Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня

Работа №94094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Развитие предикативной лексики у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 17
1.3. Характеристика предикативной лексики у обучающихся старшего
дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня 30
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 40
2.1. Организация, принципы и методика логопедического исследования
обучающихся старшего дошкольного возраста 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ 61
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и направления работы по
формированию предикативной лексики у обучающихся старшего
дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня 61
3.2. Содержание логопедической работы по формированию предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих общее
недоразвитие речи III уровня 65
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 134

На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с ОНР III уровня (В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова, В. Н. Еремина, В. А. Ковшиков, И. Ю. Кондратенко, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.). По данным Р. Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.
На современном этапе развития педагогики наблюдается повышенный интерес исследователей к проблемам развития речи дошкольников, в том
числе и предикативной лексики, которая является один из важных компонентов становления полноценной языковой личности (В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, М. Л. Кусова, Т. А. Ладыженская,
А. А. Леонтьев, Г. Л. Розенгард-Пупко, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин). Рост интереса к данной проблеме обусловлен как изменившейся законодательной базой системы образования Российской Федерации (с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», утвержден федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС), так и различными социальными факторами, в том числе изменившимся контингентом детей в дошкольных
образовательных учреждениях.
Вопросом формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др. (А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, А. М. Захарова, С. Н. Цейтлин и др.), которые подчеркивают сложность процесса овладения предикативной лексикой детьми дошкольного возраста. Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение предикативной лексикой представляет особую сложность. Анализ развития предикативной лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б. М. Гриншпун, В. Н. Еремина, И. Ю. Кондратенко, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, С Н. Шаховская и др.).
Исследования по формированию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня являются актуальными и в настоящее время, что обусловлено значимостью лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи.
Рассмотрение темы «Формирование предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня», позволит более полно понять характер нарушения речевого развития детей и наметить эффективные пути преодоления этой проблемы.
Проблема исследования: формирование предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня очень актуальна, так как количество детей с данной речевой патологией с каждым годом увеличивается и развитие предикативной лексики детей будет способствовать более успешной подготовке к обучению в школе.
Объект исследования: предикативная лексика у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня
Цель: формирование предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на индивидуальных и фронтальных логопедических занятий.
Задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
исследования;
2) выявить сформированность предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР (III уровня);
3) разработать и апробировать содержание коррекционной работы направленной на формирование предикативной старших дошкольников с ОНР (III уровня).
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами. Для проведения соответствующего исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым педагогический эксперимент, процесс обучения по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий.
Организация исследования. Базой исследования явилось Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Голубой кораблик». Адрес местонахождения: 623750, Свердловская область, г. Реж, ул. Спортивная, 1.
Исследование проводилось в период с января по март 2019 г. в три этапа.
Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, и апробирование содержания экспериментального обучения.
Третий этап - анализ эффективности экспериментальной работы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели «Формирование предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня».
Нами были рассмотрены следующие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить сформированность предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР (III уровня);
3) разработать и апробировать содержание коррекционной работы направленной на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР (III уровня).
Выводы по первой главе: предикативный (глагольный) словарь -это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации.
Мы рассмотрели и сравнили особенности развития предикативной лексики у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Отметим, что у детей с ОНР ( III уровня) отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Трудности возникают у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня при группировке семантически близких прилагательных.
В результате теоретического анализа сформированности предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня, у нас сложилось представление, что глагол представляет наибольшие возможности для развития синтаксического строя речи детей, потому что он принимает непосредственное участие в создании предикативной основы предложения, и играет огромную роль, в порождении речевого высказывания.
Анализ развития речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования и стойком аграмматизме, что связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи. Именно у данной категории дошкольников отмечаются специфические трудности в овладении предикативной лексикой.
В качестве общих признаков у старших дошкольников с ОНР III уровня отмечается: позднее начало речевого развития; скудный словарный запас; аграмматизмы; дефекты произношения; дефекты фонемообразования.
Учитывая неоднородность старших дошкольников с ОНР III уровня по педагогическим, психологическим и медицинским показателям и особенностями познавательной сферы требуется дифференцированный подход к диагностике и логопедической работе по формированию предикативной лексики.
Выводы по второй главе: анализ результатов диагностики показал, что у 100 % участников исследования предикативная лексики сформирована недостаточно, что выражалось в трудностях:
• понимания глагольных и признаковых предикатов, их грамматических форм (многозначности глаголов, возвратных и невозвратных форм глаголов, сравнительной степени прилагательных);
• использования в самостоятельной речи глагольных и признаковых предикатов, их грамматических форм (подборе прилагательных к предметам, антонимов и синонимов к глаголам и прилагательным, употреблении в речи возвратных и невозвратных форм глаголов);
• словообразования глагольных и признаковых предикатов (образование глаголов с помощью префиксов, образование притяжательных прилагательных);
• грамматического структурирования глагольных и признаковых предикатов на уровне предложения (особенно с добавлением пропущенных по смыслу глаголов) и текста (трудности выразились в подборе прилагательных / глаголов к предметам, в их неадекватном употреблении в тексте).
Полученные данные об уровне сформированности предикативной лексики у обучающихся с ОНР III уровня обуславливают необходимость проведения коррекционной работы, направленную на формирование предикативной лексики.
На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс формирования формирование предикативной лексики старших дошкольников с ОНР III уровня не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.
Выводы по третьей главе: проведенная нами коррекционная работа по формированию предикативной лексики у обучающихся с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста строилась на специальных принципах и принципах дошкольного образования.
С целью формирования предикативной лексики у выбранной категории обучающихся нами были определены задачи и направления работы: формирование навыков в отношении понимания и использования в самостоятельной речи предикативной лексики, в отношении формообразования и словообразования на уровне предикативной лексики, в отношении грамматического структурирования глагольных и признаковых предикатов.
В решении вышеперечисленных задач мы особо опирались на учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что, по нашему мнению, способствует положительному эффекту коррекционной работы.
Анализ сопоставления результатов, предложенный в заключительном параграфе данной главы, по формированию предикативной лексики у обучающихся с ОНР III уровня в экспериментальной и контрольной группах показал, что динамика развития предикативной лексики у старших дошкольников экспериментальной группы выше, чем на этапе констатирующего эксперимента.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, нами было подобрано содержание логопедической работы по формированию предикативной лексики у обучающихся с ОНР III уровня дошкольного возраста.
Кроме того, нами были определены этапы коррекционно-обучающего воздействия: лексическая работа, грамматическая работа, работа по
грамматическому структурированию глагольных и признаковых предикатов.
По окончании формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, целью которого являлось определения эффективности коррекционно-обучающей работы, направленной на формирование предикативной лексики обучающихся с ОНР III уровня. Сравнительный анализ контрольного исследования показал, что динамика развития предикативной лексики у дошкольников экспериментальной группы выше, чем динамика этой же группы на этапе констатирующего эксперимента.
Таким образом, подобранное нами содержание коррекционной работы по формированию предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня оказалось эффективным.


1. Агошкова, О. В. Дифференцированный подход в контексте личностно-ориентированного образования / О. А. Агошкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 17-21.
2. Алексеев, С. В. Перспективные направления педагогических исследований в области методики обучения экологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности / С. В. Алексеев // Формирование экологической культуры в Федеральных образовательных стандартах нового поколения: материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012 года, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : Крисмас+, 2012. - С. 8-13.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ ; Астрель, 2007. - 224 с.
5. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук/ Т. Д. Барменкова. - Москва : МИГУ, 1997. - 182 с.
6. Баряева, Л. Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. Б. Волосовец, О. П. Гаврилушкина ; под ред. проф. Л. В. Лопатиной. - Санкт-Петербург, 2014. - 386 с.
7. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л. И. Белякова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в
развитии речи и их преодоление. - Москва : Московский психолого­
социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - С. 7-14.
8. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва, 2002. - 527 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
10. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. - Москва : Секачев В. Ю., 2010. - 200 с.
11. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Н. Розенталь, М. И. Фомина ; под редакцией Н. С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Логос, 2002. - 528 с.
12. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
13. Викжанович, С. Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи глагольной лексики с использованием пиктограмм / С. Н. Викжанович. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
14. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование : словарь терминов / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова. Москва : Айрис-Пресс, 2005 - 400 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - Кн. V. Фонетико­фонематическое и общее недоразвитие речи. - 480 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ