Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Работа №94087

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 6
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи
6 у детей
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
14 дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
1.3. Характеристика нарушений фонематических процессов у детей
24 старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
1.4. Роль дидактических игр в работе по коррекции фонематических
процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной 28
дизартрией
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
35 РЕЗУЛЬТАТОВ 35
2.1. Организация и методики исследования 35
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы 37
2.3. Анализ результатов обследования звукопроизношения 41
2.4. Анализ результатов обследования фонематических процессов 44
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С 53 ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного 53 возраста с псевдобульбарной дизартрией
3.2. Использование комплекса дидактических игр при формировании
фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с 5^ псевдобульбарной дизартрией
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 92

Процесс развития и социализации ребенка обеспечивается, прежде всего, речью. Речь - это важнейшая высшая психическая функция человека. На основе речи в процессе развития и взаимодействия между ребенком и взрослым формируются высшие формы познавательной деятельности.
Л.С. Выготский указывает, что речь является не только «высшим регулятором человеческого поведения», но и ведущим средством разностороннего развития личности ребенка [11]. Поэтому, проблемы в речевом развитии и нарушение фонематических процессов речи затрудняют формирование правильного произношения звуков, сам процесс общения и негативно сказываются на развитии ребенка в целом.
На сегодняшний день многочисленную группу детей с нарушениями речи составляют дети, имеющие проблемы в формировании фонетических и фонематических процессов, обусловленных псевдобульбарной дизартрией.
По мнению Е.Н. Винарской, для псевдобульбарной дизартрии характерно полиморфное нарушение фонетико-фонематических процессов, оказывающих негативное влияние на анализ и синтез звука [6]. Фонематические нарушения проявляются как вторичное недоразвитие. Отсутствие полноценного функционирования фонетической системы делает невозможным правильное восприятие, и как следствие, воспроизведение звуков.
Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Игра позволяет полноценно развивать личность ребенка, способствует формированию правильной речи, мышления, произвольной памяти, приобретается умение управлять своим поведением.
В игре дети аккумулируют социальный опыт межличностного взаимодействия, усваивают общепринятые правила и нормы общения, которые определяют характер будущего поведения ребенка.
О важной роли игры в жизни ребенка писали такие ученые как: Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Л.С. Выготский особо подчеркивал неповторимую специфику детской игры и указывал, что игра - это и метод, и форма обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Л. А. Венгер отмечал, игровая деятельность имеет особое значение для умственного развития ребенка, а в процессе игры у ребенка формируются новые формы мышления.
Особенностью дидактической игры является то, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Многие педагоги, стремясь перенести радость от игровой деятельности в обучение, используют именно дидактическую игру. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью раннего формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с целью исключения затруднений в усвоении грамоты и правописания.
Объект исследования: уровень сформированности фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией и овладение навыками дидактической игры.
Предмет исследования: выбор комплекса дидактических игр для развития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель выпускной квалификационной работы: определить основные направления логопедической работы и содержание комплекса дидактических игр для коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонематическими нарушениями речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и методы коррекции с использованием комплекса дидактических игр.
2. На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования речевых функций и фонематического восприятия у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести обследование и проанализировать его результаты.
3. Определить направления логопедической работы и содержание комплекса дидактических игр с целью коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Диагностический инструментарий использовался в виде тестовых заданий, а диагностическая работа осуществлялась на основе исследований таких авторов, как Н.М. Трубникова [41].
База исследования: МБДОУ - Детский сад № 398, г. Екатеринбург. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного теоретического исследования в первой главе были сделаны следующие выводы.
Под фонематическими процессами понимается процесс распознавания и различения фонем, фонетических и фонематических рядов, звукокомплексов и слов. В процессе формирования фонематических процессов в онтогенезе происходит дифференциация слов по их значению и слуховосприятию.
Можно выделять ряд особенностей фонематического развития:
1) звукопроизношение тесно связано с общим формированием фонематических процессов.
2) функция слухового анализатора ребенка формируется рано, намного раньше, чем речемоторного анализатора.
3) усвоение нового звука в большинстве случаев происходит не сразу, а постепенно, через промежуточные звуки.
4) Г. Е. Левина [30] выделила 5 стадий развития фонематических процессов в онтогенезе.
5) дифференциация звуков, происходит в определенной последовательности.
6) к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, а осваивает их произношение.
Псевдобульбарная дизартрия являются наиболее частым речевым нарушением у детей. Клинические особенности и степень выраженности нарушений зависит, прежде всего, от локализации и степени тяжести мозгового поражения. Основные симптомы псевдобульбарной дизартрии связанны с нарушениями звукопроизношения и просодики речи. Нарушения в звукопроизношении влияет на развитие фонематических процессов.
Без специального коррекционного воздействия на ребенка с псевдобульбарной дизартрией будут сложности в восприятии и узнавании фонем на слух, в анализе звукослогового состава слова, что в дальнейшем приведет к стойким ошибкам при овладении правильной речью.
Дидактическая игра - это многогранное, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей, и форма воспитания, и как самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
В процессе организации дидактических игр на коррекционно­логопедических занятиях для детей:
• происходит становление правильного темпа речи, улучшается звучность и выразительность речи;
• улучшается звукопроизношение, слогопостроение и словообразование;
• формируются лексико-грамматические основы и увеличивается словарный запас.
В соответствии с задачами исследования в работе был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление и анализ нарушений фонематической стороны речи и планирование коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией на основе комплекса дидактических игр.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ - Детский сад № 398, г. Екатеринбург. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР).
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы методические рекомендации Н.М. Трубниковой.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать общий вывод:
1. У детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения моторной:
• нарушения общей моторики проявляются общей неловкостью и нарушением переключаемости движений;
• нарушения мелкой моторики проявляются в нарушении движений, смазанности выполнения движений, нарушении переключаемости движений;
• нарушения артикуляционной моторики характеризуется нарушением двигательной функции органов артикуляционного аппарата, обусловленная недостаточной точностью, координацией и переключаемостью движений, особенно тонких дифференцированных движений губ, языка, наличием неврологической симптоматики в виде меняющегося тонуса.
2. У всех детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся:
• в полиморфном характере нарушений звуков;
• нестабильном характере звукопроизношения;
• отсутствием звука [Р], искажении и смешении шипящих и свистящих звуков.
• в выраженном затруднении в воспроизведении звуков в потоке речи, в словах сложной слоговой структуры, в словах при наличии фонетически близких звуков.
3. При анализе фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией выявлены:
• на уровне фонематического слуха и восприятия - нарушение восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференция; ошибки в воспроизведении цепочки слогов, при выборе слова с заданным звуком; низкий уровень речевой памяти.
• на уровне фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений - отмечается большое количество ошибок: при вычленении последнего звука в слове; при определении местоположения звука в слове; имеются серьезные нарушения в последовательном, количественном и позиционном анализе, а так же при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности.
Недостаточный уровень развития звукопроизношения, связан с недоразвитием фонематических процессов: нарушение звукопроизношения приводит к нарушению акустического образа звуков, в результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа.
Полученные результаты показали необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонематических процессов с использованием комплекса дидактических игр.
Изучив методики формирования фонематических процессов Л. В. Лопатиной и Л. Н. Ефименковой, было выяснено, что логопедическая работа должна строиться с опорой на анализаторы и поэтапно, в соответствии с изученными способами устранения нарушений фонематических процессов.
Коррекционная работа была направлена на решение следующих задач:
1. Развитие слуховой памяти и внимания, так как эти процессы непосредственным образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.
2. Развитие и совершенствование общей и речевой моторной сферы детей с псевдобульбарной дизартрией.
3. Коррекция звукопроизношения: постановка отсутствующих звуков и автоматизация и дифференция нарушенных звуков в речи
4. Коррекция фонематической стороны речи, нарушение которой является вторичным признаком для детей с псевдобульбарной дизартрией.
Программа логопедической работы включала в себя три этапа.
Первый этап коррекционной работы - развитие моторной сферы.
Развитие моторной сферы состояло из: заданий на развитие общей и мелкой моторики, мимической, речевой и дыхательной гимнастики и работы по нормализации голоса.
Второй этап коррекционной работы - постановка отсутствующих звуков и дифференциация нарушенных звуков.
Логопедическая работа по постановке отсутствующих звуков, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков поводилась на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Третий этап коррекционной работы - развитие фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза.
Для развития фонематического анализа и синтеза был разработан комплекс дидактических игр и упражнений на развитие фонематических процессов для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
После проведения коррекционно-логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Содержание контрольного эксперимента по оценке состояния фонематических процессов у детей повторяет содержание констатирующего эксперемента.
По итогам контрольного эксперимента был сделан общий вывод:
• на уровне фонематического слуха - нарушение восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференциация осталась. Положительным является улучшение дифференциации звуков звонкий- глухой [з] - [с] и некоторые свистящие-шипящие [ч] - [щ]. Детям уже не требуется несколько раз повторять инструкцию к заданию.
• у детей улучшился звуковой анализ слова, поэтому они реже заменяют звуки в словах и правильно определяют положение звуков в слове. Это свидетельствует и об улучшении у детей речевой памяти.
• на уровне фонематического восприятия, анализа, синтеза - серьезных изменений не произошло, поэтому требуется с данными детьми проводить коррекционную работу именно в этом направлении.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы и перспективность использования дидактических игр коррекционно-логопедических практиках.


1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 280 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1987. - 260 с.
3. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва : В. Секачев, 1998. - 304 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми /
А. И. Богомолова. - Санкт-Петербург : Библиополис, 2018. - 190 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 220 с.
7. Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 318 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики : учеб.- метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
9. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 29-38.
10. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель. 2006. - 158 с.
11 Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 126 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 160 с.
14. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред.
B. И. Селиверстов. - Москва : МГПИ, 1982. - С. 76-77.
15. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ