Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи
в онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 15
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 20
1.4. Роль логоритмики в системе логопедической работы по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание изучения неречевых и речевых функций у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ полученных результатов 35
2.3. Методика и анализ результатов обследования сенсорных функций у
детей старшего дошкольного возраста, необходимых для проведения логоритмической работы 47
Выводы по 2 главе 51
ГЛАВА 3. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 53
3.1. Теоретическое обоснован65
ие и принципы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических
занятиях 53
3.2. Направления и содержание работы по коррекции фонетико
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях 56
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 62
Выводы по 3 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи
в онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 15
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 20
1.4. Роль логоритмики в системе логопедической работы по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание изучения неречевых и речевых функций у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ полученных результатов 35
2.3. Методика и анализ результатов обследования сенсорных функций у
детей старшего дошкольного возраста, необходимых для проведения логоритмической работы 47
Выводы по 2 главе 51
ГЛАВА 3. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 53
3.1. Теоретическое обоснован65
ие и принципы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических
занятиях 53
3.2. Направления и содержание работы по коррекции фонетико
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях 56
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 62
Выводы по 3 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
В последнее время в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно общее снижение рождаемости и уменьшение доли рождения здоровых и физически зрелых детей. Высокий процент возникновения различных органических патологий нервной системы отмечается в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Часто встречается патология вынашивания плода в период беременности, а в период родов не редки родовые травмы. Псевдобульбарный паралич или парез возникает у малыша при наличии органического поражения мозга. Он обусловлен поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
На тенденцию к росту количества детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами указывают статистические данные. Это связано не только с реалиями современной жизни, но скорее всего, как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера. Недостаточная эффективность, используемых в работе по устранению фонетикофонематических расстройств речи у детей, традиционных технологий, является следствием трудности в коммуникации, росте неадаптивного поведения, искажении личностного развития ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Л. В. Лопатина) [26]. В дальнейшем это является препятствием для обучения детей в школе. Создает недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи (Т. Б. Филичева) [52].
Ведущим дефектом является расстройство моторной сферы. Оно ведет к стойким дефектам звукопроизношения и вторичному недоразвитию фонематических процессов. В результате для последующего обучения ребенка не создаются благоприятные условия. Процессы воспроизведения и восприятия звуков речи тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. Дошкольники с нормальным речевым развитием рано подмечают ошибки в произношении у других, и у себя (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Ребенок с нарушением фонематического слуха не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи [53].
Такие ученые как: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие занимались опросом изучения псевдобульбарной дизартрии, которая проявляется в нарушении фонетической стороны речи, обусловленном поражением проводящих путей черепномозговых нервов. Наблюдаются нарушения в общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторике. Между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы отмечается взаимосвязь. Первичными в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются нарушения моторной сферы, которые обусловлены первичной патологией центральной нервной системы: нарушения регуляции мышечного тонуса, парезы, параличи, гиперкинезы, синкинезии. У дошкольника первично страдает артикуляционная моторика, звукопроизношение и просодическая сторона речи, а вторичными нарушениями в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются - недоразвитие фонематических процессов и лексикограмматической стороны речи.
Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией должна базироваться на знании структуры речевого дефекта, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что среди всех речевых патологий именно псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной и часто встречающейся формой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. Мы сталкиваемся с необходимостью совершенствования традиционных приёмов и методов коррекции ФФНР при псевдобульбарной дизартрии. Наряду с традиционной логопедической работой проводится логопедическая ритмика, которая способствует преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Характерной особенностью логоритмики является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе музыкального ритма или стиха, такое сочетание повышает эффективность работы в целом (В. А. Гринер [6], Н. А. Рычкова [23], Н. С. Самойленко [24]).
Проблема исследования: каковы возможности логопедической ритмики при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?
Несмотря на достаточную теоретическую проработку обозначенной нами проблемы, остается неразрешенным следующее противоречие: теоретически доказана роль логоритмики при коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, но на практике педагоги редко используют возможности логоритмики.
На основе анализа актуальности и проблемы исследования сформулирована тема исследования «Коррекция фонетикофонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях».
Объект исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Анализ специальной литературы по вопросам коррекции нарушения фонематических процессов у старших дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи с псевдобульбарной дизартрией.
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование неречевых и речевых функций у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции сформированности неречевых и речевых функций у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности работы по коррекции сформированности неречевых и речевых функций у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией посредством логоритмики будет эффективным, если:
• выявить специфику неречевых и речевых нарушений ФФНР у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
• коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией будет осуществляться на основе комплексного подхода к организации логоритмических занятий;
• содержание логоритмических занятий будет направлено на коррекцию сформированности речевых и неречевых функций детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с псевдобульбарной дизартрией.
Методологическая и теоретическая база исследования: положение о единстве законов нормального и аномального развития (Л. С. Выготский); положение о системном подходе в ходе анализа речевых нарушений по Р. Е. Левиной, В. И. Лаурия; взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка по В. М. Бехтереву, М. М. Кольцовой; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса по Т. А. Власовой, В. И. Лубовскому, В. Г. Петровой, В. В. Коркунову.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами и позволили их реализовать: теоретический, эмпирический, анализ количественный и качественный, обобщение полученных данных, сравнительный.
Элемент новизны в том, что определены особенности развития речи старших дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией, определены структура и содержание логоритмического занятия.
Теоретическая значимость - в том, что определены возможности логоритмики как эффективного средства преодоления ФФНР у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость - получены данные, подтверждающие эффективность преодоления ФФНР у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией путем включения логоритмических занятий в коррекционную работу.
База исследования: «МАДОУ ЦРР - детский сад № 9»; г. Верхний Тагил, ул. Новоуральская, 56.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников литературы (54 наименований), 18 приложений. Текст диплома содержит 24 таблицы и 32 рисунка.
На тенденцию к росту количества детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами указывают статистические данные. Это связано не только с реалиями современной жизни, но скорее всего, как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера. Недостаточная эффективность, используемых в работе по устранению фонетикофонематических расстройств речи у детей, традиционных технологий, является следствием трудности в коммуникации, росте неадаптивного поведения, искажении личностного развития ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Л. В. Лопатина) [26]. В дальнейшем это является препятствием для обучения детей в школе. Создает недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи (Т. Б. Филичева) [52].
Ведущим дефектом является расстройство моторной сферы. Оно ведет к стойким дефектам звукопроизношения и вторичному недоразвитию фонематических процессов. В результате для последующего обучения ребенка не создаются благоприятные условия. Процессы воспроизведения и восприятия звуков речи тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. Дошкольники с нормальным речевым развитием рано подмечают ошибки в произношении у других, и у себя (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Ребенок с нарушением фонематического слуха не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи [53].
Такие ученые как: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие занимались опросом изучения псевдобульбарной дизартрии, которая проявляется в нарушении фонетической стороны речи, обусловленном поражением проводящих путей черепномозговых нервов. Наблюдаются нарушения в общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторике. Между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы отмечается взаимосвязь. Первичными в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются нарушения моторной сферы, которые обусловлены первичной патологией центральной нервной системы: нарушения регуляции мышечного тонуса, парезы, параличи, гиперкинезы, синкинезии. У дошкольника первично страдает артикуляционная моторика, звукопроизношение и просодическая сторона речи, а вторичными нарушениями в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются - недоразвитие фонематических процессов и лексикограмматической стороны речи.
Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией должна базироваться на знании структуры речевого дефекта, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что среди всех речевых патологий именно псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной и часто встречающейся формой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. Мы сталкиваемся с необходимостью совершенствования традиционных приёмов и методов коррекции ФФНР при псевдобульбарной дизартрии. Наряду с традиционной логопедической работой проводится логопедическая ритмика, которая способствует преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Характерной особенностью логоритмики является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе музыкального ритма или стиха, такое сочетание повышает эффективность работы в целом (В. А. Гринер [6], Н. А. Рычкова [23], Н. С. Самойленко [24]).
Проблема исследования: каковы возможности логопедической ритмики при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?
Несмотря на достаточную теоретическую проработку обозначенной нами проблемы, остается неразрешенным следующее противоречие: теоретически доказана роль логоритмики при коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, но на практике педагоги редко используют возможности логоритмики.
На основе анализа актуальности и проблемы исследования сформулирована тема исследования «Коррекция фонетикофонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях».
Объект исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Анализ специальной литературы по вопросам коррекции нарушения фонематических процессов у старших дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи с псевдобульбарной дизартрией.
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование неречевых и речевых функций у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции сформированности неречевых и речевых функций у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности работы по коррекции сформированности неречевых и речевых функций у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией посредством логоритмики будет эффективным, если:
• выявить специфику неречевых и речевых нарушений ФФНР у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
• коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией будет осуществляться на основе комплексного подхода к организации логоритмических занятий;
• содержание логоритмических занятий будет направлено на коррекцию сформированности речевых и неречевых функций детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с псевдобульбарной дизартрией.
Методологическая и теоретическая база исследования: положение о единстве законов нормального и аномального развития (Л. С. Выготский); положение о системном подходе в ходе анализа речевых нарушений по Р. Е. Левиной, В. И. Лаурия; взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка по В. М. Бехтереву, М. М. Кольцовой; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса по Т. А. Власовой, В. И. Лубовскому, В. Г. Петровой, В. В. Коркунову.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами и позволили их реализовать: теоретический, эмпирический, анализ количественный и качественный, обобщение полученных данных, сравнительный.
Элемент новизны в том, что определены особенности развития речи старших дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией, определены структура и содержание логоритмического занятия.
Теоретическая значимость - в том, что определены возможности логоритмики как эффективного средства преодоления ФФНР у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость - получены данные, подтверждающие эффективность преодоления ФФНР у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией путем включения логоритмических занятий в коррекционную работу.
База исследования: «МАДОУ ЦРР - детский сад № 9»; г. Верхний Тагил, ул. Новоуральская, 56.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников литературы (54 наименований), 18 приложений. Текст диплома содержит 24 таблицы и 32 рисунка.
Анализ теоретических исследований показал, что псевдобульбарная дизартрия является одним из самых распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста, поэтому она требует большого внимания и проработки [1].
Г. А. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. А. Медведева, Г. Р. Шашкина, изучая значимость логопедической ритмики в системе коррекционной деятельности с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, фиксировали, что обучение по логоритмике дополняют систему логопедических занятий, оказывают влияние на моторику и речь дошкольников. Вследствие выполнения логоритмических упражнений у детей развиваются оптико-пространственные представления, слуховая память, слуховое внимание, воспитывается чувство темпа и ритма в движении [5; 8; 17; 31].
Во время проведения констатирующего эксперимента было установлено, что у всех обследованных дошкольников страдают как речевые, так и неречевые функции, все эти дети имеют клиническое заключение псевдобульбарная дизартрия. У них имелись нарушение общей и мелкой моторики, моторики артикуляционного аппарата, нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи, несформированность фонематического анализа и синтеза, нарушение пространственного восприятия и сенсорной сферы.
Патологии произношения звуков в основной массе имеют полиморфный вид нарушений. Итоги освидетельствования фонематического слуха выявили то, что распознавание фонем, схожих по месту образования и звуковым показателям затруднено у абсолютно всех дошкольников. Патологии фонематического восприятия проявляются главном образом в затруднениях непростых конфигураций голосового рассмотрения и синтеза. Несоблюдение воспринимающих функций проявляются в несоблюдении
просодики, правильных эмоций, распознавание неречевых звуков, распознавание высоты, мощи, тембра в использованном материале схожих звучаний, текстов.
Отталкиваясь от приобретенных итогов полученного опыта, были установлены ключевые тенденции логопедической деятельности согласно развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических упражнениях.
Со старшими дошкольниками дополнительно к основной логопедической работе по коррекции речевых нарушений было проведено 16 занятий по логопедической ритмике. Анализ результатов контрольного эксперимента показал положительную динамику в коррекции речевого нарушения. У детей улучшились показания во всей моторной сфере, в звукопроизношении, фонематических процессах.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности использования логоритмических занятий в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием речи с псевдобульбарной дизартрией.
Подобным образом, считаем, что добились установленной цели, на теоретическом уровне доказали и опытным путём выяснили результативность логоритмических занятий в системе коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи и псевдобульбарной дизартрии. Осуществили стоявшие перед нами задачи, нашли и изучили специальную литературу по теме исследования, выбрали диагностический инструмент с целью обследования детей, реализовали обследование детей, выполнили цикл логоритмических занятий со старшими дошкольниками фонетико-фонематическим недоразвитием речи и проверили результативность выполненной коррекционной работы.
Г. А. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. А. Медведева, Г. Р. Шашкина, изучая значимость логопедической ритмики в системе коррекционной деятельности с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, фиксировали, что обучение по логоритмике дополняют систему логопедических занятий, оказывают влияние на моторику и речь дошкольников. Вследствие выполнения логоритмических упражнений у детей развиваются оптико-пространственные представления, слуховая память, слуховое внимание, воспитывается чувство темпа и ритма в движении [5; 8; 17; 31].
Во время проведения констатирующего эксперимента было установлено, что у всех обследованных дошкольников страдают как речевые, так и неречевые функции, все эти дети имеют клиническое заключение псевдобульбарная дизартрия. У них имелись нарушение общей и мелкой моторики, моторики артикуляционного аппарата, нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи, несформированность фонематического анализа и синтеза, нарушение пространственного восприятия и сенсорной сферы.
Патологии произношения звуков в основной массе имеют полиморфный вид нарушений. Итоги освидетельствования фонематического слуха выявили то, что распознавание фонем, схожих по месту образования и звуковым показателям затруднено у абсолютно всех дошкольников. Патологии фонематического восприятия проявляются главном образом в затруднениях непростых конфигураций голосового рассмотрения и синтеза. Несоблюдение воспринимающих функций проявляются в несоблюдении
просодики, правильных эмоций, распознавание неречевых звуков, распознавание высоты, мощи, тембра в использованном материале схожих звучаний, текстов.
Отталкиваясь от приобретенных итогов полученного опыта, были установлены ключевые тенденции логопедической деятельности согласно развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических упражнениях.
Со старшими дошкольниками дополнительно к основной логопедической работе по коррекции речевых нарушений было проведено 16 занятий по логопедической ритмике. Анализ результатов контрольного эксперимента показал положительную динамику в коррекции речевого нарушения. У детей улучшились показания во всей моторной сфере, в звукопроизношении, фонематических процессах.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности использования логоритмических занятий в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием речи с псевдобульбарной дизартрией.
Подобным образом, считаем, что добились установленной цели, на теоретическом уровне доказали и опытным путём выяснили результативность логоритмических занятий в системе коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи и псевдобульбарной дизартрии. Осуществили стоявшие перед нами задачи, нашли и изучили специальную литературу по теме исследования, выбрали диагностический инструмент с целью обследования детей, реализовали обследование детей, выполнили цикл логоритмических занятий со старшими дошкольниками фонетико-фонематическим недоразвитием речи и проверили результативность выполненной коррекционной работы.





