ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Закономерности освоения навыков звукового анализа у детей с нормой
развития 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи Шуровня 14
1.3. Особенности освоения навыков звукового анализа у детей с легкой
степенью дизартрии 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Цель, задачи, методика и принципы содержания логопедической работы
по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 33
2.2. Результаты обследования состояния моторики у детей с общим
недоразвитием речи Шуровня 37
2.3. Результаты обследования состояния звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 43
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1. Анализ научно-методической литературы и принципы логопедической
работы по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 50
3.2. Организация и содержание логопедической работы по формированию
навыковзвукового анализа у детей экспериментальной группы 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Среди разнообразных нарушений значительную группу составляют дети с общим недоразвитием речи, изучением особенностей формирования речи детей с ОНР и разработкой методик обучения занимались такие ученые, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и другие.
Наиболее стойкие нарушения наблюдаются в формировании фонетической и фонематической стороны, лексико- грамматических категорий, слоговой структуры, связной речи.
Данное нарушение находит свое недоразвитие в формировании фонематического слуха, навыках звукового анализа и синтеза слов.
Вопрос о формировании навыка звукового анализа занимает большое место в исследованиях разных ученых. Многие аспекты разрабатывали в своих трудах большое количество педагогов и психологов, как например, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Г.А.Каше, Р.И.Левина, Л.К.Назарова, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Т.Б.Филичева и другие.
Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В норме к 5-6 годам фонематический слух уже полностью формируется. В этом возрасте у детей сформировано звукопроизношение, за исключением соноров, речь не имеет аграмматизмов, ребенок самостоятельно может провести простой звуковой анализ слов, выделить звук из слова, определить порядок и количество их в словах.
У детей с общим недоразвитием речи звуковой анализ естественным путем не формируется и требует комплексной логопедической работы, которая будет направлена на исследование особенностей формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также на целенаправленную коррекцию данных процессов.
В связи с этим для полноценного развития фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры, необходима работа по формированию навыков звукового анализа, поэтому тема данного исследования является актуальной.
Цель: теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня и оценить ее эффективность.
Объект: состояние навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: процесс формирования навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня, должно включать в себя работу по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, и осуществляться поэтапно.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речи Ш уровня;
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
3. Определить принципы, организацию и методику содержания логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Провести формирующий эксперимент и оценить эффективность логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях формирования фонематического восприятия и навыков звукового у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ диагностики состояния речевых и неречевых функций, могут служить практическим целям при составлении перспективного плана работы с дошкольниками собщим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключалась в определении содержания логопедической работы по развитию навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, уточнении направлений работы и профилактики нарушений письменной речи, что в дальнейшем позволяет успешнее готовить детей данной категории к школьному обучению.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, беседа.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - комбинированного вида № 271, Октябрьский район, г. Екатеринбург, улица Главная 28-а.
Проанализировав, научно-методическую литературу по теме исследования мы пришли к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи звуковой анализ и синтез не формируется спонтанно и самостоятельно. Для его формирования требуется специальная коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие фонематических процессов, лексико¬грамматической стороны речи, слоговой структуры, связной речи.
Дошкольникам с общим недоразвитием речи необходима коррекция навыков формирования навыков звукового анализа, синтеза и фонематического слуха, поэтому работа была направлена наформирование навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе работы были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речи, проведен констатирующий эксперимент и проанализированыего результаты, определены принципы, организация и содержание логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, проведен формирующий эксперимент и анализ эффективности логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая и методическая литература позволила проанализировать данные, которые позволили определить, что звуковой анализ является основой речевой системы, который позволяет выделять и различать фонемы в слове и определять звуковой состав слова. Таким образом, можно сделать вывод, что от сформированности звукового анализа зависит развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование фонематической стороны речи и лексико-грамматической, навык чтения и письма, высших психических функций.
Во второй главе были определены основные принципы организации исследования: определена структура и поэтапность исследования, а также сделана выборка испытуемых. Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - комбинированного вида № 271,города Екатеринбурга.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 5 -6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии.
Анализ речевых нарушений проводился с учетом следующих принципов: общедидактические принципы: научности; доступности; наглядности; системности, последовательности; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода, дифференцированного подхода, этиопатогенетический принцип, онтогенетический, учета личностных особенностей и принцип обходного пути. Процедура обследования была проведена на основе учебно-методического пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубниковой и методике исследования фонематических процессов на основе диагностических методик различных авторов Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой, и др.
У всех дошкольников были выявлены нарушения общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, наблюдались полиморфные дефекты звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, следовательно, не достаточная сформированность звукового анализа и синтеза.
Основываясь на данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для детей данной группы, был разработан план коррекционной работы. Реализация данной программы проходила в течение девяти недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий. Эксперимент позволил выявить положительную динамику у участников экспериментальной группы. Обучающиеся стали более уверенно и точно выполнять предложенные задания, у них значительно улучшился фонематический слух и восприятие. Уровень развития звукового анализа стал немного выше, была заметна динамика работы в операциях на выделение звуков из слов.
В целом у детей повысился уровень речевой базы, наблюдалась динамика развития на всех уровнях речевой системы, в связи с этим мы можем сказать, что проведенная работа была эффективна. На данном этапе работа по формированию навыков звукового анализа еще не закончена, необходимо продолжать работать с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией по данному направлению. Результаты, которые были получены в ходе работы, можно применить в коррекционном и учебно¬воспитательном процессе с целью формирования и развития звукового анализа у обучающихся дошкольного возраста с дизартрией. Перспективой дальнейшей разработки проблемы является составление перспективно¬тематического плана и системы занятий по коррекции звукового анализа у детей дошкольного возраста с дизартрией.
1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед: пол.справ. / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. - Москва :Эксмо,2007. - 496 с.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е.Агранович. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 48 с.
3. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников :практ. пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс,2009. - 110 с.
4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб.пособие для студентоввысш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей :чеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ:Астрель, 2006. - 319 с.
6. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - Москва: Парадигма, 2010. - 96 с.
7. Бардышева, Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий 2003, 2015. - 264 с.
8. Беккер, К. П.Логопедия / К.-П. Беккер, М. Совак ; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - Москва : Медицина, 1983. - 288 с.
9. Белова-Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошколь-ного возраста с недоразвитием речи / Р. А. Белова-Давид//Нарушение речи у дошкольников : сб. ст. / сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. - Москва : Просвещение, 1969. - С. 32-81.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб.пособие для пед. ин-тов/ А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
11. Варенцова, Н. С.Развитие фонематического слуха у дошкольников : опор.конспекты занятий / Н. С. Варенцова. -Москва :АКАЛИС, 1997. - 38 с.
12. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка :кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 223 с.
13. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - Москва : Педагогика, 1990. - 184 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия как специальная педагогическая наука / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова// Логопедия : учеб.для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова[и др.];под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -Москва : ВЛАДОС, 2008. - С. 24-30.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выгот-ский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 224 с.
16. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи : метод.рекомендации для воспитателей / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : [б. и.], 1992. - 59 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 472 с.
18. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада : пособие для воспитателя дет.сада / В.В. Гербова. - Москва : Просвещение, 1983.- 144 с.
...