Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №94128

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы157
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Предикативная лексика и ее роль в речевом развитии детей 8
1.2. Онтогенез словаря у детей в норме 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика и особенности
предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 28
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 28
2.2. Организация, принципы и методики констатирующего
исследования, направленные на выявление сформированности предикативного словаря у младших школьников 37
2.3. Анализ результатов логопедического обследования детей младшего
школьного возраста 41
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 56
3.1. Теоретические обоснованные, принципы и обзор методик формирования предикативного словаря у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 56
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 65
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результативности
логопедической работы по формированию предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 146


Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка эффективных методов преодоления общего недоразвития речи (далее - ОНР). Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Т. Д. Барменкова, В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, И. С. Кривовяз, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество детей, у которых затруднено порождение высказываний, понимание текста, последовательное изложение содержания монолога, выражение своих мыслей через текстовое сообщение, что является следствием задержки лексической системы языка, так как появляются новые формы опосредованного общения (компьютер, телефон и т. д.). Раскрытие представлений ребенка об окружающем мире появляется при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности. И, конечно же, посредством общения со взрослыми, которое является важнейшим условием психического развития ребенка.
Отечественные и зарубежные ученые отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю. Д. Апресян, Л. М. Васильев, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Ю. А. Левицкий, А. А. Потебня, А. А. Шахматов). Ядром предикативной лексики являются глаголы, организующие в определённую систему другие части речи, а также имена прилагательные. В синтаксисе предикат является сказуемым. Глагол-сказуемое представляет собой структурный член предложения, который образует смысловую связь с подлежащим.
Психолингвистические изучения говорят о том, что центральной категорией становления синтаксиса детской речи считается психологическая предикативность как соотнесение содержания выражения с действительностью (Л. C. Выготский, A. A. Леонтьев, A. M. Шахнарович и др.). Исследование речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) говорит о значимых трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стандартных ответах, неадекватных семантических подменах, стойком аграмматизме. Специфичность нарушений лексики ориентируется структурой речевого недостатка, возрастом социально-культурными причинами и др.
В логопедической литературе многократно подымался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с алалией, дизартрией и ринолалией (P. E. Левина, Л. В. Лопатина, Г. В. Чиркина и др.). Рассматривая структуру речевой работы детей с алалией, Т. Д. Барменкова, В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова и др. отмечают отрицательное воздействие несформированности языковых символов и ограниченности языковых средств на предикативные процессы. Беднота словарного запаса у дошкольников с дизартрическими расстройствами разъясняется проблемами реализации операций номинации и предикации, несовершенством парадигматических и синтагматических отношений (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.).
По признанию множества ученых (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.), основным направлением коррекционной работы с детьми с ОНР считается развитие лексико-грамматической стороны речи и в частности - развитие предикативного словаря. Стоит обозначить, что в логопедии разработана и обширно используется методическая система приёмов коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР (III уровень). Совместно с тем, своеобразные приёмы, нацеленные на составление предикативной лексики у младших школьников с больше невысоким уровнем речевого становления, представлены в научно-методических источниках недостаточно. Так, общее недоразвитие речи третьего уровня охарактеризовано P. E. Левиной как «начатки общеупотребительной речи», в данном случае логопедическая работа должна быть ориентирована на овладение семантически цельным выражением, устройство которого впрямую связана с формированием предикативных структур. Способ формирования предикативной лексики ориентирована дифференцированно для детей с ОНР (III уровень), в согласовании с программными притязаниями, предъявляемыми к коррекционной работе в специальных образовательных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Объект исследования - предикативный словарь у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в процессе реализации проект программы коррекционно-развивающего курса по формированию предикативного словаря.
Цель исследования - изучение предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, логопедическая работа по формированию предикативного словаря и анализ ее эффективности.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы и особенности предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
2) проанализировать результаты констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей уровня сформированности предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) логопедическая работа по формированию предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: предполагаем, что активное включение в коррекционный процесс методов и приемов формирования предикативного словаря повысит эффективность коррекции общего недоразвития речи III уровня у детей младшего школьного возраста.
В процессе работы предполагается поэтапно применить следующие методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ научной и научно-методической литературы по общей и специальной педагогике, медицине, нейропсихологии, психолингвистике, языкознанию и логопедии.
2. Эмпирические: изучение документации, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ научно-методической литературы позволил определить такие понятия, как «работа по развитию словаря», «предикативный словарь», «обучающиеся с общим недоразвитием речи», «активизация словаря», «особенности предикативного словаря у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Также было выявлено, что одним из главных направлений в работе с детьми с общим недоразвитием речи является целенаправленная логопедическая работа по развитию предикативного словаря. Эта работа длительная по времени и очень трудоемкая, поскольку требует множество практических заданий, выполнение которых обеспечивается также заинтересованностью самих обучающихся в обучении и коррекционном процессе.
При работе с обучающимися с ОНР основная задача в работе со словарем - это его активизация, обогащение и уточнение, работа с различными частями речи, а также формирование навыка их правильного применения в самостоятельной речи. Работа по обогащению словаря должна быть комплексной, она включает в себя развитие не только лексического стороны языка, но и грамматического, формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Формирование лексикона у обучающихся младшего школьного возраста - довольно сложный и длительный процесс, который начинается в детстве и продолжается до школьного возраста. Предиктивный словарь - один из самых важных во всем словарном запасе. Он составляет основу и обеспечивает общение и правильное выражение внутренней речи.
У детей с общим недоразвитием речи, помимо нарушений высших психических функций, возникают трудности в формировании выразительной стороны речи. Особенно это касается предикативного словаря, поскольку именно предикативный словарь страдает в первую очередь в этой категории обучающихся. Поэтому в коррекционной работе необходимо уделять особое внимание формированию и развитию предиктивного словарного запаса обучающихся с общим недоразвитием речи.
Также теоретически обоснована необходимость в использовании специально подобранных и разработанных дидактических игр, а также игровых приемов для формирования словаря глаголов и прилагательных у младших школьников с ОНР. На основе анализа научно-методической литературы проведено детальное изучение предикативной лексики у данной группы обучающихся.
Организованный нами эксперимент длился 4 недели (1 месяц). Базой исследования проведения экспериментальной работы стало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр». В эксперименте участвовали дети примерно одного возраста, каждому обучающемуся было от 6 до 7 лет. Всего нами было отобрано 20 обучающихся. Из числа участников эксперимента у 9 детей было указано с ОНР II уровня, у большинства участников исследования, у 11 обучающихся указано ОНР III уровня.
По результатам логопедического обследования было выявлено следующее: проведенное логопедическое обследование свидетельствует о том, что у всех обучающихся отобранной группы с общим недоразвитием речи имеются нарушения в формировании предикативного словаря (словаря глаголов и прилагательных). Не было выявлено ни одного обучающегося, который продемонстрировал бы высокий уровень сформированности предикативного словаря. Во время проведенного исследования не было выявлено ни одного обучающегося, который бы продемонстрировал бы высокий уровень сформированности глагольного словаря или словаря прилагательных. Полученные данные свидетельствовали о том, что у всех обучающихся либо низкий, либо средний уровень сформированности предикативной лексики.
Это говорит об острой необходимости проведения дополнительной логопедической работы, направленной на обогащение активного и пассивного предикативного словаря.
Обучающий эксперимент длился 6 месяцев на той же базе исследования, что и на этапе констатирующего эксперимента. Предполагал проведение одного фронтального занятия с обучающимися в неделю.
Для проведения формирующего эксперимента были подобраны, модифицированы приемы для работы по обогащению, уточнению и активизации предикативного словаря у обучающихся, страдающих общим недоразвитием речи. С этой целью были использованы игры и игровые приемы для работы над обогащением, уточнением и активизации словаря глаголами. Логопедическая работа включала в себя три основных этапа (подготовительный, основной и заключительный), каждый из которого преследовал единую цель - уточнение, обогащение и активизацию предикативного словаря обучающихся с последовательным усложнением не только лексического материала, но грамматических форм глаголов и прилагательных.
После чего экспериментально проверена эффективность применения специально подобранных и разработанных дидактических игр, и игровых приемов в работе с обучающимися младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, и осуществлен качественный сравнительный анализ результатов экспериментального исследования. Из проведенных экспериментов были получены данные по развитию каждого из исследуемых параметров и определен уровень их развития (высокий, средний, низкий). Затем произведен общий количественный подсчет по каждому уровню развития.
Подсчет этих данных позволил определить, на каком уровне развития находилась дети до формирующего эксперимента и после него.
Следовательно обучающиеся экспериментальной группы имели средний уровень развития глагольного словаря до формирующего эксперимента, после формирующего эксперимента они перешли на высокий уровень развития глагольного словаря.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, а задачи выполнены на практике. Разработанная методика может использоваться в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.



1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 128 с.
2. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. - Москва : Сфера, 2008. - 335 с.
3. Артеменко, О. Н. Формирование диалогической речи у детей с ОНР / О. Н. Артеменко, Н. И. Семернина // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 42-43. - URL.: https://expeducation.rU/pdf/2011/8/2011_08_38.pdf (дата обращения: 09.06.2019).
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 320 с.
5. Балакина, А. С. Много дел : технология обучения составлению рассказа детей 5-6 лет с ОНР / А. С. Балакина // Логопед. - 2018. - № 4. - С. 36-39.
6. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. Москва : АРКТИ, 1997. - 64 с.
7. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития ; (на примере глагол. лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространен. предложений) / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. - Москва : В. Секачев, 2010. - 200 с.
8. Бутон, Ш. Развитие речи / Ш. Бутон ; пер. с фр. Е. Протасова // Психолингвистика : сб. ст. зарубеж. психолингвистов, посвящ. проблемам анализа речевой деятельности / сост. А. М. Шахнаровича. - Москва : Прогресс, 1984. - С. З07-324.
9. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения /
В. П. Вахтеров. - Москва : Педагогика, 1987. - 400 с
10. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с ОНР III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
11. Волкова, Г. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи : метод. пособие / Г. А. Волкова, М. А. Илюк. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2006. - 70 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : вопр. дифференциал. диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. - 144 с.
13. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова ; под науч. ред. И. Ю. Левченко. - Москва : Нац. книж. центр, 2008. - 96 с.
14. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / Т. В. Волосовец. - Москва: Ин-т общегуманитар. исслед., 2007. - 256 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - С. 243-385.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 2 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 5-360.
17. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 3 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 164-176.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 471 с,
19. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. Е. Громова ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - Москва, 2003. - 234 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ