ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА В ТВОРЧЕСТВЕ МОПАССАНА
7
1.1. Аспекты изучения новеллистики Мопассана в отечественном
литературоведении 7
1.2. Вопросы изучения зарубежной новеллистики в средней школе (на примере
творчества Ги де Мопасана) 11
1.3. Развитие психологического сюжета в новелле Мопассана «Лунный свет» 18
ГЛАВА 2. ТЕМЫ И ОБРАЗЫ НОВЕЛЛИСТИКИ МОПАССАНА 30
2.1. Тема материнства и детства в новеллах «Ребенок» и «В полях» 30
2.2. Тема искусства и образы Средиземноморья в цикле новелл «Бродячая
жизнь» 35
2.3. Методическая разработка урока по циклу новелл «Бродячая жизнь» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Переход системы образования в начале XXI века на предпрофильное и профильное обучение требует от современной школы разработки новых подходов к методике преподавания литературы. Все это диктует необходимость изучения классики русской и зарубежной литературы на всех ступенях школьного образования. В связи с введением в российской системе образования новых образовательных стандартов - «ФГОС. Средняя школа. 5-9 классы» и «ФГОС. Старшая школа. 10-11 классы» существенно более серьезными стали требования к содержанию литературного образования школьников, с одной стороны, но, с другой стороны, расширились возможности преподавателей литературы в выборе учебного материала и формах работы с ним.
Учителя литературы стремятся обогатить и разнообразить содержание школьного курса литературы, сделать его более привлекательным для ученика, включая в программы имена авторов, чьи произведения ранее не изучались.
В связи с этим все большее значение обретает школьное изучение малой прозы. Малой прозой традиционно называют прозаические произведения, объем которых отличается от масштабных жанров, таких как роман. В школьном курсе литературы малая проза в основном представлена рассказами русских писателей, например, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. Бунина. Новелла как жанр в настоящее время лишь эпизодически появляется в школьных учебно-методических комплексах по литературе. Проведя анализ стандартов школьного литературного образования, учебников и учебных пособий для школьников и учителей, я обнаружила недостаточное внимание к этому жанру. Жанр новеллы, традиционный для западноевропейской и американской литературы, в малой степени представлен в программах; целый пласт новеллистики Э.Т.А. Гофмана, Э. По, П. Мериме, Ги де Мопассана остается без достойного внимания в школе. Полагаю, что изучение зарубежной литературы — это значимая часть школьного литературного образования. Особенно актуально ее преподавание в связи с активизацией проблемы межкультурной коммуникации в современном литературоведении. И школьное изучение западноевропейской новеллы может способствовать расширению кругозора учащихся, развитию литературоведческих умений и навыков, воспитанию компетентной и грамотной личности.
Объектом изучения в работе станет малая проза Ги де Мопассана. Французский писатель известен благодаря романному творчеству («Жизнь», «Монт-Ориоль», «Милый друг»), но самым ценным в большом и ярком литературном наследии Мопассана являются его психологические новеллы, исследующие состояние современного писателю общества.
Творчество писателя достаточно полно исследовано в отечественной науке. Образы природы в новеллистике Мопассана анализируются в статьях Ж. В. Соколовской, И. А. Геллера. Философские и психологические особенности новеллистики Мопассана анализируются в переводных статьях Ж. Салем и работах Л. Ю. Коршуновой. Различным аспектам изучения творчества Мопассана в школе посвящены работы И. А. Агаповой, Н. Бачуриной, И. Л. Золотаревой, Л. П. Персановой, М. Чудаковой, Е. Ф. Шефер. Большой корпус работ был написан в конце ХХ века, и в изменившихся общественных и образовательных условиях, на наш взгляд, требуются более активное вовлечение зарубежной прозы в школьную программу и новые разработки методики преподавания новеллистики Мопассана в школе.
Знакомство учащихся с прозой Мопассана позволит учащимся изучить историю и теорию жанра новеллы, а в дальнейшем сравнить новеллы Мопассана с новеллами О. Уайльда, рассказами Д. Лондона, и русских писателей: И. Бунина, А. Чехова, А. Грина, А. Платонова и др.
Нравственная проблематика прозы Мопассана способны оказать влияние на внутренний мир ученика, что особенно важно в период созревания личности в современном обществе, когда нередко смещаются духовные ориентиры. Сюжеты французского классика должны побуждать школьников задуматься о поведении своем и окружающих. Поэтому прозу писателя нужно изучать «со школьной скамьи». Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена вниманием исследователей к творчеству Мопассана, высоким образовательным и нравственным потенциалом малой прозы писателя и необходимость разработать современную методику изучения новеллистики в школе.
Объект исследования - новеллистика Ги де Мопассана.
Предмет исследования - методика анализа и изучения психологической новеллы Мопассана в школе.
Цель работы - разработать методику анализа новелл Ги де Мопассана для изучения произведений писателя на уроках литературы в 5-9 классах.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1. Уточнить аспекты изучения новеллистики Мопассана в отечественной науке.
2. Сформировать представление о месте зарубежной новеллистики в современном школьном курсе литературы.
3. Проанализировать «Лунный свет» Мопассана как психологическую новеллу;
4. Изучить тематическую и образную специфику в новеллах из цикла «Бродячая жизнь», «Ребенок», «В полях»;
5. Разработать конспект урока по изучению психологической новеллы на примере новелл из цикла «Бродячая жизнь» Мопассана для 9 класса.
Новизна заключается в том, что в работе предлагается методика анализа и изучения новеллы Ги де Мопассана в школе новеллы с учетом современных требований образовательного стандарта.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной методики не только при изучении прозы Мопассана, но и при знакомстве школьников с произведениями других писателей - новеллистов.
В работе использованы сравнительно-исторический и системно-структурный методы исследования. В качестве методологической базы мы опирались на труды, посвященные теории и истории жанра новеллы (Е. М. Мелетинский, Б. Эйхенбаум, М. Эпштейн), на работы, исследующие творчество Мопассана (Т. Л. Вульфович, Ю.И. Данилина, Н. П. Михальской, И. Лилеевой, А. И. Пузикова, З. М. Потаповой), на работы по методике преподавания литературы (В.Г. Маранцман, Е.Ф. Шефер и др.).
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, списка использованной литературы.
На основании проведенных нами исследований, мы можем прийти к следующим выводам:
К сожалению, хотя многие учителя литературы стремятся разнообразить содержание школьного курса литературы, сделать его более привлекательным для ученика, в современных школьных программах новелле Мопассана уделяется мало времени и внимания.
Но нам бы хотелось отметить одну своеобразную особенность новелл Мопассана. Это умение оставить в душе читателя беспокойство, чувство недоумения, сомнения, тревожащий вопрос. Новелла прочитана до конца, всё происходящее в ней вроде понятно, понятен облик и мотивы ее персонажей. Но какой-то тайный смысл заставляет задуматься. Постоянной задачей Мопассана было принудить читателя размышлять. Что также постоянно пытаются сделать на уроках литературы наши педагоги. Цель писателя «вовсе не в том, чтобы рассказать нам какую-нибудь историю, позабавить или растрогать нас, но в том, чтобы заставить нас мыслить. У объективной манеры Мопассана два смысла: один - наружный, очевидный, достояние ленивого читателя; другой глубокий и скрытый смысл, своего рода тайнопись».
И вот эта особенность очень может пригодиться на уроках литературы при разработке методики преподавания новеллистики Мопассана в школе. Важным является подача изучения этого материала в школе, то есть подход с воспитательной и познавательной точек зрения. Как оживить урок литературы, поддержать интерес к предмету? По произведениям Мопассана можно провести самые различные виды нестандартных уроков: урок-суд, урок-заочная экскурсия, урок - путешествие в прошлое, урок-диспут и т.д.
Также, на данный момент, после анализа читательских интересов детей из класса, где проходила преддипломная практика, выяснилось, что читать дети любят, но короткие истории с неожиданным финалом, такие, которые сейчас во множестве публикуют в группах социальных сетей. К тому же дети увлекаются написанием подобных историй, сочинением «фанфиков». Новелла по своей структуре напоминает небольшие забавные истории, поэтому вполне возможно попробовать написать сочинение-новеллу или сочинение - продолжение новеллы.
При подробном анализе новелл Мопассана мы нашли много совпадений с произведениями русских писателей, таких как И. Бунин, И. Тургенев. Увидели, что большую роль в его новеллах играет рассказчик. Рассказчик придает повествованию живой характер, помогает создать впечатление достоверности того, о чём говориться. Писатель никогда не подчеркивает свою солидарность с рассказчиком. Но вполне можно понять, какие мысли и идеи разделяет автор, а какие нет.
Обязательно нужно заострить внимание учащихся, что большую роль в композиции новел Мопассана играет развязка. Она всегда неожиданная. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её. И на этой особенности также можно построить урок, который должен заинтересовать детей. Например, написать сочинение, придумать своё окончание новеллы (так называемые «фанфики», написанием которых сейчас увлекаются подростки).
Мопассану свойственно давать обобщенные портретные характеристики. Но иногда он обращает внимание на одну деталь, очень существенную для данного человека. Так, в новелле «Вендетта» о внешности старухи не сказано ничего, кроме того, что она простерла над трупом своего сына морщинистую руку. Эта морщинистая рука - один из типичных признаков старости. Чаще всего внешний вид персонажа выражает состояние его души, его характер. Часто пользуется Мопассан портретами-гротесками, портретами-карикатурами. В них нет ничего лишнего, кроме выразительных деталей, остроумных сравнений.
Изучая психологическую новеллу Ги де Мопассана, ученики приобретают возможность составить грамотное сравнение отечественной и зарубежной литературы, приобретают опыт более полной и глубокой работы с произведением. Индивидуальный подход к анализу прозы данного типа в школе определяется не только необходимостью знаний культуры родной страны, но и возможностью воспитать в ребенке способность ориентироваться в способах выражения авторской мысли, понимание влияния истории на писателей, формирование критического взгляда при изучении и сопоставлении нескольких произведений одного или более авторов.
1. Агапова, И. А. Мопассан и его герои: сценарий / И. А. Агапова, М. А. Давыдова // Тематические игры и праздники по литературе: метод. пособие для учителя. - Москва : Новая школа, 2004. - С. 142 - 152.
2. Андреев, Л. Г. История зарубежной литературы конца Х1Х - начала ХХ века: учебник для филологических факультетов университетов. - Москва : Высшая школа, 1978. - 472 с.
3. Балашов, В. Французская новелла ХХ века / В. Балашов, Т. Балашова. - Москва : Художественная литература, 1976. - 574 с.
4. Бачурина, Н. Ги де Мопассан: биография и творчество. Квантование текста с заданиями в тестовой форме: к урокам литературы в 10 классе / Н. Бачурина // Педагогическая диагностика. - 2015. - № 2. - С. 99 - 104.
5. Бент, M. И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция, типология. / М. И. Бент. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 342 с.
6. Бунин, И. А. Деревня : повести и рассказы / И. А. Бунин. - Москва : Художественная литература, 1981. - 320 с.
7. Бунин, И. А. Освобождение Толстого. О Чехове. Воспоминания. Дневники. Статьи / И. Бунин. - Москва : Художественная литература, 1988. - 196 с.
8. Вульфович, Т. Л. Живые страницы классики : зарубежная литература : из опыта школьных уроков : методические разработки / Т. Л. Вульфович. - Калининград : Калининградское книжное издательство, 2003. -336 с.
9. Вульфович, Т. Л. Творчество Мопассана / Т. Л. Вульфович. - Москва : Высшая школа, 1962. - 49 с.
10. Гасымова, С. Д. Типологическая общность в новеллистике Г. Мопассана, А. Чехова, и С. Цвейга / С. Д. Гасымова // Вопросы лингвистики и литературоведения. - 2009. - № 2 (6). - С. 34 - 40.
11. Геллер, Т. А. «Лунный свет» и его функции в новеллах Ги де Мопассана / Т. А. Геллер // Природа: материальное и духовное. Тезисы и доклады Всероссийской научной конференции. - Санкт - Петербург : б.и., 2002. - С. 55 - 56.
12. Данилин, Ю. И. Жизнь и творчество Мопассана / Ю. И. Данилин. - Москва : Художественная литература, 1968. - 256 с.
13. Джером, К. Д. Трое на четырех колесах / Д. К. Джером. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 352 с.
14. Ерофеев, В. В. В лабиринте проклятых вопросов / В. В. Ерофеев. - Москва : Советский писатель, 1990. - 448 с.
15. Ерофеев, В. В. Стилевое выражение этической позиции : стили Чехова и Мопассана / В. В. Ерофеев // Типология стилевого развития XIX века. - Москва : Наука, 1977. - 429 с...