Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №94129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы132
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Закономерности развития фонетико-фонематической системы речи у
детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 12
1.3. Особенности фонетико-фонематической стороны речи детей с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов обследования моторики, звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 23
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 40
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 41
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 126

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Это доказывают научные работы М. Е. Хватцева, О. В. Семёновой, Е. Н. Винарской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Архиповой, Е. Ф. Собатович, А. Куссмауля, Л. А. Даниловой и др. Характеризуются эти исследования большой разнородностью и раскрывают самые разнообразные аспекты данного речевого нарушения, а также и характер нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Псевдобульбарная дизартрия — одна из наиболее распространенных патологий среди детей с нарушениями речи. Возникает в результате двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей, проходящих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов.
Актуальность темы объясняется распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют многочисленные исследования таких авторов, как О. В. Правдина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, Т. Б. Филичева, Е. Ф. Соботович и др.
Обучающиеся с псевдобульбарной дизартрией сложные артикуляционные звуки заменяют на более простые. У этих детей имеются множественные антропофонические дефекты звукопроизношения, сближаются артикуляционные уклады многих звуков. Вторично наблюдается недоразвитие фонематический слух и фонематического восприятия. Это будет создавать препятствие к успешному обучению письма и чтения в школе.
Раннее выявление таких детей, коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи является актуальной проблемой так как служит профилактике школьной неуспеваемости.
Объект исследования: моторика, фонетико-фонематическая система речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет: содержание коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель: разработка и апробация содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на основании теоретических и экспериментальных данных.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Спланировать этапы и содержание коррекционной работы по устранению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент.
4. Провести контрольный эксперимент и проанализировать его результаты.
Реализация целей и задач осуществлялась посредством комплекса методов исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи у детей;
2. Проведение констатирующего эксперимента;
3. Количественный и качественный анализ полученных данных в ходе экспериментального исследования;
4. Сравнение полученных результатов после проведения экспериментального исследования;
В методологическую базу исследования вошли: исследования Г. В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Н. Х. Швачкина, труды таких ученых, психологов, педагогов и логопедов как Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева и др.
Структура исследовательской работы: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении описывается актуальность проведенного исследования, объект, предмет исследования и целевые установки, которые были осуществлены в процессе исследования. А также рассматривается теоретико-методологическая основа работы, методы исследования, характеризуется база проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
В первой главе представлены основные закономерности развития фонетико-фонематических процессов у детей в норме и с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Основные принципы, цели и задачи представлены во второй главе. В том числе вторая глава раскрывает методику организации констатирующего эксперимента, которая направлена на исследование особенностей проявления фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В третьей главе представлено содержание логопедической работы, которое направлено на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией. Также третья глава содержит результаты контрольного эксперимента, подтверждающего эффективность предлагаемой технологии.
В заключении отражены общие выводы по результатам исследования, а также теоретическая и практическая значимость разработанной логопедической работы по коррекции фонетико-фонематические недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 215, расположенного по адресу ул. Кировоградская, 3а в городе Екатеринбург.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Причины, которые вызывают речевые нарушения трудны и полиморфны.
Зачастую преобладающими причинами являются наследственная предрасположенность, патологии внутриутробного, родового, раннего развития ребенка.
У дошкольников с недостатками произношения снижены способности восприятия дифференциальных характеристик элементов языка и узнавания смысла слов, заключенных в лексико-грамматические единицы языка. Это является ограничением комбинаторных способностей и возможностей, которые нужны для творческой реализации конструктивных частей родного языка при формулировании речевого высказывания.
Первым уровнем в формировании фонематического восприятия являются поступательные движения к овладению грамотой. Вторым уровнем является голосовой анализ. Обучение грамоте, изучение звуковой стороны слова является важным условием для овладения чтением и письмом.
Коррекция фонематического восприятия проводится на основе неречевых звуков. Дошкольники расширяют умение распознавать неречевые звуки в процессе игры и выполнении упражнений.
Далее дошкольники учатся узнавать слова близкие по звуковому составу. Впоследствии слоги и фонемы. Заключительным этапом работы является формирование навыков простейшего звукового разбора: умения предопределять численность слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разнообразной слоговой структуры, отделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Речевое развитие дошкольников нормальным уровнем речевого развития в отличие от дошкольников с фонематической речевой патологией различается степенью развития фонематического восприятия и навыков разбора слоговой структуры слова — фактически все дошкольники с речевой нормой имеют достаточный уровень этого вида чувствительности. Нарушений артикуляционной моторики у дошкольников с речевой нормой нет. В звукопроизношении и умении определять слоговую структура слова между обучающимися имеются существенные различия. Практически половина детей не имеет навыков слогового анализа. Серьезными трудностями в способности овладеть речью являются несовершенства фонематического восприятия звуков, различия фонем и слов.
Проделанная работа помогает изучать составляющие речевой системы, связанные с опознанием и различением звуков речи. Программа совершенствования звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия способствует решению проблемы у детей с псевдобульбарной дизартрией.
На основе методики Н. М. Трубниковой, проведено обследование, которое позволило обнаружить особенности развития звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, просодических компонентов речи. Констатирующий эксперимент показал уровень формирования навыка. Дети упрощают артикуляцию произносимых звуков, допускают ошибки в узнавании и дифференциации нарушенных звуков. Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, была разработана система логопедической работы по коррекции нарушения речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой ступенью псевдобульбарной дизартрии. Эффективность содержания работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и легкой степени псевдобульбарной дизартрии подтверждает проведенный контрольный эксперимент.
При повторном исследовании в экспериментальной группе были отмечены изменения в повышении уровня звукопроизношения: дети стараются четко и правильно говорить звуки, распознавать оппозиционные звуки, видеть различия звонких и глухих звуков, видеть разницу между
гласными и согласными звуками и производить звуковой анализ слова. Эти данные подтверждают результативность выбранной методики работы.
Таким образом, разработанная система логопедической работы при дизартрии носит комплексный характер. Коррекция звукопроизношения совмещается с формированием звукового разбора и синтеза, с развитием лексико-грамматической стороны речи и связности высказывания. Особенностью работы с данным речевым нарушением считается совмещение с логопедическим массажем, логопедической ритмикой и иногда с общей ЛФК и медицинским лечением.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2007. - 320 с.
2. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : Феникс, 2011. - 109 с.
3. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей в обучении / Т. В. Ахутина. - Москва : 1999. - 460 с.
4. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - Москва: Просвещение, 1964. - 120 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1964. - 168 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2006. - 141 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Гаврилова, Н. С. Нарушение фонетического стороны речи у детей / Н. С. Гаврилова. - Москва : ООО: «Печать-Сервис», 2011. - 201 с.
12. Гусарова, Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Н. Н. Гусарова. - Санкт-Петербург :1998. - 239 с.
13. Гуревич, М. О. Психомоторика / М. О. Гуревич. - Москва : 2005. - 350 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 2006. - 112 с.
16. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. - Москва: Лабиринт, 1998. - 280 с.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 288 с.
18. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. - Москва : Эксмо, 2016. - 120 с.
19. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Е. Л. Журова, Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 1963. - 213 с.
20. Земляченко, М. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь : Меркурий, 2012. -113-115 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ