ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9
1.1. Определение основных понятий: эмоции, эмоциональные
расстройства 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста в онтогенезе 18
1.3. Особенности проявления эмоциональных расстройств у детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 26
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 30
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
участвующих в экспериментальном исследовании 30
2.2. Организация и методики экспериментального изучения
эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 34
2.3. Анализ полученных результатов изучения эмоциональных
расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 39
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 57
3.1. Обоснование и возможности применения танцевальной терапии в коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 57
3.2. Программа коррекции эмоциональных расстройств у детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством танцевальной терапии 65
3.3. Методические рекомендации педагогам по дальнейшей реализации
составленной программы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 221
Актуальность темы представленной работы обусловлена тем, что на данный момент отмечается высокое количество детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, число которых постепенно систематически возрастает. Первичный речевой дефект, у данной категории детей, часто ведет за собой вторичные нарушения, в частности, эмоциональные расстройства, которые, хоть и являются следствием первичного нарушения, так же нуждаются в коррекции для возможности полноценной жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей действительности.
Отсутствие коррекционной работы над эмоциональными расстройствами у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи может привести к: усугублению или возникновению тяжелых форм эмоциональных расстройств, снижению результативности коррекции первичного речевого дефекта, недостаточному уровню социализации, снижению раскрытия индивидуальных способностей и потенциала, формированию стойких личностных особенностей характера на фоне дефекта, а также снижению соматического состояния. Вышеперечисленное указывает на необходимость проведения коррекционной работы по преодолению эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи для воспитания полноценно развитой личности и формирования базы речевого развития. Для того, чтобы в школьном возрасте не возникало серьезных и стойких препятствий для овладения школьной программой, коммуникации со сверстниками и гармоничному личностному взрослению, очень важным является проводить работу по преодолению эмоциональных расстройств у детей с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, когда они наиболее восприимчивы к коррекционному процессу и возникшие эмоциональные расстройства не успели обрести устойчивый характер. Проблема эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста, недостаточно освещена в научной литературе в сравнении с другими областями психологического знания и, следовательно, её решение имеет практическую значимость.
Важность стабильного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи выражается в том, что эмоциональная сфера является частью психологической базы речи, на которой формируется речь, соответственно при эмоциональных расстройствах снижается уровень развития речи. А также важность стабильного эмоционального состояния заключается в том, что эмоциональная зрелость и стабильность залог подрастающей здоровой и гармоничной личности ребенка, что повлияет на все его сферы жизни в последующем.
Эмоциональная сфера выражает: характер и силу переживаний, которые, дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, проживают через действия и взаимодействие с предметным миром. Это приводит к изменению и того, и другого, что в свою очередь влияет на полноценное развитие личности; возможность контролировать свои действия и преодолевать препятствия, что необходимо для процесса развития. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния, выступая как их органическая часть. Эмоции являются толчком к достижению целей, эффективной мотивацией, особенно в дошкольном возрасте, также они способствуют лучшему усвоению информации и развитию других познавательных процессов. Негативные эмоции, в частности, неумение их правильно проживать, препятствуют полноценному развивающему процессу, процессам коммуникации, а значит личностному развитию.
По мнению Е. Е. Дмитриевой, у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые, эмоциональные расстройства: незрелость эмоциональной сферы, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, тревожность, склонность к аффективным вспышкам, страх, неадекватная самооценка, низкий уровень самоконтроля, проблемы с коммуникацией. Эмоциональная незрелость детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. [24].
В своих трудах Е. Н. Васильева отмечает особенности в формировании нравственно-этической сферы, говоря о том, что страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к близким и теплым отношениям с окружающими [11].
Следует отметить, что при нарушениях в эмоциональной сфере затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В дошкольном возрасте наблюдается безынициативность, скупость эмоций, неумение выразить свое эмоциональное состояние, затруднения в понимании состояний других людей. Неумение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, отсутствует готовность к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам. К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель исследования - составление программы по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством танцевальной терапии.
Объект исследования - эмоциональные расстройства у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс составления программы по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить теоретическое изучение эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
2. Реализовать экспериментальное изучение эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и провести анализ результатов обследования;
3. Составить программу коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
4. Составить рекомендации по реализации программы для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент;
3. Статистические: предполагают качественно-количественную
обработку экспериментальных данных.
Методологические основы исследования: Эмоциональное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста изучали ведущие исследователи: В. С. Мерлин [38], И. М. Соловьев [52] и др. Социально-психологическое учение о роли общения в развитии эмоционально-личностной сферы изучали: Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн [48]; исследования по проблемам эмоционально- нравственной регуляции поведения личности и деятельности дошкольного возраста осуществляли: А. В. Запорожец [26], Я. З. Неверович [42], С. Г. Якобсон [61]; вопросами изучения эмоций и эмоциональных расстройств занимались: П. К. Анохин [4], А. И. Захаров [27], К. Изард [29], А. Н. Леонтьев [36], П. В. Симонов [51].
В ходе экспериментального обследования были использованы следующие методики: проективная методика «Дом, дерево, человек» (автор Дж. Бук); проективная методика «Кактус» (автор М. А. Панфилова); тест «Страхи в домиках» (автор М. А. Панфилова); методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур); тест «Распознавание эмоций» (модификация по Т. В. Чередниковой).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинирующего вида № 302» г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30, кор.4.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения. С целью графического представления диагностической информации, выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и составлению программы по коррекции эмоциональных расстройств, средствами танцевальной терапии для данной категории детей, учитывая их специфику и особенности, выявленные в ходе осуществленного диагностического обследования.
В ходе работы для изучения темы исследования были использованы теоретические материалы такие, как: эмоциональное развитие ребенка с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста изучали исследователи:
B. С. Мерлин [38], И. М. Соловьев [52] и др.; социально-психологическое учение о роли общения в развитии эмоционально-личностной сферы изучали: Б. Г. Ананьев [3], С. Л. Рубинштейн [48]; исследования по проблемам эмоционально-нравственной регуляции поведения личности и деятельности дошкольного возраста осуществляли: А. В. Запорожец [26], Я. З. Неверович [42], С. Г. Якобсон [61]; вопросами изучения эмоций и эмоциональных расстройств занимались: П. К. Анохин [4], А. И. Захаров [27], К. Изард [29], А. Н. Леонтьев [36], П. В. Симонов [51].
В первой главе подробно рассмотрена и проанализирована специальная литература по вопросу эмоциональных расстройств и их проявлений у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями, в частности
рассматривается анализ психолого-педагогической литературы по теме изучения эмоций и эмоциональных расстройств на основании работ авторов, таких как: П. К. Анохин [4], К. Е. Изард [29], А. Н. Леонтьев [36],
C. Л. Рубинштейн [48], П. В. Симонов [51]; рассмотрены особенности проявления эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, основываясь на немногочисленные работы, посвящённые изучению особенностей эмоциональной сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать труды таких ученых, как: Г. А. Волкова [13], О. С. Орлова [43], Н. В. Петрушина [45], В. И. Селиверстова [14], Т. Б. Филичева [56] и некоторых других.
На основе изученного материала можно сделать вывод, что у данной категории детей неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование не только сенсорной и интеллектуальной сферы, но и эмоциональной. Детям с тяжёлыми нарушениями речи свойственна пассивность, сенситивность, зависимость от окружающих, склонность к нарушению поведения, агрессивности, высокому уровню тревожности, эмоциональной незрелости, сложности в коммуникации со сверстниками и взрослыми. Эмоциональные расстройства у детей дошкольного возраста, проявления и степень их выраженности, могут разниться в зависимости от вида и тяжести речевого дефекта.
Вторая глава посвящена экспериментальному изучению эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Описана характеристика базы исследования и контингента испытуемых, выбраны методы и методики для проведения диагностического обследования, непосредственно реализовано экспериментальное изучение, произведен количественно-качественный анализ полученных данных, сформулированы выводы.
Эксперимент проводился в форме психолого-педагогического обследования, и осуществлялось на базе подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинирующего вида № 302» г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30, кор.4. Для его реализации была укомплектована экспериментальная группа, в состав которой вошли 10 детей старшего дошкольного возраста, по данным ТПМПК с речевым психолого-педагогическим диагнозом - ОНР II и III уровней, с речевым клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия.
Для осуществления обследования были использованы метод наблюдения и психолого-педагогические диагностические материалы, а именно: методика «Дом, дерево, человек» (автор Дж. Бук); проективная методика «Кактус» и тест «Страхи в домиках» (автор М. А. Панфилова); методика «Лесенка» (автор Г. В. Щур); тест «Распознавание эмоций» (модификация по Т. В. Чередниковой).
На основе проведенного обследования сделаны следующие выводы: общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором может отмечаться отставание эмоционального развития от возрастной нормы, замечено формирование или склонность к потенциальному формированию эмоциональных расстройств, таких как: импульсивность, беспочвенные систематичные аффективные вспышки агрессии, стабильно высокий уровень тревожности, склонность к депрессиям и фрустрации, нарушение поведения, как следствие социальной дезадаптации, наличие неадекватной самооценки и др. Все вышеперечисленное предположительно является следствием первичного речевого дефекта.
Резюмируя, следует отметить, что дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, безусловно, требуют к себе особого внимания педагога-психолога. Сформированные и только формирующиеся эмоциональные расстройства требуют перманентного системного коррекционного процесса, контроля в динамике и сопровождения.
Третья глава посвящена составлению программы по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами танцевальной терапии в рамках дошкольного образовательного учреждения. Программа составлена учитывая специфику и особенности данной категории детей, с продолжительностью 9 месяцев в объеме 40 часов.
В первом разделе главы, произведен экскурс по танцевальной терапии и подробно представлено обоснование выбранного метода коррекции. Рассматривается сущность танцевальной терапии с точки зрения ее возможного положительного влияния на нарушенные стороны развития у рассматриваемой категории детей. Во втором разделе представлена составленная программа по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами танцевальной терапии, с пояснительной запиской и учебно-тематическим планом. В третьем разделе описаны рекомендации педагогам для реализации данной программы коррекции средствами танцевальной терапии.
Поставленные цели и задачи, в рамках данной выпускной квалификационной работы, выполнены. Проанализирована специальная литература по теме исследования, изучены эмоциональные расстройства у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, в ходе экспериментального обследования, произведен количественно-качественный анализ полученных данных, сделаны выводы, на базе чего, в последующем была составлена программа по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, средствами танцевальной терапии, учитывая специфику данной категории детей и их выявленных особенностей.
1. Абазян, Е. С. Мини-консилиум с родителями - первая ступень помощи детям с ОВЗ / Е. С. Абазян // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2017. - № 3. - С. 16-22.
2. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. - М., 2003. - 496 с.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев : Известия АПН РСФСР. - 1955. - № 70. - 107 с.
4. Анохин, П. К. Эмоции Психология эмоций / П. К. Анохин. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 275 .
5. Бебик, М. А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми / М. А. Бебик // Журнал практического психолога. - 2005. - № 3. - С. 6-13.
6. Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте. - М., 1987. - 149 с.
7. Бехтерев, В. М. Общие основы рефлексологии человека / В. М. Бехтерев. - госуд. издат. : М. ; Ленинград, 1928. - 544 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 1968. - 279 с.
9. Бреслав, Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 2016. - 144 с.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб. : Питер, 2018. - 188 с.
11. Васильева, Е. Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам : учеб. пособие / Е. Н. Васильева. - М., 2006. - 248 с.
12. Волков, Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М., 2000. - 129 с.
13. Волкова, Г. А. Особенности эмоционально-волевой сферы и произвольной регуляции деятельности детей с заиканием и дизартрией / Г. А. Волкова. // Логопед, 2012. № 6. - С. 18-28
14. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1968. - 247 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2016. - 352 с.
16. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии /
Л. С. Выготский; сост. Т. М. Лифанова. - М. : Просвещение, - 2016. - 377 с.
17. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский. - М. : 2012. - 160 с.
18. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собр. соч., т. 2. - М., 1982. - 390 с.
19. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
20. Гиляровский В. А. Психиатрия. Клинические лекции / В. А. Гиляровский. - Ленинград, 1942. - 404 с.
21. Гордеева, О. В. Развитие у детей представлений об
амбивалентности эмоций / О. В. Гордеева. - М., 2016. - 136 с.
22. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика,
практика / Э. Гренлюнд, Н. Ю. Оганесян - СПб. : Речь, 2004. - 288 с.
23. Гуревич, М. О. Психиатрия / М. О. Гуревич. - Ленинград : Гос. изд. мед. лит, 1948. - 504 с.
24. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего возраста с легкими формами психического развития : автореферат диссертации на соискание уч. степени д-ра псих. наук / Е. Е. Дмитриева. - Н. Новгород, 2005 г.
25. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие / Н. С. Ежкова - М. : центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с.
26. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. - М. : 2000.
27. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./ А. И. Захаров. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
28. Злобин, А. Т. К классификации эмоций : учебн. пособие / А. Т. Злобин // Вопросы психологии / ред.-сост. А. М. Матюшкин,
A. В. Брушлинский - 1991. - №4 - с. 96 - 99.
29. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. - М., 1996. - 336 с.
30. Ильин, Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности. Психологические проблемы самореализации личности / Е. П. Ильин,
B. Г. Пинигин. - СПб. : СПбГУ, 2017. - 149 с.
31. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. - СПб. : Речь, 2006. - 286 с.
32. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. - Москва : Линка-Пресс,
2015. - 208 с.
33. Крайг, Г., Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб., 2004. - 250 с.
34. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 390 с.
35. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 214 с.
36. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. Психология эмоций / А. Н. Леонтьев. - М., Тексты. - 1993.
37. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1962. - 432 с.
38. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин. // Психологи Отечества. : Пермь : Просвещение 1964. - Т.3. - C. 3-18.
39. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте : учеб пособие / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Онега, 1994. - 190 с.
40. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития / B. C. Мухина. - М. : Академия, 2006. - 608 с.
41. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. - М., 1975. - 244 с.
42. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : психол. исслед. / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева [и др.] ; под ред. Я. З. Неверовича, А. В. Запорожца. : НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 172,[2] с.
43. Орлова, О. С Личностные особенности больных со спастической дисфонией: Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности : межвузовский сб. науч. трудов. / О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук. : МГПИ им. В. И. Ленина, - М., 1983. - С. 75-82.
44. Павлов, И. П. Полное собрание трудов : в 5 т. Т. 1 / И. П. Павлов. - Москва : Изд-во Акад. Наук СССР, 1940. - 444 с.
45. Петрушина, Н. В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза / Н. В. Петрушина. : Логопед. - 2013. - № 3. - 259 с.
46. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. : акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. - М. : Воронеж, 2000. - 304 с.
47. Рожина, Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов / Л. Н. Рожина. - М. : Высшая школа, 2003. - 272 с.
48. Рубинштейн, С. Я. Основы психологии : пособие для ВУЗов / С. Я. Рубинштейн. - Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1935. - 456 с.
49. Савиных В. Н. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста средствами танцевальной терапии / Вятск. Гос. гум. ун-т.- Электрон. журн. - Киров. - URL : https: //cyberleninka.ru/
50. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов // Элементы мысли / И. М. Сеченов. - Санкт-Петербург : Питер. - С. 3-117.
51. Симонов, П. В. Адаптивные функции эмоций / П. В. Симонов. -
2016. - 289 с.
52. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьев. - Москва : Просвещение, 1966. - 224 с.
53. Старк, А. Танцевально-двигательная терапия / А. Старк,
К. Хендрикс / пер. с англ. - Ярославль, 1994. -189 с.
54. Унжакова, Н. А. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста : методич. пособие для педагогов- психологов / Н. А. Унжакова, О. А. Осипова, О. А. Сятчихина [и др.] - Томск, 2006. - 137 с.
55. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. : Институт Психотерапии. - М., 2001. - 240 с.
56. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М., 1999. - 80 с.
57. Фирилева, Ж. Е., Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. - СПб. : Детствопресс, 2000. - 35 с.
58. Худин, В. А. Диагностика детского развития, методы исследования / В. А. Худин. - Киев, 1992. - 298 с.
59. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман. - Питер, 2019. - 448 с.
60. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 360 с.
61. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : метод. пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. - Москва : Дрофа, 2006. - 176 с.
62. Янкина, Е. И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка / Е. И. Янкина. // Ананьевские чтения. - 99. - СПб., 1999. - С. 239-243.