Логопедическая работа по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Закономерности освоения навыков звукового анализа у детей с нормой
развития 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи Шуровня 14
1.3. Особенности освоения навыков звукового анализа у детей с легкой
степенью дизартрии 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Цель, задачи, методика и принципы содержания логопедической работы
по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 33
2.2. Результаты обследования состояния моторики у детей с общим
недоразвитием речи Шуровня 37
2.3. Результаты обследования состояния звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 43
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1. Анализ научно-методической литературы и принципы логопедической
работы по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 50
3.2. Организация и содержание логопедической работы по формированию
навыковзвукового анализа у детей экспериментальной группы 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
1.1. Закономерности освоения навыков звукового анализа у детей с нормой
развития 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи Шуровня 14
1.3. Особенности освоения навыков звукового анализа у детей с легкой
степенью дизартрии 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Цель, задачи, методика и принципы содержания логопедической работы
по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 33
2.2. Результаты обследования состояния моторики у детей с общим
недоразвитием речи Шуровня 37
2.3. Результаты обследования состояния звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 43
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1. Анализ научно-методической литературы и принципы логопедической
работы по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи Шуровня 50
3.2. Организация и содержание логопедической работы по формированию
навыковзвукового анализа у детей экспериментальной группы 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Среди разнообразных нарушений значительную группу составляют дети с общим недоразвитием речи, изучением особенностей формирования речи детей с ОНР и разработкой методик обучения занимались такие ученые, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и другие.
Наиболее стойкие нарушения наблюдаются в формировании фонетической и фонематической стороны, лексико- грамматических категорий, слоговой структуры, связной речи.
Данное нарушение находит свое недоразвитие в формировании фонематического слуха, навыках звукового анализа и синтеза слов.
Вопрос о формировании навыка звукового анализа занимает большое место в исследованиях разных ученых. Многие аспекты разрабатывали в своих трудах большое количество педагогов и психологов, как например, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Г.А.Каше, Р.И.Левина, Л.К.Назарова, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Т.Б.Филичева и другие.
Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В норме к 5-6 годам фонематический слух уже полностью формируется. В этом возрасте у детей сформировано звукопроизношение, за исключением соноров, речь не имеет аграмматизмов, ребенок самостоятельно может провести простой звуковой анализ слов, выделить звук из слова, определить порядок и количество их в словах.
У детей с общим недоразвитием речи звуковой анализ естественным путем не формируется и требует комплексной логопедической работы, которая будет направлена на исследование особенностей формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также на целенаправленную коррекцию данных процессов.
В связи с этим для полноценного развития фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры, необходима работа по формированию навыков звукового анализа, поэтому тема данного исследования является актуальной.
Цель: теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня и оценить ее эффективность.
Объект: состояние навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: процесс формирования навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня, должно включать в себя работу по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, и осуществляться поэтапно.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речи Ш уровня;
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
3. Определить принципы, организацию и методику содержания логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Провести формирующий эксперимент и оценить эффективность логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях формирования фонематического восприятия и навыков звукового у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ диагностики состояния речевых и неречевых функций, могут служить практическим целям при составлении перспективного плана работы с дошкольниками собщим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключалась в определении содержания логопедической работы по развитию навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, уточнении направлений работы и профилактики нарушений письменной речи, что в дальнейшем позволяет успешнее готовить детей данной категории к школьному обучению.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, беседа.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - комбинированного вида № 271, Октябрьский район, г. Екатеринбург, улица Главная 28-а.
Наиболее стойкие нарушения наблюдаются в формировании фонетической и фонематической стороны, лексико- грамматических категорий, слоговой структуры, связной речи.
Данное нарушение находит свое недоразвитие в формировании фонематического слуха, навыках звукового анализа и синтеза слов.
Вопрос о формировании навыка звукового анализа занимает большое место в исследованиях разных ученых. Многие аспекты разрабатывали в своих трудах большое количество педагогов и психологов, как например, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Г.А.Каше, Р.И.Левина, Л.К.Назарова, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Т.Б.Филичева и другие.
Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В норме к 5-6 годам фонематический слух уже полностью формируется. В этом возрасте у детей сформировано звукопроизношение, за исключением соноров, речь не имеет аграмматизмов, ребенок самостоятельно может провести простой звуковой анализ слов, выделить звук из слова, определить порядок и количество их в словах.
У детей с общим недоразвитием речи звуковой анализ естественным путем не формируется и требует комплексной логопедической работы, которая будет направлена на исследование особенностей формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также на целенаправленную коррекцию данных процессов.
В связи с этим для полноценного развития фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры, необходима работа по формированию навыков звукового анализа, поэтому тема данного исследования является актуальной.
Цель: теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня и оценить ее эффективность.
Объект: состояние навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: процесс формирования навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня, должно включать в себя работу по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, и осуществляться поэтапно.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речи Ш уровня;
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
3. Определить принципы, организацию и методику содержания логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Провести формирующий эксперимент и оценить эффективность логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях формирования фонематического восприятия и навыков звукового у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ диагностики состояния речевых и неречевых функций, могут служить практическим целям при составлении перспективного плана работы с дошкольниками собщим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключалась в определении содержания логопедической работы по развитию навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, уточнении направлений работы и профилактики нарушений письменной речи, что в дальнейшем позволяет успешнее готовить детей данной категории к школьному обучению.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, беседа.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - комбинированного вида № 271, Октябрьский район, г. Екатеринбург, улица Главная 28-а.
Проанализировав, научно-методическую литературу по теме исследования мы пришли к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи звуковой анализ и синтез не формируется спонтанно и самостоятельно. Для его формирования требуется специальная коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие фонематических процессов, лексико¬грамматической стороны речи, слоговой структуры, связной речи.
Дошкольникам с общим недоразвитием речи необходима коррекция навыков формирования навыков звукового анализа, синтеза и фонематического слуха, поэтому работа была направлена наформирование навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе работы были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речи, проведен констатирующий эксперимент и проанализированыего результаты, определены принципы, организация и содержание логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, проведен формирующий эксперимент и анализ эффективности логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая и методическая литература позволила проанализировать данные, которые позволили определить, что звуковой анализ является основой речевой системы, который позволяет выделять и различать фонемы в слове и определять звуковой состав слова. Таким образом, можно сделать вывод, что от сформированности звукового анализа зависит развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование фонематической стороны речи и лексико-грамматической, навык чтения и письма, высших психических функций.
Во второй главе были определены основные принципы организации исследования: определена структура и поэтапность исследования, а также сделана выборка испытуемых. Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - комбинированного вида № 271,города Екатеринбурга.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 5 -6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии.
Анализ речевых нарушений проводился с учетом следующих принципов: общедидактические принципы: научности; доступности; наглядности; системности, последовательности; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода, дифференцированного подхода, этиопатогенетический принцип, онтогенетический, учета личностных особенностей и принцип обходного пути. Процедура обследования была проведена на основе учебно-методического пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубниковой и методике исследования фонематических процессов на основе диагностических методик различных авторов Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой, и др.
У всех дошкольников были выявлены нарушения общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, наблюдались полиморфные дефекты звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, следовательно, не достаточная сформированность звукового анализа и синтеза.
Основываясь на данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для детей данной группы, был разработан план коррекционной работы. Реализация данной программы проходила в течение девяти недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий. Эксперимент позволил выявить положительную динамику у участников экспериментальной группы. Обучающиеся стали более уверенно и точно выполнять предложенные задания, у них значительно улучшился фонематический слух и восприятие. Уровень развития звукового анализа стал немного выше, была заметна динамика работы в операциях на выделение звуков из слов.
В целом у детей повысился уровень речевой базы, наблюдалась динамика развития на всех уровнях речевой системы, в связи с этим мы можем сказать, что проведенная работа была эффективна. На данном этапе работа по формированию навыков звукового анализа еще не закончена, необходимо продолжать работать с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией по данному направлению. Результаты, которые были получены в ходе работы, можно применить в коррекционном и учебно¬воспитательном процессе с целью формирования и развития звукового анализа у обучающихся дошкольного возраста с дизартрией. Перспективой дальнейшей разработки проблемы является составление перспективно¬тематического плана и системы занятий по коррекции звукового анализа у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Дошкольникам с общим недоразвитием речи необходима коррекция навыков формирования навыков звукового анализа, синтеза и фонематического слуха, поэтому работа была направлена наформирование навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе работы были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речи, проведен констатирующий эксперимент и проанализированыего результаты, определены принципы, организация и содержание логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, проведен формирующий эксперимент и анализ эффективности логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая и методическая литература позволила проанализировать данные, которые позволили определить, что звуковой анализ является основой речевой системы, который позволяет выделять и различать фонемы в слове и определять звуковой состав слова. Таким образом, можно сделать вывод, что от сформированности звукового анализа зависит развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование фонематической стороны речи и лексико-грамматической, навык чтения и письма, высших психических функций.
Во второй главе были определены основные принципы организации исследования: определена структура и поэтапность исследования, а также сделана выборка испытуемых. Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - комбинированного вида № 271,города Екатеринбурга.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 5 -6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии.
Анализ речевых нарушений проводился с учетом следующих принципов: общедидактические принципы: научности; доступности; наглядности; системности, последовательности; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода, дифференцированного подхода, этиопатогенетический принцип, онтогенетический, учета личностных особенностей и принцип обходного пути. Процедура обследования была проведена на основе учебно-методического пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубниковой и методике исследования фонематических процессов на основе диагностических методик различных авторов Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой, и др.
У всех дошкольников были выявлены нарушения общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, наблюдались полиморфные дефекты звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, следовательно, не достаточная сформированность звукового анализа и синтеза.
Основываясь на данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для детей данной группы, был разработан план коррекционной работы. Реализация данной программы проходила в течение девяти недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий. Эксперимент позволил выявить положительную динамику у участников экспериментальной группы. Обучающиеся стали более уверенно и точно выполнять предложенные задания, у них значительно улучшился фонематический слух и восприятие. Уровень развития звукового анализа стал немного выше, была заметна динамика работы в операциях на выделение звуков из слов.
В целом у детей повысился уровень речевой базы, наблюдалась динамика развития на всех уровнях речевой системы, в связи с этим мы можем сказать, что проведенная работа была эффективна. На данном этапе работа по формированию навыков звукового анализа еще не закончена, необходимо продолжать работать с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией по данному направлению. Результаты, которые были получены в ходе работы, можно применить в коррекционном и учебно¬воспитательном процессе с целью формирования и развития звукового анализа у обучающихся дошкольного возраста с дизартрией. Перспективой дальнейшей разработки проблемы является составление перспективно¬тематического плана и системы занятий по коррекции звукового анализа у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим
недоразвитием речи Шуровая
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022





