Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема Родины в поэзии А. Ахматовой: материалы к изучению в школе

Работа №94144

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 .Репрезентация темы Родины в лирике А. Ахматовой 9
1.1. Образы Родины в ранней лирике 9
1.2. Тема Родины в зрелой лирике 14
Глава 2. Тема Родины в поэме «Реквием» 25
2.1. Место поэмы «Реквием» в творчестве А. Ахматовой 25
2.2. Драматический образ Родины и гражданская позиция в поэме
«Реквием» 30
2.3. Тема Родины в творчестве А. А. Ахматовой: материалы к изучению в
школе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56

Данная работа посвящена одной из самых удивительных, великих поэтесс России - Анне Ахматовой. В частности, будет исследоваться тема Родины в творчестве А. Ахматовой. Марина Цветаева назвала Анну Ахматовой «Музой Плача», и это совершенно верно, поскольку именно в творчестве Ахматовой отразился подлинный трагизм эпохи с мировыми войнами, революциями, социальными, политическими катаклизмами, духовным кризисом. Кроме того, Анна Ахматова была еще и именно русской поэтессой, ее творчество органично связано с национальными традициями и русской культурой. Анна Ахматова - это и патриот своей страны, ведь она не оставила свой народ и прожила вместе с ним самые тяжелые годы, пройдя через все испытания.
Анна Ахматова всегда выбирала для своего творчества самые высокие, истинно великие ориентиры, в частности, как своих учителей она рассматривала А.С. Пушкина и И. Анненского. Высокая пушкинская традиция сопровождала Ахматову на протяжении всего творческого пути. В канун Рождества 1903 года произошло знаменательное знакомство Анны Ахматовой с молодым поэтом Н. Гумилевым. Николай Гумилев трижды делал Ахматовой предложение, но получал отказы. В ноябре 1909 года Ахматова неожиданно для всех принимает предложение Гумилева. Осенью 1911 года Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал движение акмеизма, противопоставляемого символизму. Последователей акмеизма было шестеро: Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" - вершина, высшая степень совершенства. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой. Весной 1912 года выходит первый сборник Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила его очень благожелательно. Это и стало началом блестящего творческого пути Ахматовой.
30-е годы стали для Ахматовой, наверное, самими тяжелыми. Ей пришлось жить в постоянном ожидании ареста. Ее объявили как жену «контрреволюционера», мать «заговорщика» Льва Гумилева. Эти трудности не сломили Ахматову - она мужественно и с честью прошла через них. Этому периоду посвящена поэма «Реквием», в которой выражена вся материнская боль, безнадежная тоска. Мужа Ахматовой, Николая Гумилева, расстреляли. Впечатления об этой утрате отражены в сборнике стихов «Подорожник». Само творчество Ахматовой оказалось под запретом... Тем не менее, эмиграцию для себя Ахматова никогда не рассматривала как подходящий вариант:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.
Несколько раз ей удавалось спасать от смерти своего сына - Льва Гумилева, Ахматова стойко переносила крайнюю нужду. Великая Отечественная война - это период подъема для Ахматовой. Она оставалась преданной своему народу: выступала по радио, рыла окопы, дежурила на крышах, писала стихи. Послевоенные годы принесли новые испытания: арест сына, запрет на издание сборников, полнейшая изоляция. Только после смерти Сталина, в 1954 году запрет на творчество Ахматовой был официально снят.
Как уже отмечалось ранее, Ахматова продолжает в своем творчестве традиции русской литературы 19 века.
Творчество А. Ахматовой перекликается с традициями, заложенными великим Некрасовым. Причем, чтобы почувствовать эту общность, следует обращать внимание не на общность и подобие образных рядов, которые использовали Ахматова и Некрасов, а на тот факт, что в поэтических системах ахматовской и некрасовской лирики присутствуют образы русской природы, приметы народной жизни, создающие эмоциональный аспект, в котором все дышит любовью к Родине, родной природе, России.
Ахматова, как и Некрасов, шла своим самобытным путем к тому, чтобы обрести народность. «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) дают немало примеров использования Ахматовой картин русской природы. Вместе с тем, уже в «Четках» мы можем наблюдать постепенное переключение Ахматовой на поиск подлинных духовных ценностей, что приводит поэтессу к тому, чтобы почувствовать свою сопричастность с «бездомными», неприкаянными людьми, Ахматова выражает свою готовность к тому, чтобы разделить с ними их судьбу:
Много нас, таких бездомных,
Сила наша в том,
Что для нас, слепых и тёмных, Светел Божий дом.
Стоит также заметить, что Анна Ахматова однажды прямо призналась в том, что Некрасов был первым полюбившимся ей поэтом: «Некрасов был первый поэт, которого я прочла и полюбила»... В автобиографической заметке «Коротко о себе» она отметила: «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама».
Поэтический стиль Некрасова и Ахматовой объединяет любовь к образности и стилю народного причитания, народной форме стиха.
А.А. Ахматова как продолжатель реалистических традиций обращает свое особое внимание на вещные детали, несмотря на то, что они подаются поэтессой скупо, они отчетливы. Ахматова не боится вводить в поэтический текст, в свой особый поэтический мир очевидные прозаизмы, что выгодно отличает её от многих поэтов 20 столетия, которые нередко настолько погружались в дебри символизма, что теряли всякую связь с реалистической традицией, которая тем не менее является классической для нашей поэзии.
А.А. Ахматова вслед за Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым и Некрасовым в своих произведениях демонстрирует нам хрупкую внутреннюю связь, которая существует между внешними деталями и внутренним душевным состоянием человека.
Весьма примечательно то, что А.А. Ахматова обращается к гражданским мотивам в своем творчестве. Поэтесса показывает себя как патриотку своей страны, готовую разделить со своей Родиной все горести и тяжелые времена. Важно заметить и то, что А.А. Ахматова видит высокое назначение поэзии в том, чтобы служить своей Родине. Быть поэтом - это предназначение, а также и тяжелый крест, но поэт обязан до конца оставаться верным своим принципам и идеалам. А.А. Ахматова как раз и является примером такого Поэта...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В творчестве Анны Ахматовой тема Родины была одной из центральных. В этих произведениях поэтесса выразила собственную гражданскую позицию.
В ходе нашего исследования мы стремились выявить сложные, драматичные и высокие отношения поэта с понятием Родины и его воплощению в своём творчестве. Темы и мотивы, связанные с образом Родины, в ахматовском творчестве, далеко не всегда апологетизируют её. Поэт находится в непростых, порой в полных трагизма отношениях, с родной страной, с её историей и народом, частью которого всегда себя воспринимает. Но важно, что, обладая порой разным звучанием, образ Родины в полной мере присутствует на всех этапах поэтического творчества, А. Ахматова ведёт напряженный диалог, связанный с его глубоким, личным, гражданским и философским осмыслением.
В лирическом наследии Ахматовой представлены различные образы России, в частности, Россия является для поэтессы матерью, невестой или женой, загадочным сфинксом, огневой стихией.
Также для творчества Ахматовой традиционна связь России с такими образами, как дорога, путь, простор, песня, ветер, воля, свобода. Немаловажное значение имеет образ колокольного звона. Наиболее часто, чтобы обозначить понятие Родины, Ахматова использует слово земля в сочетании с прилагательным - родная.
В стихотворении "Родная земля" (1961 г.) дается поэтическое определение понятия "Родина", которое полемически противопоставляется другим возможным трактовкам и толкованиям (это стихотворение Ахматовой - своеобразная перекличка с лермонтовской "Родиной", сближает их и ритмика первой строфы). Это определение как раз и базируется на образе земли как синтезированном образе Родины в понимании великой поэтессы.
Кроме того, Родина для Ахматовой - это нечто святое, абсолютно чистое, это то, на чем не может быть вины. Все страдания Родины Ахматова воспринимает и позиционирует как безвинные. Особенно ярко данный мотив звучит в военной лирике Анны Ахматовой, в поэме «Реквием».
Конечно же, образ Родины для Анны Ахматовой неотделим от образа русского народа, поэтического гражданского служения. Можно даже сказать, что эти мотивы в творчестве Ахматовой перекликаются.
Что для Ахматовой Россия? В первую очередь, это ее Родина, это страна, в которой она прожила столь сложную жизнь. Это, конечно же, только на первый, поверхностный взгляд.... Россия для великой поэтессы - это страна, имеющая великое историческое прошлое, а также и великое будущее, в которое Анна Ахматова неизменно верила. Возможно, именно поэтому именно в России так сильно развит патриотизм как историческое, национальное явление.
Анна Ахматова неизменно подчеркивала значимость этого феномена как для прошлого, так и будущего России и русского народа. Патриотизм и мужество в понимании поэтессы - это есть основная составляющая Русской идеи, неотъемлемый компонент русского бытия, обладающий богатой историей, глубокими традициями. Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался в качестве символа мужества, доблести и героизма, силы русского народа, необходимого условия единства, величия и могущества Российского государства. Анна Ахматова посвятила многие свои произведения воспеванию доблести, мужества и героизма простых людей.


1. Ахматова, А. Лирика.// stih.su/ahmatova/
2. Ахматова, А.А. Узнают голос мой. М., 1989. - 56c.
3. Ахматова, А. А. Стихов моих белая стая: Стихотворения и поэмы. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
4. Белодед, И. К. Символика контраста в поэтическом языке Анны Ахматовой / И. К. Белодед // Поэтика и стилистика русской литературы. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. - С. 269-279.
5. Богуславский, М.Б., Загидулина М.В., Иванова А.А., Крылов Ю.И., Лукина М.В., Лютов В.В., Сергеева О. В. Русские поэты XX века. Собр. Биографий. - Челябинск: Урал А.Т.Д., 2001. - 432 с.
6. Виленкин, В. Я. Образ "тени" в поэтике А. Ахматовой // Вопр. лит. - 1994. - Вып. 1. - С. 57-76.
7. Виленкин, В.Я. В сто первом зеркале. Изд-во //Советский писатель/ 1990 г., Москва.
8. Виноградов, В. В. О поэзии Анны Ахматовой: (стилистические наброски) / В. В. Виноградов // Избранные труды. Поэтика русской литературы / В. В. Виноградов. - М.: Наука, 1976. - С. 369-459.
9. Гинзбург, Л. Я. О лирике. - М., 1997.
10. Гиппиус, В. Анна Ахматова. - Литературная учеба. 1989. № 3 - 132 с.
11. Жирмунский, В. М. Анна Ахматова / В. М. Жирмунский // Теория литераторы. Поэтика. Стилистика / В.М.Жирмунский. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977.-С. 112-121.
12. История русской литературы XX века (20 - 90-е годы): Основные имена. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2008. - 576 с.
13. Касимова, А.Р. Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Касимова Альфия Рифхатовна; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Ижевск, 2011.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/375
14. Кихней, Л. Г. Поэзия А. Ахматовой: Тайны ремесла.-М., 1997.
15. Колобаева, Л. А. И мужество и женственность: о своеобразии лиризма А. Ахматовой // Литературная учеба. - 1980. - № 1. - С. 147-150...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ