ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей в
норме 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи III уровня 14
1.3 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1 Организация и принципы констатирующего эксперимента 28
2.2 Методика проведения констатирующего эксперимента 32
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1 Теоретическое обоснование, организация, принципы и направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи III уровня 56
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность исследования: вопрос развития и коррекции фонематических процессов подробно описывается в отечественной и зарубежной логопедии. Нарушение фонематического восприятия может выступать как первичным дефектом, так и вторичным, но в обоих случаях напрямую связано с формированием нормативного звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи и, как следствие, с обучением чтению и письму. В настоящее время большой процент посещающих специализированные логопедические группы, составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня. Именно поэтому формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных логопедических задач. В старшем дошкольном возрасте нарушение фонематического восприятия может значительно осложнить обучение грамоте и подготовку к школе. Именно поэтому работа по коррекции данных нарушений должна быть комплексной и последовательной.
Изучением проблемы формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста занимались Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Существуют различные подходы к описанию таких процессов, как «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», однако авторы единогласно отмечают важную роль целенаправленной логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений фонематического восприятия на этапе подготовки к школе.
Проблема исследования связана с изучением специфики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и условиями его эффективного развития.
Объект исследования: состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования: процесс логопедической работы по развитию общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать, подобрать и апробировать содержание работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести исследования состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проанализировать результаты исследования и разработать план коррекции выявленных нарушений.
3. Подобрать и апробировать содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Предполагается, что развитие
фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее при условиях:
• Учета структуры и механизмов речевого дефекта;
• Применения индивидуального дифференцированного подхода;
• Включения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы логопеда.
Методологической основой исследования явились положения:
• о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева); 6
• о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
• о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Работа проводилась на базе учреждения: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Свободный.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.
В ходе изучения научно-методической литературы по проблеме развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявлено, что в отечественной логопедии нет единого определения понятия «фонематическое восприятия». Также существуют противоречия при описании особенностей формирования данного процесса в различные периоды развития ребенка. Однако все авторы сходятся во мнении, что данный процесс обусловлен наличием способности слышать, различать слова и выделять близко звучащие фонемы. Фонематическое восприятие опосредовано навыками анализа и синтеза собственной речи и речи взрослых, поэтому недостаточность форсированности данных процессов сказывается на произношении ребенка.
Описывая психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, отечественные логопеды указывают на несформированность всех компонентов речи. При этом отмечаются отдельные проблемы звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, ритмической структуры, и, как следствие, нарушение формирования ВПФ. Также для детей данной категории характерна бедность экспрессивной речи на фоне высокого уровня понимания речи.
В процессе исследования состояния моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были использована методика Н. М. Трубниковой.
В результате анализа проведенных диагностик выяснилось, что развитие перечисленных речевых и неречевых функций у большинства воспитанников находится на среднем и низком уровне развития. Детей с высоким уровнем в группе обследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией всего 5. Установлено, что у обследованных детей нет нарушений в распознавании отдельных фонем, однако существуют трудности при различении фонем, близких по месту и способу образования и акустическим признакам, выделении звука среди слогов и слов и при дифференциацию звуков [С] и [Ш]; - нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных; - нарушения в слоговой структуре слова: нарушение количества слогов (сокращение (пропуск) слога, пропуск слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных); нарушение последовательности слогов в слове; искажение структуры отдельного слога; уподобление слогов; антиципация.
Данные результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о вторичности дефекта нарушения фонематического восприятия на фоне патологической симптоматики в артикуляционном аппарате.
Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили определить направление коррекционной работы по формированию фонематического восприятия в обследуемой группе детей старшего дошкольного возраста. Коррекционная работа была направлена на развитие моторных навыков, коррекцию звукопроизношения. Для коррекции выявленных у исследуемой группы нарушений запланированы индивидуальные и фронтальные занятия. В течение 22 недель эксперимента благодаря совместной работе воспитателя, логопеда и родителей были реализованы два проекта по играм-драматизациям: кукольный театр «Аленький цветочек» и спектакль «Приключения Буратино».
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует об улучшении общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР, положительной динамике в развитии мелкой моторики пальцев, артикуляционной моторики. Также улучшилась динамическая организация движений, мимическая моторика, звукопроизношение и фонематическое восприятие детей.
Полученные данные позволяют сделать вывод о правильности выбранного маршрута и методов коррекции.
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям : сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 381 с.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учеб.-метод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 48 с.
4. Антипов, Д. С. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. С. Антипов, Ю. И. Родин // Современные проблемы науки и образования. - 2003. - № 6. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871157 (дата обращения: 11.07.2020).
5. Бастан, У. Н. Проявление нарушений фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня / У. Н. Бастан // Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 69-74.
6. Белоус, Е. Н. К проблеме структуры фонематического слуха / Е. Н. Белоус // Образование и наука. - 2009. - № 10 (67). - С. 122-128.
7. Белякова, Л. И Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 165 с.
9. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - Москва : Педагогика,1990. - 184 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2001. - 368 с.
11. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука : избр. психол. тр. / П. Я. Гальперин. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - С. 317-376.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи: современные тенденции специальной педагогики и психологии / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2003. - 83 с.
14. Дурнева, И. Е. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием / И. Е. Дурнева, Е. В. Минаева, Н. В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 16. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27240 (дата обращения: 12.04.2020).
15. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Сфера, 1996. - 123 с.
16. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2010. - 64 с.
...