ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие «связная речь» в научной литературе 7
1.2. Онтогенез связной речи у детей в условиях нормального речевого
развития 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 20
1.4. Характеристика связной описательной речи у обучающихся с общим
недоразвитием речи III уровня 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 36
2.1. Принципы, организация и методика исследования сформированности
описательного связного высказывания у обучающихся 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 36
2.2. Анализ результата исследования описательного связного высказывания у
обучающихся 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 44
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 67
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и обзор методик формирования
связной речи у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня 67
3.2. Содержание логопедической работы по формированию описательной
связной речи у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня 71
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
Вопросы развития и формирования связной речи детей дошкольного возраста были и остаются актуальными в теоретических и практических исследованиях представителей различных направлений научной мысли [5]. Связная речь занимает важное место в общении дошкольника со сверстниками и взрослыми. Она отражает логику мыслительных операций, умение воспринимать информацию и верно ее транслировать, что актуализирует проблему формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как несформированность связной (диалогической и монологической речи) отрицательно сказываете на развитие речевой деятельности, ограничивает коммуникативные потребности личности, препятствует развитию интеллектуальной составляющей [16].
Анализируя нормативно-правовую базу дошкольного образования, мы можем говорить о том, что Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, одним из требований к речевому развитию детей выдвигает умение владеть речью как средством общения и культуры, развитую связную и грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, что выявляет запрос государства к эффективному процессу обучения и воспитания родному языку детей дошкольного возраста.
Рассматривая разработанность темы исследования, можно говорить о том, что изучение речевого развития дошкольников представлено в научных трудах Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, И. С. Карташовой, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Г. Л. Розенгард-Пупко, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина и др. Проблема формирования и развития связной речи рассмотрена в трудах И. С. Исмаиловой, И. Н. Лебедевой, Л. А. Пашковой, О. С. Ушаковой и других представителей общественных наук. Клиническая разработанность проявления общего недоразвития речи, механизмы возникновения, структура и динамика речевой недостаточности представлена работами А. Е. Алексеевой, Е. Ф. Архиповой, Р. Л. Бабушкиной, Л. В. Ковригиной, Р. Е. Левиной, М. Е. Хватцева, И. В. Янченко и др.
Таким образом, анализ научной литературы по заявленной проблеме, состояние психолого-педагогической, лингвистической и логопедической практики позволили сформулировать цель, предмет и объект исследования, сформулировать задачи исследовательской работы.
Цель исследования - изучение сформированности навыка связной описательной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, разработка и апробация содержания работы по ее формированию.
Объект исследования -связная описательная речь детей 5-6 летнего возраста.
Предмет исследования - процесс формирования связной описательной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Исходя из вышеизложенного, перед нами были поставлены следующие задачи исследовательской деятельности:
1) изучение современных источников для определения понятия «связная речь», выявление возрастных и психофизиологических особенностей связной речи у детей в условиях нормального речевого развития; представление психолого-педагогических характеристик, обучающихся 5-6 лет с ОНР III уровня; анализ характеристики связной описательной речи у обучающихся с ОНР III уровня;
2) разработка процедуры экспериментального изучения
сформированности описательного связного высказывания у обучающихся 5-6 лет с ОНР III уровня, проведение диагностики и анализ результатов;
3) разработка логопедической работы, направленной на формирование описательной связной речи у обучающихся с ОНР III уровня на базе МБДОУ «Детский сад № 148» г. Екатеринбург, выявление ее эффективности.
Методы исследования для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающих в себя:
1. Методы теоретического исследования - теоретический анализ логопедической, педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов.
2. Методы эмпирического исследования - эксперимент констатирующий, обучающий и контрольный.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 148» г. Екатеринбург. В
исследовании приняли участие обучающиеся старшего дошкольного возрастав общем количестве 10 человек.
Теоретическая значимость заключается в систематизации и закреплении полученных теоретических знаний, а также их углубление в соответствии с заданной темой выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость - разработанная в ходе исследовательской деятельности программа логопедической работы, сформированные рекомендации по формированию связной описательной речи обучающихся старшего дошкольного возраста, могут широко использоваться в образовательной деятельности системы дошкольного и дополнительного образования.
Структура работы - выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: оглавление, введение, основная часть работы, которая включает в себя три главы, состоящие из параграфов и сформулированных выводов, заключение, список источников и литературы, приложения.
Связная речи является одной из особых форм коммуникации, представляя собой развернутые высказывания, которые обеспечивают взаимопонимание окружающей социальной среды. Становление связной речи неразрывно связано с формированием и развитием высших психических функций и зависит от содержания, условий и форм межличностного общения ребенка с окружающими его людьми.
Анализ теоретико-методологической литературы показал, что распространенным расстройством средств коммуникации является общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При общим недоразвитии страдают базовые стороны речи: лексический, грамматический и звуковой компоненты, обнаруживаются расстройства описательного связного высказывания. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР испытывают сложности при пересказе и рассказе, теряют главную нить содержания сообщения, путают события, испытывают трудности основной мысли, не завершают фразы, часто прибегают к перефразированию и невербальной поддержкой (жесты) описательного рассказа. Такая речь беспорядочна, бедна выразительностью оформления и отрицательно сказываете на развитие речевой деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует развитию интеллектуальной составляющей детей старшего дошкольного возраста. Выше представленные постулаты способствовали актуализации темы исследования и позволили сформировать цель - изучение сформированности навыка описательной связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, разработка и апробация содержания работы по ее формированию.
В первой главе представлено теоретическое изучение проблемы формирования связной описательной речи у обучающихся 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Изучение современных источников для определения понятия «связная речь», показало, что данный термин неразрывно связан с более обширным понятием - речь, которая представляет собой форму общения людей посредством языка и несет в себе две основные функции - коммуникативную и интеллектуальную. Связной речью выступает единица речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя языка единое целое.
Связная речь у детей в условиях нормального речевого развития формируется и развивается постепенно - от развития понимания речи с рождения к развитию фразовой (диалогической) и монологической речи к старшему дошкольному возрасту. Однако, в настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложными формами речевых нарушений и расстройств, что влияет на онтогенез как речи в целом, так и развитие связной речи. Проанализировав литературные данных о состояние лексикограмматического строя и связной речи обучающихся старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявлено, что для данной группы детей характерна недоразвитость лексики, грамматики и фонетики, нарушения высказываний, затруднения в согласовании существительных с прилагательными и числительными, нарушения в слоговой структуре слов и недоразвитие в диалогической и монологической речи.
Вторая глава выпускной квалификационной работы направлена на представление констатирующего эксперимента и анализ его результатов. Констатирующий эксперимент проводилось в 2018-2019 учебном году на базе МБДОУ № 148 г. Екатеринбурга с целью выявления уровня сформированности описательного связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В соответствии с целью была подобрана диагностическая методика обследования связной речи В. П. Глухова, направленная на изучение сформированности описательного связного высказывания и методика для обследования активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, описанная в методических рекомендациях Н. М. Трубниковой...
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №2(74). - С. 38-43.
3. Баранова, В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности / В. В. Баранова // Концепт. - 2014. - №5. - С. 81-85.
4. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Глухов. - Москва : Изд. В. Секачева. 2014. - 232 с.
5. Глухов, В. П. Психолингвистический подход к формированию навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. - 2014. - С. 181-187.
6. Иванова, Н. В. Особенности освоения связных высказываний детьми старшего дошкольного возраста с III уровня / Н. В. Иванова,
A. С. Радченко // Символ науки. - 2017. - №3. - С.102-105.
7. Иванова, Н. Н. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию навыка пересказа связных текстов у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. Н. Иванова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. - 2014. - С. 273-277.
8. Иванова, Н. Н. Технология формирования описательной связной речи у детей с лексико-грамматическим ее недоразвитием / Н. Н. Иванова, П.
B. Скрибцов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2011. - № 1. - С. 91-95.
9. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития: учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 170 с.
10. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина,
B. Н. Колюцкий. - Москва : Академический проект, 2018. - 420 с. - сер. «Gaudeamus».
11. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Специальное образование. - 2011. - № 2. - С. 88-98.
12. Минюрова, С. А. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / С. А. Минюрова / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург,
2013. - 116 с.
13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. - Москва : Юрайт-Издат, 2014. - 460 с.
14. Пашковская, Л. А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием дошкольников с использованием моделирования : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07. / Л. А. Пашковская. - Екатеринбург, 2002. - 154 с.
15. Савченко, Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) / Ю. И. Савченко, О. Г. Солдатова,
C. Н. Шилов. - Москва : Владос, 2018. - 143 с...