Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №94119

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей в
норме 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи III уровня 14
1.3 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1 Организация и принципы констатирующего эксперимента 28
2.2 Методика проведения констатирующего эксперимента 32
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1 Теоретическое обоснование, организация, принципы и направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи III уровня 56
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77

Актуальность исследования: вопрос развития и коррекции фонематических процессов подробно описывается в отечественной и зарубежной логопедии. Нарушение фонематического восприятия может выступать как первичным дефектом, так и вторичным, но в обоих случаях напрямую связано с формированием нормативного звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи и, как следствие, с обучением чтению и письму. В настоящее время большой процент посещающих специализированные логопедические группы, составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня. Именно поэтому формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных логопедических задач. В старшем дошкольном возрасте нарушение фонематического восприятия может значительно осложнить обучение грамоте и подготовку к школе. Именно поэтому работа по коррекции данных нарушений должна быть комплексной и последовательной.
Изучением проблемы формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста занимались Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Существуют различные подходы к описанию таких процессов, как «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», однако авторы единогласно отмечают важную роль целенаправленной логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений фонематического восприятия на этапе подготовки к школе.
Проблема исследования связана с изучением специфики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и условиями его эффективного развития.
Объект исследования: состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования: процесс логопедической работы по развитию общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать, подобрать и апробировать содержание работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести исследования состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проанализировать результаты исследования и разработать план коррекции выявленных нарушений.
3. Подобрать и апробировать содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Предполагается, что развитие
фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее при условиях:
• Учета структуры и механизмов речевого дефекта;
• Применения индивидуального дифференцированного подхода;
• Включения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы логопеда.
Методологической основой исследования явились положения:
• о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева); 6
• о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
• о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Работа проводилась на базе учреждения: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Свободный.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения научно-методической литературы по проблеме развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявлено, что в отечественной логопедии нет единого определения понятия «фонематическое восприятия». Также существуют противоречия при описании особенностей формирования данного процесса в различные периоды развития ребенка. Однако все авторы сходятся во мнении, что данный процесс обусловлен наличием способности слышать, различать слова и выделять близко звучащие фонемы. Фонематическое восприятие опосредовано навыками анализа и синтеза собственной речи и речи взрослых, поэтому недостаточность форсированности данных процессов сказывается на произношении ребенка.
Описывая психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, отечественные логопеды указывают на несформированность всех компонентов речи. При этом отмечаются отдельные проблемы звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, ритмической структуры, и, как следствие, нарушение формирования ВПФ. Также для детей данной категории характерна бедность экспрессивной речи на фоне высокого уровня понимания речи.
В процессе исследования состояния моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были использована методика Н. М. Трубниковой.
В результате анализа проведенных диагностик выяснилось, что развитие перечисленных речевых и неречевых функций у большинства воспитанников находится на среднем и низком уровне развития. Детей с высоким уровнем в группе обследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией всего 5. Установлено, что у обследованных детей нет нарушений в распознавании отдельных фонем, однако существуют трудности при различении фонем, близких по месту и способу образования и акустическим признакам, выделении звука среди слогов и слов и при дифференциацию звуков [С] и [Ш]; - нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных; - нарушения в слоговой структуре слова: нарушение количества слогов (сокращение (пропуск) слога, пропуск слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных); нарушение последовательности слогов в слове; искажение структуры отдельного слога; уподобление слогов; антиципация.
Данные результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о вторичности дефекта нарушения фонематического восприятия на фоне патологической симптоматики в артикуляционном аппарате.
Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили определить направление коррекционной работы по формированию фонематического восприятия в обследуемой группе детей старшего дошкольного возраста. Коррекционная работа была направлена на развитие моторных навыков, коррекцию звукопроизношения. Для коррекции выявленных у исследуемой группы нарушений запланированы индивидуальные и фронтальные занятия. В течение 22 недель эксперимента благодаря совместной работе воспитателя, логопеда и родителей были реализованы два проекта по играм-драматизациям: кукольный театр «Аленький цветочек» и спектакль «Приключения Буратино».
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует об улучшении общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР, положительной динамике в развитии мелкой моторики пальцев, артикуляционной моторики. Также улучшилась динамическая организация движений, мимическая моторика, звукопроизношение и фонематическое восприятие детей.
Полученные данные позволяют сделать вывод о правильности выбранного маршрута и методов коррекции.



1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям : сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 381 с.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учеб.-метод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 48 с.
4. Антипов, Д. С. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. С. Антипов, Ю. И. Родин // Современные проблемы науки и образования. - 2003. - № 6. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871157 (дата обращения: 11.07.2020).
5. Бастан, У. Н. Проявление нарушений фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня / У. Н. Бастан // Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 69-74.
6. Белоус, Е. Н. К проблеме структуры фонематического слуха / Е. Н. Белоус // Образование и наука. - 2009. - № 10 (67). - С. 122-128.
7. Белякова, Л. И Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 165 с.
9. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - Москва : Педагогика,1990. - 184 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2001. - 368 с.
11. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука : избр. психол. тр. / П. Я. Гальперин. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - С. 317-376.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи: современные тенденции специальной педагогики и психологии / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2003. - 83 с.
14. Дурнева, И. Е. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием / И. Е. Дурнева, Е. В. Минаева, Н. В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 16. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27240 (дата обращения: 12.04.2020).
15. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Сфера, 1996. - 123 с.
16. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2010. - 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ