ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Постмодернизм и творчество М.П. Шишкина: теоретический
аспект 7
1.1. Постмодернизм как метод 7
1.2. Категория мотива в теоретическом аспекте 13
1.3. Концепция Эроса / Танатоса в культуре постмодерна 17
Глава II. Характер воплощения концепции эроса - танатоса в романе
М.П. Шишкина «Венерин волос» 22
2.1. Смысл переплетения античных и современных мотивов 22
2.2. Иерархичность мотивов любви и смерти в романе М. Шишкина
«Венерин волос» 28
2.3. Семантика временного и вечного в изображении «римских каникул» 36
Глава III. Поэтика «Письмовника» М. Шишкина 45
3.1. Место «Письмовника в творчестве М. Шишкина: разные взгляды» 45
3.2. Сходства и различия «Венериного волоса» и «Письмовника» в
изображении любви и смерти 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Творчество М.П. Шишкина вызывает большой интерес у любителей литературы в России и за рубежом. Этот писатель вошел в литературный мир опубликовав рассказ «Урок каллиграфии» (1993), который сразу же был замечен критиками (Премия за лучший литературный дебют). В 1999 году получил премию «Глобус» за роман «Взятие Измаила». Он также был дважды лауреатом премии «Большая книга» за романы «Венерин волос» (2006) и «Письмовник» (2011).
Особенностью творчества М. Шишкина как художника является сочетание в его произведениях традиций русской реалистической литературы и элементов постмодернизма, что делает его произведения узнаваемыми и современными.
Актуальность нашей работы определяется попыткой проанализировать мотивы и мотивные комплексы любви и смерти в онтологическом, психологическом и мифопоэтическом аспектах, что в современном литературоведении является еще не вполне решенной задачей. Такой ракурс исследования позволит в свою очередь показать характер изображения истории, определяющейся проявлением вечного во временном.
В романе «Венерин волос» Шишкин показывает, что никакая отдельная человеческая жизнь не может существовать сама по себе, что она является частью чего-то большого и целого, что она имеет смысл.
В романе «Письмовник» также исследуются вечные темы войны и мира.
Концепция Эроса и Танатоса, противостояния жажды любви и неизбежности смерти сквозит в романах М.П. Шишкина «Венерин волос» и «Письмовник».
Творчество М.П. Шишкина исследовали такие ученые, как В.Л. Шунников, Е.М. Тюленева, А.Р. Ингеманссон, С.Н. Лашова, С.П. Оробий и др.
Объект исследования: мотивы любви и смерти в произведениях М. Шишкина «Венерин волос» (2005) и «Письмовник» (2010).
Предмет исследования: мотивные комплексы в романах «Венерин волос» и «Письмовник».
Цель данной работы - показать вечное во временном посредством анализа мотивной многослойности романов.
Задачи работы:
1) Собрать и систематизировать имеющиеся о романах М. Шишкина «Венерин Волос» и «Письмовник» литературоведческие и критические работы;
2) показать свойства «Венериного Волоса» как постмодернистского текста;
3) проявить смысл концепции эроса-танатоса в поэтике романа «Венерин волос» посредством:
а) анализа переплетения античных и современных сюжетов;
б) обнаружения функционального смысла данного переплетения в изображении парадигмы римских каникул;
4) обозначить сходства и различия «Венериного волоса» и «Письмовника» в изображении любви и смерти.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней в качестве инструмента анализа используются понятия эроса - танатоса, которые проявились в творчестве данного писателя.
Теоретико-методологическую базу дипломного сочинения составили работы по теории модернизма (М. Эпштейн, М. Липовецкий, Т.Н. Рыбальченко) и постмодернизма (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Липовецкий и Ч. Джексон); исследования по теории мотива (А.Н. Веселовский, Е.М. Мелитинский, Ю.В. Доманский, Б.М. Гаспаров), а также труды Т.Г. Кучиной, С.Н. Лашовой, О.Е. Минеевой, проделавших большую работу в осмыслении мотивной структуры произведений М. Шишкина.
Большинство исследователей (В.Л. Шунников, Е.М. Тюленева, А.Р. Ингеманссон и др.) однозначно толкуют творчество М.П. Шишкина, как постмодернистское.
В.Л. Шунников отмечает, что в рамках постмодернистского стиля М.П. Шишкину удается совмещать его с реалистическими традициями русской литературы. В монографии «Поэтика «я» - повествования в русской прозе конца XX - начала XXI вв.» Т.Г. Кучина называет многоголосое, «многосубъектное» повествование, в котором партии «я»-повествователей сменяют друг друга в едва заметных флуктуациях речевого потока», главной особенностью художественной организации романов М. Шишкина «Взятие Измаила» и «Венерин волос».
Можно согласиться с мнением Т.Кучиной, которая писала о сквозных мотивах, пронизывающих разные пространствами эпохи в романах М.Шишкина. Биографические сюжеты одних персонажей, развиваются в других историях. Здесь Т.Кучина использовала понятие «ризоматически ветвящиеся мотивные узоры», тем самым подчеркивая постмодернистскую направленность романов М.Шишкина «Венерин волос» и «Письмовник» [Кучина, 2013, c. 88].
Н. Хрящева пишет об особом способе конструирования реальности М.Шишкиным в романе «Венерин волос». Здесь использован художественный прием «о-живания» вещи, который дает возможность созерцания заключенных в вещах сущностей. Хотя этот прием обнаруживается уже у Платонова, Н.Хрящева полагает, что только у М.Шишкина этот прием «виртуозно отшлифован», стал литературной нормой в эпоху постмодерна [Хрящева, 2017, c. 199].
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в практике преподавания современной литературы в старших классах средней школы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Подводя итоги данной работы можно сделать следующие выводы:
Роман «Венерин волос» показывает полифонию времени, безграничность и вместе с тем единство пространства, повторяемость судеб людей, которые жили в разных эпохах. Писатель изображает любовь как вечное, чистое, настоящее чувство, которое выше смерти. Основной мотив произведений - мотив любви. Угасание любви Изольды способствует усилению чувств Толмача. Его любовь настоящая, мир он видит через призму красоты Изольды, но он не хочет быть копией, подделкой. Толмач уходит, но продолжает любить Изольду. Герой сохраняет себя как личность и теряет любовь. В последний приезд в Рим Толмач идет по следам ушедшей любви.
В «Письмовнике» любовь дает надежду Володе, стимул жить и воевать. Саша пишет письма уже умершему возлюбленному, разговаривая с ним, как с живым. Ее любовь не утратилась, именно она помогает героине жить. Вечно то, что написано, запечатлено. В романе идея воскрешения через любовь и слово. Герои часто говорят о точке схода, где после смерти встречаются те, кто любил друг друга. Это произведение о любви, которой не страшны ни время, ни расстояния, ни даже смерть. Вопреки всему, что стоит между ними, герои слышат, чувствуют друг друга. Саша и Володя живут в разные времена, их встреча при жизни не возможна, но Шишкин дает влюбленным шанс обрести друг друга на страницах своего романа.
Мотив одиночества пронизывает оба романа Шишкина. Одиноким легко быть даже в окружении людей. Семья не является гарантом, что тебя услышат и поймут. Саша пишет умершему Володе, Изольда - Тристану. Героини пытаются найти утешение и понимание в прошлом, в любви.
Невероятное везение найти человека, с которым можно быть настоящим, с кем можно поделиться самыми сокровенными мыслями, кто тебя всегда услышит и поймёт. И Саша, и Изольда одиноки. Письма Саши и дневник Изольды - попытка сохранить связь с возлюбленными, сохранить любовь и преодолеть смерть.
Проблематика жизни и смерти является одной из основ таких произведений М.П. Шишкина, как «Венерин волос» и «Письмовник». Несмотря на то, что в самих романах и в различных интервью писателя эти понятия не употребляются, тем не менее, в сюжетных линиях сопоставляются взаимопересекающиеся пространства любви и смерти. Герои данных романов всегда размещаются в определенные измерения, в которых Эрос и Танатос не существуют друг без друга. Разнообразие времен в данных романах служат неявным указанием на наличие некоей магистральной линии, некоего метапространства, которое объединяет такую разрозненность.
В романе М. Шишкина «Венерин волос» в переплетении различных времен возникает определенное предощущение твердой взаимосвязи Эроса и Танатоса. Эрос в качестве бессознательного инстинкта жизни также хаотичен, как и Танатос. Все попытки человека «остановить прекрасное мгновение» заканчиваются исчезновением, мертвыми памятниками, обвитыми венериным волосом. памятниками, обвитыми венериным волосом. Судьбы основных героев романа «Венерин волос» в той или иной степени затрагивают любовь и смерть. Это касается Дафниса и Хлои, а также трагической судьбы бывшего милиционера Анатолия, который пережил войну, чувство любви, смерть матери и сестры. В его жизни любовь и смерть переплетены тесным образом. Судьба Дафниса и Хлои также далека от
идеала и существенно отличается от оригинально версии произведения Лонга.
Роман М.П. Шишкина «Письмовник» по направленности и по стилистике близок к роману «Венерин» волос. В этих произведениях основной мотив - мотив любви и смерти. В указанных романах имеет место определенное единство, в котором традиционализм, с его опорой на мужское и женское начало сосуществует с постмодернистскими условиями разворачивания сюжетных линий. В «Письмовнике» Володя описывает ужасы и бесмысленность войны на фоне своих любовных посылов для Саши. Война и любовь присутствуют в качестве неразрывного единства в сознании Володи и Саши, поскольку предполагается, что она читает его письма.
В контексте романа М. Шишкина «Письмовник» тема смерти раскрывается разнопланово. Идиллически она раскрывается в синонимической связи с темой повторяемости всего в рамках общечеловеческого жизненного цикла. В письме возникает мотив мечты о возможном рождении сына, в детстве которого осуществится идеальное представление об этой поре самого отца. Мечты героя о будущем строятся в соответствии с его собственным детским опытом. Мотив неизбежности смерти в данном письме сочетается с идиллическим мотивом цикличности и повторения человеческой жизни (жизнь героя возобновляется в сыне). На протяжении всей переписки героям хочется верить в возможность осуществления мечты, но автор ведет героев по циклическому пути обретений и утрат показывая замкнутость жизненных циклов, в которых любовь и смерть идут рука об руку.
1. Бабичева, Ю. Г. Специфика художественного метода М. Шишкина (на материале романа «Записки Ларионова») [Текст] / Ю.Г. Бабичева, М.С. Татаринцева // Philology. - 2016. - No 3. - С. 21-23.
2. Бавильский, Д. Шишкин лес [Текст] // Частный корреспондент.
2010. 23 дек. URL: http:// www.chaskor.ru/article/ shishkin_les_19083 .
3. Баль, В. Ю. Гоголевский текст в романе М. Шишкина «Письмовник» [Текст] // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2016. - № 4. - с. 99-114.
4. Барт, Р. Смерть автора [Текст] // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 384-391.
5. Безрукавая, М. В. Романы Шишкина : человек как жизнь и слово [Текст] // Вестник академии знаний. - 2014. - № 3(10). - С. 47-53.
6. Ганин, М. Михаил Шишкин. «Письмовник» : рецензия [Электронный ресурс]. URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/17894/.
7. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. — М., 1994. — С. 30.
8. Ихаб, Хассан. К концепции постмодернизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://culturolog.ru/content/view/2765/.
9. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия [Текст] : эволюция научного мифа. - М. : Интрада, 1998. - 256 с.
10. Ильин, Илья. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М. : Интрада, 1996. - 226 с.
11. Каспэ, И. И слава её венок плела [Текст] // НЛО, 2005.- №75.
12. Красильников, Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе : дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.08 [Текст] / Р. Л. Красильников. - М., 2011. - 544 с.
13. Кучина, Т. Г. Поэтика «я»-повествования в русской прозе конца XX - начала XIX в. : монография; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского». - Ярославль : Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та им. К.Д. Ушинского, 2008. - 270 с.
14. Кучина, Т. Г. Мотивная структура повествования в произведениях Михаила Шишкина // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2013. - №3. С.28-33.
15. Лапина, Е. В. Базовые понятия постмодернистской эстетики [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Литературоведение, журналистика. - 2008. - № 1. - с.56-74...