ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 7
1.1 Закономерности формирования фонетико-фонематической стороны
речи у детей в норме 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
дизартрии 11
1.3 Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи 13
1.4 Организация работы логопедического пункта дошкольного
образовательного учреждения 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 21
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего этапа эксперимента .. 21
2.2 Анализ результатов изучения моторной сферы у детей с
дизартрией 22
2.3 Анализ результатов изучения уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой степенью дизартрии.... 28
2.4 Анализ результатов изучения фонематических процессов у детей с
лёгкой степенью дизартрии 33
2.5 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 38
3.1 Анализ подходов к коррекции стороны речи у детей с лёгкой
степенью дизартрии 38
3.2 Планирование и содержание обучающего эксперимента по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой
степенью дизартрии в условиях логопедического пункта 43
3.3 Цель, задачи и организация контрольного этапа эксперимента и
анализ его результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
Несмотря на широкое распространение дошкольных образовательных организаций для детей с нарушениями речи, не все нуждающиеся дети могут оказаться под целенаправленным логопедическим воздействием. Большинство детей попадается в общеобразовательные детские сады, где можно встретить разнообразный контингент детей. Это могут быть дети как с нормальным развитием, так и с различными нарушениями. Особую группу составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, обусловленным лёгкой степенью дизартрии, отсутствие соответствующей коррекции которого в дальнейшем ведёт к школьной неуспеваемости. Для детей старшего дошкольного возраста решение данной проблемы имеет особый смысл, что обуславливает актуальность исследования.
На сегодняшний день, по данным разных исследователей, отмечается подъем количества детей с речевой патологией из-за различных негативных биологических и социальных факторов. Одним из наиболее часто встречаемых вариантов является лёгкая степень дизартрии.
Вопросы, связанные с изучением детей с лёгкой степенью дизартрии, раскрывались в работах О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Данченко, Р.И. Мартыновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович, О.Г. Приходько, Е. Ф. Архиповой и других авторов.
Объект исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - процесс коррекции фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в условиях логопедического пункта
Цель исследования - на основе методической литературы и данных констатирующего эксперимента разработать наиболее эффективные способы работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в условиях логопедического пункта и оценить их эффективность.
Задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по изучению и формированию фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии;
• экспериментальным путем, выявить уровень
сформированности фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии;
• подобрать методы и приемы коррекционной работы, возможные для применения в условиях логопедического пункта;
• спланировать и провести обучающий эксперимент, направленный на формирование фонетико-фонематических процессов;
• провести контрольный эксперимент и определить эффективность коррекционной работы.
Гипотеза исследования определяется тем, что при лёгкой степени дизартрии недоразвитие моторной сферы, нарушения звукопроизношения и недоразвитие фонематических процессов имеют различную степень выраженности и обусловлены особенностями структуры дефекта. Предполагается, что процесс формирования фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии будет более эффективным в условиях логопедического пункта, если коррекционная работа будет разработана с учетом психолого-педагогических условий:
• учёт структуры речевого дефекта;
• учёт ведущей деятельности.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами:
• теоретический метод (изучение и анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирический метод (педагогические эксперименты, наблюдение);
• количественный и качественный анализ полученных результатов;
• метод сравнения (сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента)
Научная новизна исследования: систематизированы методы, приёмы и упражнения коррекционно-логопедической работы, определены наиболее успешные направления для коррекции фонетико-фонематический стороны речи у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Практическая значимость исследования: совокупность
использованных методы, приёмов и упражнений, позволили наиболее успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В ходе исследования были решены все поставленные задачи. К ним относились: изучение научно-методической литературы по вопросам формирования фонетико-фонематических процессов у дошкольников с лёгкой степенью дизартрии, проведение эксперимента (констатирующего, обучающего и контрольного этапа), и анализ полученных результатов, и определение эффективности коррекционной работы.
Дошкольникам с ФФНР и лёгкой степенью дизартрией помимо нарушений моторного развития характерно недоразвитие большинства компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. В будущем это может привести к вторичным нарушениям письма и чтения, то есть ребенок фактические не готов к процессу обучения грамоте.
Количественный и качественный анализ данных, полученных в результате проведения констатирующего этапа эксперимента, помог определить у обследуемых дошкольников состояние моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов. Были определены задания на определение уровня организации движений (статических и динамических), состояния звукопроизношения и фонематических процессов. При диагностике движений артикуляционного аппарата, были выявлены двигательные нарушения языка и челюсти. Во время диагностики звукопроизношения, было отмечено, что у детей в основном нарушено произношение группы шипящих звуков и соноров, также может встречаться искажённое произношение свистящих звуков. При диагностике фонематических процессов, у детей были выявлены следующие нарушения: неверное определение последовательности звуков в слове, количества звуков, а также их места.
На основе изучения научно-методической литературы, а также проведенного констатирующего этапа эксперимента, были определены условия для формирование фонетико-фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта. К ним относятся: учёт структуры дефекта, учет индивидуальных особенностей (развития мелкой моторики, состояния звукопроизношения, развития фонематических процессов, а также уровень развития высших психических функций), учёт ведущей деятельности.
На основе этих данных была составлена коррекционно-логопедическая работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии. Коррекционно-логопедическая работа включала в себя занятия по развитию моторной сферы: общей, мелкой и артикуляционной моторики; коррекции нарушений звукопроизношения и совершенствованию фонематических процессов. На каждого ребёнка был разработан индивидуальный коррекционный план работы. Занятия включали специальные игры и упражнения.
Для определения эффективности обучающего этапа эксперимента, был проведён контрольный эксперимент. Он включал в себя те же задания, которые были использованы в констатирующем этапе эксперимента. По данным контрольного эксперимента, можно увидеть улучшения в развитии детей. За данный период обучения, дети показали незначительные улучшения, так как для дошкольников с данными нарушениями требуется более длительная систематическая коррекционно-логопедическая работа.
Сопоставительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента подтвердили эффективность, проведенной коррекционно-логопедической работы. Это значит, что выбранные методы, приёмы и обозначенные психолого-педагогические условия по коррекции речевых нарушений были правильно определены. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет [Текст]/ Е.А. Азова, О.О. Чернова.
- М. : ТЦ Сфера, 2018. - 32 с.
2. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей[Текст] / Е. Ф. Архипова - М. : АСТ : Астрель, 2007.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст]/ Е.Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 254 с.
4. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие[Текст] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова.- Москва : МПГУ, 2016. - 104 с.
5. Бадалян Л. О. Невропатология: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» [Текст]/ Л. О. Бадялян. - М. : Просвещение, 1987. - 317 с.
6. Баль Н. Н. Коррекция нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие [Текст]/ Н. Н. Баль, С. П. Хабарова, И. С. Зайцев и др. - Минск : БГПУ, 2009.
- 104 с.
7. Безруких, М. М. Физиология развития ребенка: руководство по возрастной физиологии [Текст]/ М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. - Москва: МПСИ, 2010. - 768 с.
8. Беккер К.-П., Совак М. ЛОГОПЕДИЯ: пер. с нем.[Текст] / К.-П. Беккер, М. Совак - М. : Медицина 1981. - 288 с.
9. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма речи [Текст]/ В. И. Бельтюков. - Москва : Астрель, 1984. - 170 с.
10. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Текст]/ И. Л. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009 - 287 с.
11. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей: Пособие для логопедов[Текст] / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
12. Борозинец Н. M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие[Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.
13. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха [Текст]/ Н. С. Варенцова, Е. М. Колесникова. - Москва : Просвещение, 2004. - 109 с.
14. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика : учеб. пособие для студентов [Текст]/ Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. — М. : АСТ : Астрель, 2005. — 207 с.
15. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст]/ Е. Н. Винарская. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 141 с.
16. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст]/ Е. С. Воеводина. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 44 с.
17. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи [Текст]/ Г. А. Волкова. - СПб.: «Сайма», 1993
18. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика Учеб. для студ. высш. учеб, заведений [Текст]/ Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
...