ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся старшего
дошкольного возраста с дизартрией 12
1.3. Характеристика устной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация и направления исследования 22
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы 23
2.3. Данные обследования звукопроизношения 37
2.4. Результаты обследования фонематических процессов 40
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ПИСЬМА У
ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИХ ДИЗАРТРИЮ 46
3.1. Анализ методической литературы 46
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 53
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИССТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
Изучением дизартрии занимались Е. М. Мастюкова [21], Т. Б. Филичева [34], Е. Н. Винарская [5], Г. А. Каше [13], М. М. Кольцова [14], С. И. Лопатина [19], Р. И. Мартынова [36], Г. В. Чиркина [36] и др.
В настоящее время дизартрия является распространенным нарушением. Многочисленные нарушения звукопроизношения, вызванные недоразвитием моторных функций, влияют на овладение письмом, ребенка с дизартрией. Так как письмо формируется на основе устной речи.
Большая часть предметов школьной программы опирается на процесс письма. Если ребенок не освоил этот навык достаточно, то обучение по другим предметам будет вызывать сложности. Как следствие этого: общая неуспеваемость, низкая самооценка, нежелание учиться.
Предупреждение нарушения письма должно проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями (А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова).
Состояние устной речи предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и к овладению письменной речью.
С точки зрения современной отечественной психологии и дефектологии, письмо - сложная осознанная форма речи и речевой деятельности.
В содержание письма входят процессы зрительного, пространственного и фонематического восприятия, а также двигательные процессы - кинестетической и кинетической природы. (Л. С. Выготский).
При дизартрии наблюдаются разнообразные виды нарушений: нарушения общей и мелкой моторики, просодики, фонематического восприятия, фонетической стороны речи, пространственных представлений, лексико-грамматической стороны речи, связной речи и так далее. (Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, А. Н. Корнев).
Концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи получила развитие в работах отечественных исследователей как Г. А. Каше [13], Р. Е. Левиной [18], Л. Ф. Спировой [36], Г. В. Чиркнной [37], А. В. Ястребовой [39]. Ими разработаны содержание, направления и методы по предупреждению нарушений письма у дошкольников.
Нормативные данные уровня готовности детей к обучению грамоте, разработанные Л. И. Божович [3], А. Р. Лурия [20], Д. Б. Элькониным [38] и другими, требуют хорошего общеречевого развития, приобретения широкой ориентировки в звуковой стороне речи, высокого уровня развития фонематического слуха, достаточного уровня аналитико-синтетической деятельности.
В процессе обучения грамоте многие ученые уделяют особое внимание формированию процессов фонематического слуха и восприятия. Своевременное развитие фонематических процессов гарантирует успешное овладение детьми различных форм письменной речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и др.).
Из этого следует, что проблема профилактики нарушений письма дошкольников с дизартрией относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых.
Объект исследования - состояние предпосылок готовности к обучению письму у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - определение направлений и содержания коррекционной работы, направленной на предупреждение трудностей освоения письма у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление нарушенных предпосылок, лежащих в основе обучения письму.
3. Определить направления и содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение трудностей освоения письма у обучающихся дошкольного возраста с дизартрией.
4. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие теории:
• теория о регулирующей функции речи (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия и др.);
• теория системного подхода в решении коррекционных задач (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.);
• учение о поэтапном формировании умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
• принципы анализа речевой патологии (Р. Е. Левина).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, библиографического списка, 2 приложений.
В настоящее время группа детей, имеющих диагноз дизартрия, является одной из самых многочисленных среди детей, которые имеют нарушения речи.
Анализ результатов констатирующего эксперимента у обучающихся с дизартрией показал, что у исследуемой группы детей отмечаются нарушения в моторной сфере. Для детей с дизартрией характерна моторная неловкость, скованность, недостаточная точность движений, наличие гиперкинезов.
Также следует отметить, что нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в неточных движениях языка, губ, щек, челюсти, что приводит к нарушениям звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения влияют на формирование фонематических процессов.
Основываясь на анализе методической литературы по вопросу предупреждения нарушений письма у детей с ФФНР и дизартрией, были определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы.
Учитывая результаты констатирующего эксперимента был разработан и проведен обучающий эксперимент, в рамках которого проведено 117 индивидуальных занятий и 16 фронтальных занятий в соответствии с календарным планом детского сада.
По окончанию обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого была проведена оценка эффективности проведенной коррекционной работы. Проведя анализ результатов контрольного эксперимента, следует сделать вывод о том, что в рамках обучающего эксперимента удалось повысить уровень сформированности моторики, фонетической стороны речи и фонематических процессов у дошкольников с ФФНР и дизартрией.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 331 с.
2. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - Москва : Астрель, 2007. - 58 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование.) / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 447 с.
4. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений: конспект лекций / Т. С. Будько ; Брест. гос. ун-т. им. А. С. Пушкина - Брест : [б. и.], 2006. - 46 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2006. - 141 с.
6. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1961. - 769 с.
7. Гуровец, Г. В. Психопатология детского возраста: уч. пособие для студентов пед. уч-щ и колледжей / Г. В. Гуровец. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 359 с.
8. Екжанова, Е. А. Речь как реченька: методич. пособие по развитию речи детей старшего возраста / Е. А. Екжанова. - Москва : Дрофа, 2008. - 5 с.
9. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Ефименкова Л. Н, Садовникова И. Н. - Москва : Просвещение, 1972 - 206 с.
10. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963. - №2. - С. 213-227.
11. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Владос, 2000. - 280 с.
12. Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения с фонетикофонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. - 46 с.
13. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с нарушениями речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 186 с.
14. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва : Сов. Россия, 1973. - 160 с.
15. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. - 75 с...