла, его эмоционально-личностный сюжет трагической любви с его подъемами и спадами, позволяет организовать рифмованный материал в некое поэтическое целое, в котором создаётся образ миропереживания, несущий эстетическую концепцию произведения.
Раскрытие образов лирического героя и героини при интимном изображении чувств, стало близким для каждого человека в ту тяжёлую военную пору. Особенностью лирического героя Симонова является не показ героических действий, а активизация и возвышение чувств личных наперекор тяжёлому военному времени. Лирический герой живёт в настоящем и говорит о тех чувствах, которые переживает в данный момент, в момент написания писем к любимой женщине. Эти моменты в поэтическом мире Симонова наполнены конкретно - чувственным содержанием.
На основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы: что в сборнике «С тобой и без тебя» присутствуют признаки классического стихотворного цикла, обозначенными исследователями (это «авторский цикл», написанный и составленный самим К. Симоновым; в нём стихотворения объединены общностью замысла», для него характерна повторяемость в нескольких изданиях», авторская заданность композиции», «самостоятельность входящих в цикл произведений», «лирический сюжет», «лирический принцип изображения»).


1. Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве: [Текст] /М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
2. Белый, А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы: [Текст] / А. Белый. - М.: Республика, 1994.
3. Белый А. Стихотворения и поэмы: [Текст] / Белый. - М.; Л., 1966. - С. 550.
4. Брюсов, В. В. Собрание сочинений в 2-х тт: [Текст] / В. В. Брюсов.- М., 1987. - Т.1. - С. 493.
5. Блок, А. Собрание сочинений в 8-ми тт: [Текст] / А. Блок. - М., 1960. - Т.1. - С. 559.
6. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии: [Текст] / В. А. Ганзен. - Л., 1984. - С. 6.
7. Гареев, М. А. К.М. Симонов как военный писатель: [Текст] / М. А. Гареев. - М.: Инсан, 2006.
8. Гумбольдт, В. Характер языка и характер народа: [Текст] / В. Гумбольдт // Язык и философия культуры. - М., 1985.
9. Дарвин, М. Н. Цикл: [Текст] / М. Н. Дарвин // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М.: Высш. шк., 2000.
10. Дарвин, М. Н. Циклизация в лирике: Исторические пути и художественные формы [Текст]: Автореферат дисс. На соискание уч. степ. доктора филол. наук / М. Н. Дарвин. - Екатеринбург, 1996.
11. Закс, Л. А. Художественное сознание: [Текст] / Л. А. Закс. -Свердловск, 1990.
12. Иванова, Н. Константин Симонов глазами человека моего поколения [Текст] / Н. Иванова // Знамя. 1999. - № 7.
13. Лазарев, Л. Константин Симонов [Текст] / Л. Лазарев //Библиотека поэта: поэзия Константина Симонова. - Ленинград, 1982. - С. 5-68.
14. Лазарев, Л. Военная проза Константина Симонова [Текст] / Л. Лазарев. - М. :Худож. Лит.,1975. - 239 с.
15. Лазарев, Л. Константин Симонов: очерк жизни и творчества. — М.: Худож. Лит., 1985. — 342 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ