ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Общее недоразвитие речи как основное нарушение речевого развития
детей 9
1.2. Характеристика логико-грамматических конструкций языка у детей
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2. Анализ данных обследования логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 38
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 46
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 46
3.2. Содержание логопедической работы по формированию логико¬
грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
Актуальность исследования. Проблема развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, ведь именно в этом возрасте ребенок овладевает коммуникативными навыками в силу особой чувствительности к речевым явленьям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечают обязательную логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи (ОНР). Развитие речи детей в норме и патологии подчиняется тем же законам и проходит одинаковые этапы. Но есть важные различия, которые позволяют говорить об общем недоразвитии речи младшего школьника, которые отражены в работах исследователей в области специальной педагогики (Б.М.Гриншпун, Т.В. Волосовец, И.А. Зимина, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Н.А. Никашин, У.К.Орфинская, Е.Ф.Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская). Спонтанное речевое развитие детей с речевой патологией протекает замедленно и своеобразно, из-за чего отдельные звенья речевой системы долгое время остаются несформировавшимися (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.Б. Халилова). Дети с нарушениями речевого развития - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибовой и др. Как известно из специальной литературы, наиболее частыми в структуре дефекта у детей с речевыми патологиями являются трудности коммуникации, негативные эмоциональные переживания при осознании ограничений, связанных с состоянием здоровья (В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова, Е.А. Грибанова). При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы, относящихся к звуковым и смысловым сторонам. В то же время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности логико-грамматической стороны речи. Формирования логико-грамматических конструкций представляет особую сложность в коррекционной работе, поэтому этой проблеме следует уделить особое внимание.
В целом в младшем школьном возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения художественно-изобразительной деятельности, развивается самосознание, которое является основой для использования коррекционных методик. Необходимость формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР особое внимание обращали такие авторы как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Вопросами коррекции логико-грамматической стороны речи у младших школьников занимались Л.Н.Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е Левина. Анализ специальной педагогической, логопедической литературы и педагогической практики свидетельствует об увеличении количества детей младшего школьного возраста с нарушениями психофизического развития (в частности, речи), что обуславливает трудности в овладении программами обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации, что трансформируется в недостаточную речевую подготовку детей и недостатки познавательной деятельности, поведения и личности ребенка в целом. Дети с нарушениями речи, а среди них и дети с ОНР, относятся к неоднородной и многочисленной группе, для которой овладение устной речью - путь развития, адаптации, интеграции.
Актуальность проблемы выявления особенностей сформированности логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР младшего школьного возраста обусловлена необходимостью построения наиболее эффективной коррекционной работы, требующей использования таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям гармоничное развитие личности, создание психологической базы для дальнейшего обучения и социальной адаптации.
Тема работы -Формирование логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: логико-грамматические конструкции языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, экспериментальной проверке педагогических условий формирования логико¬грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР и создании экспериментальной модели педагогического воздействия в условиях образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия общего недоразвития речи как основного нарушения речевого развития детей, раскрыть особенности логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
2. Охарактеризовать методику логопедического обследования детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - при целенаправленной коррекционно-логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР, предусматривающей создание специально организованной коррекционно-развивающей среды, проведения соответствующей предупредительной работы, учета особенностей состояния сформированности речи у детей указанной категории будет обеспечена положительная динамика в овладении умением грамматически правильной, связной и последовательной речи детей.
В соответствии с поставленными задачами использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ проблемы исследования, сравнение, обобщение и систематизация научных источников по философии, психологии, педагогике, которые дали возможность выделить теоретические подходы к исследуемой проблеме и определить основные научно-теоретические положения;
эмпирические: наблюдение, беседы, которые создали объективные предпосылки получения данных на широком круге испытуемых; проективные методы позволили выявить критерии, уровни сформированности исследуемого явления, особенности и факторы, влияющие на его оптимизацию;
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), позволивший осуществить целенаправленное воздействие на объект исследования, определить и применить систему мер, направленную на формирование логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР;
статистические: математическая обработка собранных
экспериментальных данных, их анализ позволили осуществить обобщение и систематизацию материалов исследования и выявить эффективность предложенной модели.
Опытно-экспериментальная база. Исследование осуществлялось в течение 2019-2020 гг. на базе МАОУ СОШ № 2 имени Ж.И. Алферова г. Туринска.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключается в разработке коррекционно-развивающей системы формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР; уточнении понятия «общее недоразвитие речи», обобщении психолого¬педагогических взглядов на проблему формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР, осуществлении психолингвистического анализа проблем усвоения логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Теоретическое значение исследования определяется в расширении научно-педагогических знаний в аспекте формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Практическое значение заключается в разработке работы по формированию логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть включены в курсы теории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме, с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для педагогов и родителей в их воспитательной работе.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем практической педагогической работы в образовательной организации.
Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе была теоретически обоснована проблема формирования логико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. Мы выяснили следующее. Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) занимает особое место в понятийно-терминологической системе детской логопедии, которую используют для обозначения речевых нарушений. В современной логопедической науке термином «недоразвитие речи» обозначают низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. По определению Р.Е. Левиной, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи).
К общему недоразвитию речи приводят различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета к развернутой речи, но элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Р.Е. Левина, описала три уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи: первый, второй и третий. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых составляющих. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых речевых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и его предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе его аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, переход на качественно более высокие уровни речевого развития. Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития логико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию логико-грамматических конструкций языка. В нескольких источниках можно отметить только направления для их формирования. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться на занятиях для формирования логико-грамматических конструкций и для их закрепления. Задачи и содержание логопедической работы в коррекционных программах, вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранившихся и компенсаторных возможностей детей. Последовательность логопедической работы над логико-грамматической стороной речи, в частности усвоение конструкций предложений, грамматических форм определяется тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.
С целью изучения сформированности логико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР, нами проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа реализовалась в пределах 3-х этапов: подготовительного, собственно эксперимента, обработки и анализа результатов. Нормативным показателем развития грамматической системы языка является усвоения и владение ребенком с нормальным речевым развитием последующих грамматических форм: числовых форм существительных, глаголов, прилагательных; падежных окончаний существительных и прилагательных; личных форм глаголов; родовых форм глаголов, прилагательных; видовых категорий глаголов тому подобное.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования устной речи, мы пришли к выводу, что уровень развития словарного запаса и грамматического строя речи определяется в зависимости от активности и самостоятельности выполнения заданий. Следовательно, в зависимости от правильности и самостоятельности оценивалось выполнения задач по трем уровням: достаточный, средний и низкий.
Анализ результатов исследования состояния сформированности логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР позволил выяснить, что у большинства детей наблюдается низкий уровень развития логико-грамматического компонента речи. Это еще раз подчеркивает необходимость разработки методики формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
В третьей части работы были выделены направления, ориентированные на коррекцию логико-грамматических конструкций речи детей с ОНР. Обязательными условиями работы с детьми являются создание предметно-развивающей речевой среды, речевая мотивация ребенка, научно¬методическое обеспечение педагогов и родителей, внедрение инновационных методов обучение в развитии речи младших школьников с ОНР, создание материально-технической базы. Также большое значение для развития речи имеет интегрированный подход в построении занятий. Была разработана психокоррекционная программа, в которую вошли занятия по развития речи младших школьников с ОНР.
Целью контрольного эксперимента было оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по развитию речи младших школьников с ОНР с использованием специально разработанной программы. Для оценки результатов коррекционной программы нами были использованы те же методики исследования развития речи, которые мы подобрали на этапе констатирующего эксперимента. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что специальная коррекционная программа по развитию речи у детей младшего школьного возраста с ОНР позволила преодолеть ряд специфических особенностей всех компонентов речи. Это подтверждается полученными в ходе исследования положительными результатами. Подводя итог экспериментальной работы, можно отметить, что, целенаправленное использование специально разработанной программы способствует эффективному развитию речи младших школьников с ОНР, в частности развития логико-грамматических конструкций.
1. Абушаева З. М. Особенности обучения письму и чтению детей в
условиях билингвального образования [Электронный ресурс]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. -С. 135-136. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9672/ (дата обращения:
20.03.2019).
2. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям[Текст] / З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147c.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. - 3-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 130 с.
4. Андрусишина, Л. Е. Психологические характеристики общефункциональных механизмов речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Л. Е. Андрусишина // Теория и практика современной логопедии. -Вып. 4. - М. : актуальное образование, 2007. - С. 18-23.
5. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. -М. : Издательство «Просвещение», 1968. - 340 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М., 2006. - 220 с.
7. Ахутина, Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике [Текст] / Т. В. Ахутина. М. : Наука, 1985. - 240 с.
8. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л .О. Бадалян, Уч. для студ. дефект. фак. выс. пед. учеб. завед. М. : Академия, 2000. - 150 с.
9. Бурачевская, О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). -С. 95-97.
10. Бурачевская О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс]// Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 75-79. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/1048/ (дата обращения: 20.03.2019).
11. Валасина, А. В. Не считай ворон. Развитие речи. Знакомство с фразеологизмами [Текст] / А. В. Валасина. М. : Карапуз, 2007. - 16 с.
12. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы»[Текст] /под ред. Н. Е. Веракса. -М. : Мозаика синтез, 2014. - 450 с.
13. Визель, Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста[Текст] / Т. Г. Визель-М. :Астрель, 2005. - 128 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М.: Астрель, 2005. - 460 с.
15. Выготский, Л. С. Развитие устной речи [Текст] / Л. С. Выготский // Детская речь, 1996. - Ч. 1. - С. 51-55
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. Монография из сборника. -М. : Смысл; Эксмо, 2005. - 410 с.
17. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] / А. Н. Гвоздев. Издательство: Ком Книга, 2005. - 320 c.
18. Григорьева Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]// Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 920-922. - URL https://moluch.ru/archive/112/28769/ (дата обращения: 20.03.2019).
...