Введение 7
1 Теоретические основы лизинг как формы финансирования капитальных
вложений 10
1.1 Экономическое содержание лизинга 10
1.2 Правовые основы лизинга 10
1.3 Современные проблемы развития лизинговых отношений: мировая
практика и российская специфика 17
1.4 Современная ситуация на рынке лизинга. Прогнозы развития рынка лизинга
в РФ 24
1.5 Государственная программа льготного лизинга 32
2 Анализ применения лизинга средств механизации в ООО «Рефавтотранс»... 44
2.1 Анализ механизма реализации лизинговой сделки при различных видах
лизинга 44
2.2 Сравнительный анализ эффективности кредита и лизинга для получения
основных средств 55
2.3 Анализ эффективности использования лизингового оборудования с
помощью коэффициента использования 60
3 Направления улучшения применения лизинга средств механизации в ООО
«Рефавтотранс» 64
3.1 Проблемы эффективного управления лизинговым процессом 64
3.2 Методы эффективного управления лизинговой сделкой путем внедрения
комплексных систем управленческого учета 72
3.3 Продуктивность экономического механизма управления лизинговой
сделкой 75
4. Социальная ответственность 82
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложение А 99
Приложение Б 100
Приложение В 101
Приложение Г 102
Приложение Д 104
Приложение Е 106
Приложение Ж 108
Приложение И 109
реферат
Выпускная квалификационная работа 109 с, 6 рис., 8 табл.,
40 источников, 8 прил.
Ключевые слова:
Лизинг как форма финансирования капитальных вложений. Проблемы эффективного управления лизинговым процессом. Методы эффективного управления лизинговой сделкой. Современная ситуация на рынке лизинга. Прогнозы развития рынка лизинга в РФ.
Объектом исследования является (ются) транспортно-экспедиционная компания ООО «Рефавтотранс»
Цель работы : изучить теоретические основы лизинга как формы финансирования капитальных вложений российских и зарубежных предприятий, проанализировать применение лизинга в ООО «Рефавтотранс» и предложить направления его модернизации.
В процессе исследования проводились: рассмотреть экономическую сущность лизинга посредством выделения его признаков, исследования причин его существования и развития, а также выполняемых им функций
В результате исследования: оценить продуктивность использования лизинга средств механизации в ООО «Рефавтотранс».
Степень внедрения: ООО «Рефавтотранс»
Область применения: Транспортно-логистическая отрасль
Экономическая эффективность/значимость работы: Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, вызвано, в первую очередь неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка продуктивность его использования, обеспеченность запасными частями отсутствует и т. д. На сегодняшний день, от финансирования в производство, а значит, и от выбора наиболее эффективной политики большинство предприятий, сегодня зависит развитие экономической ситуации нашей страны.
В будущем планируется: продолжать работу в ООО «Рефавтотрансе. Эффективно управлять лизинговыми сделками
Введение
Выбранная тема дипломной работы, одна из актуальных в создавшейся ситуации в экономике множества предприятий РФ. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, вызвано, в первую очередь неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка продуктивность его использования, обеспеченность запасными частями отсутствует и т. д. На сегодняшний день, от финансирования в производство, а значит, и от выбора наиболее эффективной политики большинство предприятий, сегодня зависит развитие экономической ситуации нашей страны.
Решения этих проблем, одним из вариантов может быть лизинг. С его помощью в наиболее требующие звенья российской экономики практически направлены необходимые вложения.
Основные фонды в качестве основных средств являются важным элементом национального богатства и экономической ресурсной базы субъекта хозяйствования, определяют материально-технических условий предприятий и организаций, создают предпосылки для увеличения объемов производства и, следовательно, влияют на производительность производства на макроэкономическом уровне.
Тем не менее, текущее состояние основных фондов являются многие отрасли промышленности можно охарактеризовать как неадекватные требования нынешней ситуации на рынке. Так что, если вся страна физический износ основных фондов составляет в среднем около 48%, на промышленных предприятиях более 51%, а в некоторых отраслях, таких как машиностроение и металлообработка, энергетика, лесной промышленности, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности составляет от 54 % до 76%. Износ основных фондов достиг 53%.
В текущих рыночных условиях хозяйствования проблему своевременного воспроизводства активной части основных средств имеет
первостепенное значение, так как обновление, соответствующий уровень инновационного развития, производственных мощностей отечественных предприятий является основой конкурентоспособной продукции, и, следовательно, повышает производительность их операции.
Необходимость новых методов финансирования возникает в отсутствие инвестиций, поэтому в дополнение к традиционным формам инвестиций, например, нераспределенной прибыли предприятий, кредитных, амортизационных фондов в последние годы все большую роль приобретает договоры аренды.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить теоретические основы лизинга как формы финансирования капитальных вложений российских и зарубежных компаний, проанализировать использование лизинга в ООО "Рефавтотранс" и предложить направления его модернизации.
В соответствии с целью, изложенной в решении следующих задач:
- проанализировать состояние лизинговой деятельности в России;
- рассчитать лизинговые платежи на примере ООО «Рефавтотранс»
- рассмотреть экономическую сущность лизинга посредством выделения его признаков, исследования причин его существования и развития, а также выполняемых им функций;
- оценить продуктивность использования лизинга средств механизации в ООО «Рефавтотранс»
- изучить подходы к управлению лизинговым процессом;
- предложить направления модернизации лизинга.
Объектом исследования выступают лизинговые операции специализированных предприятий Новосибирска на примере ООО ««Рефавтотранс».
Предметом исследования являются экономические взаимоотношения участников лизинга.
Методической основой послужили труды ведущих авторов в области лизинговых сделок и отношений, таких как:, Н.М. Васильев, А.Г. Ивасенко, Л.Н. Лепе, А.В. Горемыкин ,Ю.Н. Самохвалова, С.Н. Катырин.,
Информационной базой послужили данные статистической отчетности Госкомстата, Росстата, Минфин, а так же статьи: Купцовой А.Н. «Бизнес на аренде: блестящий результат» (http:/^оm.sibprеss.ru/01.12.2016/finаncе/), РА «Эксперт» (http: //www.rаеxpеrt.m/thеmаtic/lеаsing).
Практическая значимость заключается в том, что предложенные автором рекомендации позволяют в 2016г. увеличить рентабельность продаж на 18 % и чистую прибыль ООО ««Рефавтотранс» до 9 млн. руб. по сравнению с 2015 г.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении сформулирована актуальность выбранной темы исследования, выбраны объект и предмет исследования.
В первой главе изучается экономическая сущность лизинга, его основные принципы. Сравнительная характеристика мировой практики лизинга и его использование российской специфики. Во второй главе рассчитываются величина лизинговых платежей и кредитных, дан анализ сравнения преимуществ лизинга перед другими способами финансирования на примере ООО «Рефавтотранс», представлены таблицы, диаграммы расчетов и графики. В третьей главе обнаружены проблемы в деятельности исследуемого предприятия, представлены направления улучшения процедуры лизинга средств механизации на примере ООО «Рефавтотранс» и дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
Ускоренная амортизация основных средств, которые в организациях, лишь 59% амортизационных отчислений используется для модернизации производства, а скорость технологии амортизированных отчислений к 70%, привело к использованию механических средств лизинга.
Для развития транспортного сектора рынка требует стратегии своего развития с акцентом на приобретение современных типов машин.
Растущая потребность в более мобильных и эффективных машин и механизмов. Таким образом, парк сельскохозяйственных машин не только требует обновления, но и модификации.
Учитывая отсутствие инвестиций существует потребность в новых способах финансирования. Таким образом, в дополнение к традиционным формам инвестиций, таких как кредиты, амортизационные фонды, нераспределенную прибыль предприятий в последние годы все большее значение приобретает лизинг.
Введение рассматривается актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования в соответствии с поставленной целью исследования заявили. Выберите объект и предмет исследования. Представлены авторов, чьи работы находятся в области лизинга служил в качестве методологической основы исследования дают также источники информационной базы. Мы считаем, практическую значимость и структуру научно-исследовательской работы.
В первой главе мы изучаем экономическую сущность лизинга, его основные принципы. Сравнительная характеристика мировой практики лизинга и его использование российской специфики.
Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его по договору с физическими и юридическими лицами, за определенную плату, на определенный срок и при определенных условиях,
предусмотренных договором с возможностью приобрести собственность арендатора [7].
В настоящее время отечественные компании проявляют большой интерес к приобретению основных средств по схеме лизинга.
Лизинг может быть успешно использована в качестве высокоэффективного инструмента модернизации предприятий. Для того, чтобы прибыль не должна быть владельцем активов. Достаточно иметь право пользования с последующей покупкой.
Во второй главе рассчитывается стоимость кредита и лизинговых платежей и сопоставительный анализ преимуществ лизинга по сравнению с другими методами финансирования на примере «Рефавтотранс» представляет полученные таблицы, графики, диаграммы и расчеты.
Есть два взаимосвязанных подхода, результаты которых являются сильные аргументы в пользу использования лизинга.
Первый подход обусловлен относительной величины показателя расчетной эффективности предложенных вариантов. Это наиболее четко отражает инвестиционный аспект операций.
Второй подход дает представление о распределении финансовых потоков, направленных на реализацию реальной инвестиционной программы, в зависимости от выбранного метода во времени, во времени.
Расчеты, представленные во второй главе, подтвердили несомненные экономические выгоды для лизинговых компаний в связи с экономией средств, остающихся в его распоряжении, и, как следствие, повысить финансовую жизнеспособность инвестиций. Лизинг одновременно активизирует инвестиции частного капитала в сфере производства. Улучшает финансовое состояние и повышает конкурентоспособность компании.
В третьей главе проблем, выявленных в деятельности отчетность предприятия, представлены направления совершенствования лизинговых процедур механизацию на примере ООО «Рефавтотранс» и оценить эффективность предложенных мер.
Износ основных фондов транспортных предприятий в Новосибирске в настоящее время составляет 90%; в основном техника, которая в настоящее время работает в городе, 90-2000 года выпуска. Произведено его профилактическое обслуживание, что-то изменилось, отремонтировать, но это не вариант.
Расчеты эффективности получения техники в лизинг, выполненные согласно методическим подходам Полякова З.Д. применительно ООО «Рефавтотранс» показали, что рентабельность услуг возрастет более чем в два раза.
Развитие «Рефавтотранс» и всей транспортной отрасли России предлагается осуществлять в соответствии с основными направлениями экономических улучшений и реализации механизма управления лизинга в промышленности страны. Особое внимание рекомендуется обратить на имущество репо (обратного выкупа соглашения от Великобритании (РЕПО) -. Выкуп договор), так как она представляет собой современный инновационный инструмент лизинга. Он способен решить проблему краткосрочного финансирования аренды компаний.
Что касается терминов ООО «Рефавтотранс» разработал новый инновационный экономический механизм управления лизинговой
деятельностью, функционирующей на основе фактического синтеза и связанных с ними финансовых инструментов, которые в сочетании условиях срочности, платности и возвратности средств. Осуществление экономического механизма «Рефавтотранс» позволило ввести в эксплуатацию новое оборудование, предоставленное в лизинг в размере 5 млн рублей, срок финансирования 3,5 года. Благодаря этим мерам чистая прибыль компании в 2015 году составил 9,12 млн. натирать. В ближайшие годы, компания может быть с успехом использованы автомобили. Все это обеспечит дальнейшее увеличение чистой прибыли ООО «Рефавтотранс».
Список использованных источников
1) Лещенко М. И. Основы лизинга: учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 2004. 329 с.
2) Газман В. Д. Лизинг: финансирование и секьюритизация. Учебное пособие для вузов. Серия «Учебники Высшей школы экономики» М.: НИУ ВШЭ, 2011.472 с.
3) Панина И.В. Экономическая сущность и определение понятия лизинга. Материалы международной научно - практической конференции молодых ученых. Ярославль: концерн «Подати», 2006. С. 30 - 32.
4) Теплова Т. В. Инвестиции: учеб. для бакалавров М.: Юрайт. 2014. 724 с.
5) Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Экономическая теория. М.: АСА. 2014. 848 с.
6) Кузнецов Б. Т. Макроэкономика: учебное пособие. М.: Юнити-Дана. 2013. 458с.
7) Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]/ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) Электрон. дан. М., 2016. URL: http//base.consultant.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
8) Федеральный Закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 26.07.2006, с изм. от 08.05.2010) «О финансовой аренде (лизинге)» (принят ГД ФС РФ 11.09.1998) // СЗ РФ. - 1998. - N 44. - ст. 5394.
9) Все, что стоит знать о лизинге [Электронный ресурс]/ Финансовый народ. Электрон. дан. М., 2016. URL: http://CM-finance.narod.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
10) Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров. / 9 - е изд. М.: Юрайт. 2012. 686 с.
11) Базылева Н.И. Экономическая теория: Учеб. пособие. М.: ИНФРА. 2012. 662 с
12) Эксперт РА, рейтинговое агентство. [Электронный ресурс] / Статистика.
Электрон. дан. М., 2016. URL: http//raexpert.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
13) Гарант — информационно-правовой портал. [Электронный ресурс] / Лизинг. Статистика. Электрон. дан. М., 2016. URL: http//.garant.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
14) Ример М. И., Касатов А. Д., Матиенко Н. Н. Экономическая оценка инвестиций. / 3 - е изд. СПб.: Питер. 2014. 418 с.
15) «Banki.ru» финансовый информационный портал. [Электронный ресурс] /
Финансовые показатели. Электрон. дан. М., 2016. URL:
http//banki.ru>banks/ratings/(дата обращения 20.02.2016г.)
16) Минпромторг России. Государственная поддержка. [Электронный ресурс]/
Государственные программы. Электрон. дан. М., 2016. URL:
http//minpromtorg.gov.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
17) Титов И. Лизинг в России. [Электронный ресурс] / Территория бизнеса. Электрон. дан. М., 2015. URL: http//tb-magazine.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
18) «ВЭБ-лизинг» — лизинговая компания - Новосибирск. [Электронный ресурс] / Условия сделки. Электрон. дан. М., 2016. URL: http//veb-leasing.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
19) Прогнозы развития транспортно-логистического рынка. информ.-позноват. портал. [Электронный ресурс] / Логистический центр Сибири. Электрон. дан. М., 2016. URL: http//askbda.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
20) Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Операции по договору лизинга. Электрон. дан. М., 2016. URL: http//minfin.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
21) Филина Ф. Н., Толмачев И. А., Сутягин А. В. Как взять в долг. Самые востребованные способы. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. 416 c.
22) Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление. М.: ТрансЛит, 2011. 317 с.
23) Иванов, Д. А. Управление цепями поставок. Спб.: Издательство Политехнического университета, 2010. 659 с.
24) Характеристики коммерческих организаций. [Электронный ресурс] / Порядок определения. Электрон. дан. М., 2016. URL: http//deepfinance.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
25) Юрьев С.С. Современное правовое регулирование авиационного лизинга в Российской Федерации. М.: Дашков и К. 2014. 317 с.
26) Волгин В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие. М.: Дашков и К°. 2012. 457 с.
27) Васильев Н.М. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 1999. 280 с.
28) Киркоров А.М. Методы определения эффективности финансового лизинга по сравнению с кредитом. М.: Лизинг ревю. 2009. С. 25 - 27.
29) Газман В.Д. Пути расширения рынка лизинговых услуг. Финансовый бизнес. М.: ИНФРА. 2000. С. 39 - 47.
30) Просветов Г. И. Лизинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс , 2013. 160 c.
31) Васильев К.Н. Организационные преобразования лизинговых компаний. Вопросы исследования финансово-экономических отношений и механизмов рынка: сборник научных трудов, выпуск 6. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2007. С. 163 - 175.
32) Базылев Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие Мн.: Совр. школа, 2010. 144 c.
33) Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций. Учеб. пособие. / 9-е изд. М. : Дашков и К. 2013. 543 с.
34) Васильев К.Н. Структурирование лизинговой сделки с точки зрения управления рисками лизинговой компании. Четвертая Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых по вопросам менеджмента и бизнеса. М.: Национальный институт бизнеса, 2010. С. 69 -
72.
35) Васильев К.Н. Совершенствование экономического механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ. М.: РОСБУХ . 2009. 86 с.
36) Васильев К.Н. Качественные характеристики развития лизинга в России.
Десятая Международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов, тезисы докладов: В 3-х т. Том 2. М.: Московский
энергетический институт, 2007. 272 с.
37) Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»: 2010. 944 с.
38) Лиханова М.А. Перспективы лизинговых отношений в строительной отрасли. Аспекты современного развития экономики России: сборник научных статей. СПб.: Дашков и К. 2011. 12 с.
39) Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. [Электронный ресурс] / Лизинговые платежи. Электрон. дан. М., 2016. URL: http//docs.cntd.ru (дата обращения 20.02.2016г.)
40) Полякова З.Д. Формирование системы управленческого учета лизинговых сделок на предприятиях агропромышленного комплекса. Орел: ТрансЛит.
2012. 24 с.