Развитие лексико-грамматических конструкций в структуре преодоления общего недоразвития речи третьего уровня у младших школьников средствами мнемотехники
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В СТРУКТУРЕ
ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1. Становление лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе... 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией 19
1.3. Обзор педагогических технологий по формированию лексикограмматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией, в том числе
средствами мнемотехники 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 30
2.2. Содержание методики исследования состояния сформированности
лексико-грамматических конструкций у младших школьников 31
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 46
3.1. Основные принципы логопедической работы по формированию
лексико-грамматических конструкций средствами мнемотехники у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией 46
3.2. Формирование лексико-грамматических конструкций средствами
мнемотехники у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией 53
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
Обучение ребёнка с общим недоразвитием речи в обычном образовательном учреждении требует совместной и слаженно организованной работы педагога образовательного учреждения, дефектолога или логопеда и, возможно, психолога. Так как зачастую такие дети с началом обучения в коллективе обычной общеобразовательной школы испытывают и ряд психологических трудностей. Программа общеобразовательной школы предполагает постоянную активность ребенка на уроке. Дети часто отвечают устно с места или у доски, а это большой стресс для детей с дефектами речи.
В общеобразовательных школах классы обычно включают большое количество детей: от 20 до 25 человек, что создаёт массу трудностей для ребенка с нарушением речевой сферы. Во-первых, это большая аудитория, перед которой нужно отвечать. Во-вторых, это широкий круг общения. Часто такие дети замыкаются, стесняются, плохо идут на контакт, в связи с тем, что испытывают явный дискомфорт в процессе речевой деятельности. Но проблемы при обучении в массовой школе испытывает не только сам ребёнок с нарушением речи, но и дети, которые учатся с ним в одном классе.
Передразнивание, например, может спровоцировать конфликты в классе, подражание может привести к копированию манеры речи ребёнка, или его способу чтения. Педагог может столкнуться с проявлениями негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых детей. В процессе общения дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишнюю двигательную активность. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема формирования и обогащение лексико-грамматических конструкций занимает важнейшее место в образовании и обучении школьников, а вопрос о содержании лексико-грамматических конструкциях и их развития является одним из актуальных вопросов.
Наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является школьный возраст. Трудности, которые испытывают дети с общим недоразвитием речи при усвоении школьной программы, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом проявляется состоянием лексико-грамматических конструкций.
Лексико-грамматические конструкции являются важнейшей частью языковой системы и обладают огромным общеобразовательным и практическим значением. Взаимосвязь познавательного и речевого развития ребенка очевидна. Речь сопровождает и улучшает познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно-изобразительной, музыкальной, литературной и иных видах деятельности детей. В онтогенезе развитие лексики определено развитием представлений ребенка об окружающем мире. В той степени как ребенок знакомится с новыми явлениями, предметами и признаками предметов, а также их действиями, пополняется и его словарь. Постижение ребенком окружающего мира совершается в ходе речевой и неречевой деятельности при прямом взаимодействии с реальными явлениями и объектами, а также в процессе общения со взрослыми.
Несмотря на то, что в последние годы проводились многочисленные исследования процесса развития лексико-грамматических конструкций школьников, особенности его формирования у детей младшего школьного возраста изучены недостаточно полно.
Следуя вышесказанному можно выделить проблему исследования: недостаточная разработанность понимания и употребления лексикограмматических конструкций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать подбор приемов логопедической работы по развитию лексикограмматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией и проверить их эффективность.
Объект исследования: состояние понимание и употребление лексикограмматической стороны речи младших школьников с ОНР третьего уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами мнемотехники.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ теоретической и практической научной литературы по проблеме исследования.
2. Организовать и провести констатирующие исследование для определения состояния лексико-грамматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и легкой степенью псевдобульбарный дизартрии.
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматических конструкций у детей экспериментальный группы средствами мнемотехники в рамках проведения формирующего эксперимента
4. Оценить эффективность проведённой логопедической работы по развитию лексико-грамматических конструкций средствами мнемотехники в рамках проведения формирующего эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются теория психического развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин,); теория взаимосвязи психического и речевого развития детей младшего школьного возраста (М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, С. Н. Карпова, А. Н. Леонтьев, Г. А. Черемухина, А. М. Шахнорович, С. Н. Цейтлин, В. И. Яшина); теоретические основы усвоения ребенком школьного возраста лексики родного языка (М. М. Кольцова, В. И. Яшина); методические разработки по развитию речи (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Г. А. Волкова, Т. И. Гризик, Т. Р. Кислова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова,); методики развития словаря детей в игровой деятельности (С. В. Мордович, О. Ю. Филимонова, Г. С. Швайкои др.)
Для проверки гипотезы, достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ программ и методик по развитию речи детей, обобщение педагогического опыта;
• эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 15 города Дегтярск. В опытно-поисковой работе приняло участие 10 детей младшего школьного возраста (1 класс) с логопедическим заключением, согласно протоколам ПМПК: «ОНР III уровня, легкой степени псевдобульбарной дизартрии».
Экспериментальное исследование проходило в три блока.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области речевого развития детей с целью выявления теоретических основ и современных тенденций образования в данной области.
На втором этапе устанавливались проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; проводились констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, реализовывались сбор и обрабатывание приобретенной информации.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация полученных материалов, интерпретация обнаруженных результатов исследования и их оформление.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа, теоретическая и практическая значимость. В первой главе представлен анализ теоретической и практической литературы по теме исследования. Во второй главе представлен анализ результатов констатирующего эксперимента. В третьей главе проводится логопедическая работа по формированию лексикограмматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией.
Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: фонетический, лексический и лексико-грамматические конструкции.
В настоящее время основной контингент специальных логопедических групп составляют дети преимущественно с III уровнем общего недоразвития речи.
В литературе описаны особенности становления речи у этих детей (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Г. А. Волкова, Т. И. Гризик,Т. Р. Кислова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова).
У этих детей представления об окружающем мире значительно беднее, чем у правильно говорящих детей. Обиходная речь менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, но имеются отдельные пробелы в развитии всех компонентов речи.
Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц. Младшие школьники испытывают затруднения в словоизменении, выявляется неточность употребления лексикограмматических конструкций. Они допускают большое количество ошибок на управление, согласование различных частей речи. Эти ошибки отражаются и в связной речи.
Вслед за Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной в экспериментальной работе особое внимание уделялось формированию лексико-грамматических конструкций, так как правильное их употребление делает связную речь школьников более художественно оформленной.
Проанализировав специальную методическую литературу, была определена последовательность коррекционной работы по формированию лексико-грамматических конструкций в речи детей, которая строилась по онтогенетическому принципу. При логопедическом обследовании мы выявили нарушения неречевых и речевых процессов. Тщательно было изучено умение детей использовать в речи грамматические конструкции.
У всех школьников был отмечен недостаточный уровень сформированности лексико-грамматических конструкций. Дети допускали ошибки в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными в роде, числе, падеже, времени. Они не использовали в речи сложные предлоги и путают простые. Также наблюдались ошибки в предложно-падежных конструкциях. Не все школьники с ОНР III уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией (40 %) употребляли в речи сложные предложения, а при составлении сложносочиненных или сложноподчиненных предложений испытывали значительные трудности.
Анализ результатов, полученных в ходе обследования, позволил спланировать коррекционную работу по формированию лексикограмматических конструкций на фронтальных и индивидуальных занятиях с использованием различных методов и приемов, подобранных в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Для лучшего усвоения детьми изучаемого материала активно применялась наглядность разного вида: предметные, сюжетные, серийные, парные картинки, схемы составления рассказов. На занятиях проводились разного вида игры, упражнения, задания.
В связи с принципом опоры на сохранные анализаторы и ведущего вида деятельности фронтальные занятия по лексико-грамматическим темам так же предусматривали использование мнемотехнических приемов и решали такие задачи как:
• развитие понимания речи;
• практическое усвоение способов словообразования;
• усвоение форм словоизменения;
• усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже;
• употребление категорий притяжательных местоимений;
• составление простых предложений и их распространение;
• составление сложных предложений.
Из-за неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, недостаточных речевых навыков, дети медленно усваивали материал, поэтому на индивидуальных занятиях. проводилась работа по его закреплению с помощью опоры на сохранные анализаторы. Для этого были разработаны мнемотехнические таблицы, дети были обучены приемам их составления и использования.
В ходе индивидуальных занятий решались следующие задачи:
• уточнение произношения звуков;
• коррекция нарушений звукопроизношения (постановка,
автоматизация, дифференциация);
• развитие фонематического слуха;
• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры (в том числе приемами мнемотехники);
• закрепление изученных лексико-грамматических конструкций с использованием средств мнемотехники.
В дальнейшем ребята научились правильно составлять различные виды грамматических конструкций, и употреблять их в связной речи.
После окончания обучающего эксперимента было проведено повторное обследование детей. У младших школьников отмечалось улучшение речи, словарный запас расширился, были усвоены лексико-грамматические конструкции, повысился уровень речевых возможностей. Они правильно употребляли эти конструкции в структуре простых предложений, а в сложных допускали незначительные ошибки.
Анализ повторного обследования понимания и употребления лексикограмматической стороны речи младших школьников с ОНР третьего уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, показал, что проведенная логопедическая работа по формированию лексико-грамматических конструкций средствами мнемотехники у младших школьников с общим
недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией является эффективной.
Дети правильно употребляют лексико-грамматические конструкции и безошибочно применяют их в предложениях. Планируется, что в ходе коррекционной работы, сформированные у детей навыки, будут
совершенствоваться на втором году обучения, при усложнении речевого материала.
Таким образом, организовав коррекционную работу и подобрав, и адаптировав материал по формированию лексико-грамматических конструкций, активно применив наглядно-дидактический материал, использовав помощь учителя и родителей в коррекционно-воспитательном процессе, в результате проведенной работы младшие школьники с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией усвоили лексикограмматические конструкции. Цель, поставленная в работе, достигнута.
Дальнейшие перспективы проведенного исследования заключаются в расширении и развитии лексико-грамматических конструкций со школьниками по определенной деятельности (бытовой, трудовой, творческой художественной деятельности).
1. Амосов, Н. М. Здоровье и счастье ребенка Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов. - Москва : Просвещение, 2004. - 233 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: методическое пособие для учителей / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 128 с.
3. Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. - Москва :Линка-Пресс, 1998. - 181 с.
4. Большева, Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления младших школьников с помощью мнемотехники:учебно-методическое пособие / Т. В. Большева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. - 124 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
6. Веракса, Н. Е. От рождения до школы :примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. -Москва : Педагогика, 1983. - 340 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собраниесочинений :в 6 т. - Москва : Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 5-36.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. -Санкт-Петербург, 1997. - 217 с.
10. Ганкина, Э. З. Ребенок, среда, художник / Э. З. Ганкина. - Москва : Просвещение, 2003. - 109 с.
11. Ганкина, Э. З. Ребенок, среда, художник / Э. З. Ганкина. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2005. - 110 с.
12. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1978. -198 с.
13. Ельцова, О. М. Организация полноценной речевой деятельности / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. - 252 с.
14. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В. А. Козаренко. -URL:http://www.mnemotexnika.narod.ru (дата обращения: 03.01.2020).
15. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва :Советская Россия, 1973. -160 с...