ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1. Определение активный словарный запас как феномен системы
развития речи
1.2. Основные закономерности усвоения активного словаря в
онтогенезе
1.3. Особенности активного словаря у обучающихся с умственной
отсталостью
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Характеристическая база исследования
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
сформированности активного словаря по теме: «Профессии»
обучающихся с умственной отсталостью в младших классах
2.3. Анализ результатов исследования развития активного словаря по теме: «Профессии» обучающихся с умственной отсталостью в младших классах
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПО ТЕМЕ: «ПРОФЕССИИ» ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности
3.2. Содержание работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью
по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Речь выступает как основное средство общения людей и обеспечивает установление межличностных контактов. Характерные черты психического развития ребенка с умственной отсталостью выражаются в нарушениях речевой деятельности. Речевая активность обучающихся с умственной отсталостью снижена из-за бедности, ограниченности и примитивности словаря [49]. В результате чего замедляется процесс социализации, очень важный в жизни всех обучающихся. Работа над лексикой ведет к формированию важных познавательных процессов, развиваются мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и так далее. Л. С. Выготский утверждал, что развитие мышления и речи - необходимое условие развития остальных человеческих способностей, побуждающих их к дальнейшему развитию и совершенствованию [14, с. 30].
Общение возможно только потому, что человек отражает реальность, используя мышление в целом [16, с. 2]. Слово выполняет познавательную функцию, а развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов [41, с. 45].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), одной из задач обязательной предметной области «Филология» для обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах являются развитие устного и письменного общения, развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка, а также развитие диалога и монологической устной и письменной речи, развитие коммуникативных навыков. В то же время важным направлением является развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации, формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с духовными, моральными и социокультурными ценностями принятыми в семье и обществе. А одна из основных задач на предмете «Речевая практика» - расширение представлений об окружающей действительности и об основах жизни в обществе [31].
Начальное общее образование является обязательной ступенью непрерывной системы образования и, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 73, должно быть направлено на формирование личности и развитие всех сторон речи обучающегося [61].
Вопросы развития словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью широко раскрывается в трудах многих психологов и педагогов. Вопросам развития речи посвящены исследования таких ученых и психологов, как И. В. Белякова, В. В. Давыдов, Т. В. Егорова, Д. Б. Петрова, Д. Б. Эльконин и др. Коррекционные методы по развитию словаря у обучающихся с умственной отсталостью рассматривали А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, Р. И. Лалаева, Э. В. Якубовская и др. Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как А. М. Бородич, М. П. Каноныкин, Н. В. Крушевский, Т. А. Ладыжская, В. Г. Толстов и др. В течение нескольких десятков лет велось интенсивное изучение особенностей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями, поиски организационных форм их обучения и воспитания, разработка новых коррекционных технологий. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие обучающихся. Однако в практике развития словаря обучающихся чаще всего используются традиционные средства по формированию словаря обучающихся и реже применяются практические методы и приемы, интересные и инновационные формы работы, которые способны вызвать эмоциональный отклик и интерес учеников. Такое положение дел может привести к не эффективной педагогической деятельности, направленной на развитие словаря обучающихся с умственной отсталостью, а следовательно, нельзя ожидать у них существенных сдвигов в развитии коммуникации и речевой практики обучающихся. Одним из главных компонентов успешной социализации обучающихся является - профориентационная работа. На этапе начального образования у обучающихся младших классов должно сформироваться добросовестное отношение к труду взрослых, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, интерес к часто встречаемым профессиям.
Объект - изучение эффективных методов и приемов, средств формирования активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности.
Предмет - процесс развития активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности.
Цель - на теоретическом и эмпирическом уровне определить результативность проектной деятельности по развитию активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия активный словарь в психолого-педагогической науке и определить особенности развития активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.
2. Раскрыть содержание работы по развитию активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в организациях реализующих АООП.
3. Проанализировать методики изучения активного словаря обучающихся с умственной отсталостью.
4. Разработать и реализовать педагогический проект направленный на развитие активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Осуществить поэтапное изучение уровня и динамики развития активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах в процессе реализации проектной деятельности и сделать вывод о ее результативности.
Методы исследования: анализ теоретический научной и методической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, анализ методик изучения активного словаря обучающихся с умственной отсталостью, педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования является работы следующих авторов исследовавших данную проблему: А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, Р. И. Лалаева, Э. В. Якубовская и др. Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как А. М. Бородич, М. П. Каноныкин, Н. В. Крушевский, Т. А. Ладыжская, В. Г. Толстов. Все эти ученые, а также многие другие отмечали влияние развития словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью на социально-коммуникативное развитие и социализацию обучающихся в обществе.
Работа состоит из трех глав. В первой главе на теоретическом уровне изучили научную литературу по проблеме развития активного словаря обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах. Рассмотрели определение активного словарного запаса и основные закономерности его усвоения в онтогенезе. Также подробнее изучил основные особенности активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью. Вторая глава посвящена изучению сформированности активного словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью по теме: профессии. В третей главе рассмотрели методику развития словарного запаса в условиях обучения в образовательных учреждениях, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы начального общего образования, а также описали содержание работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности.
Словарь обучающихся с умственной отсталостью отличается бедностью, неполноценностью и невыразительностью, из-за чего обучающиеся испытывают большие трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Все это сказывается на развитии их коммуникативных навыков и дальнейшей - на социализации в обществе. Кроме того, имеющиеся нарушения речи тесно связаны с процессами развития познавательной сферы учеников, поэтому с можно говорить об актуальности и значимости педагогической деятельности по коррекции нарушений в развитии словарного запаса обучающихся начальных классов с умственной отсталостью на всех этап обучения. Однако целенаправленная и систематическая работа с активным привлечением родителей обучающихся по развитию активного словарного запаса способствует развитию речи, коммуникации и познавательного интереса.
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития активного словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью, изучили особенности и условия развития активного словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью. На основании изученного материала мы разработали проект, направленный на развитие активного словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии». Разработанный нами проект
способствует, с одной стороны, развитию познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, с другой - создает благоприятные условия для качественного развития словаря и коммуникативных возможностей по теме: «Профессии», о чем говорят результаты контрольного эксперимента. Проект разработан в соответствии с интересами детей, работа осуществляется в тесной взаимосвязи как с педагогом, родителями, так и со сверстниками и способствует развитию навыков общения у детей; не требует больших материальных затрат, применяется в интеграции с другими областями.
В ходе проекта проведены диагностики, для первичного замера исходного уровня развития активного словарного запаса обучающихся по теме: «Профессии». Проведены классные часы, с целью знакомства с профессиями и составлен лекбук - «азбука профессий». Организована работа с родителями, в ходе подготовки презентаций и докладов о профессиях родителей. Проведены экскурсии в магазин, на почту, школьную столовую, медицинский кабинет и школьную библиотеку. Заключительным этапом проектной деятельности стал «Город мастеров», на каждой станции профессий обучающиеся выполнили увлекательные задания.
Далее проведен вторичный замер по выявлению уровня развития активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью. По данным диагностических методик, на основе сопоставления результатов первичного и вторичного замера можно сделать вывод, о положительной динамике развития активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью за период реализации проекта «Все профессии важны!»: повысился словарный запас имен существительных и глаголов по теме профессии, многие обучающие свободно употребляют названия с местами работы предъявленных профессий. Некоторые обучающиеся смогли ответить на вопросы «Какой?», но при этом использовали однотипные прилагательные - красивый, хороший, добрый.
Так как проект вызвал позитивный эмоциональный отклик у обучающихся и интерес к теме «Профессии», считаем необходим увеличить время проектной деятельности до шести месяцев, и на изучении каждой отдельной профессии отводить неделю. С целью более глубокого изучения разнообразных профессий важно внедрять в проект еще больше практических игр, заданий с приглашением представителей разнообразных профессий, в том числе из числа родителей, чаще использовать динамичные классные часы с широким применением таких форм работы, как викторины, сюжетно-ролевые игры.
Анализ результатов реализации проекта показал, что при условии широкого использования разнообразного наглядного материала, осуществлении свободного общения педагога с обучающимися, проведении экскурсий, осуществлении тесной работы с родителями и разными представителями профессий, проект «Все профессии важны!» является результативным средством развития словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью!
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. для учителя / А. К. Аксенова,
Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 174 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Алышева, Т. В. Олигофренопедагогика : учеб. для студентов вузов / Т. В. Алышева [и др.]. - М. : Дрофа, 2009. - 400 с.
5. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : Прометей, 2013. - 193 с.
6. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Н. А. Иполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред.
М. Т. Баранова. - М. : Академия, 2001. - 368 с.
7. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология / Н. Л. Белопольская. - М. : Христоматия, 2010. - 351 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. М. Бородич. - М. : Просвеещение, 2004. - 256 с.
9. Бородич, А. М. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. - М. : Просвещение, 1999. - 220 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 2010. - 176 с.
11. Возрастные особенности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1996. - 797 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 144 с.
13. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе : пособ. для учит. и студ. деф. факультетов / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 2008. - 416 с.
14. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский ; под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 488 с.
15. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - М. : Учпедгиз, 1935. - 81 с.
16. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
17. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : книга для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : Просвещение, 2008. - 72 с.
18. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. - М. : Просвещение, 1965. - 272 с.
19. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2007. - 210 с.
20. Дмитриева, А. И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ XIII вида : учебное пособие / А. И. Дмитриева. - М. : МПСИ, 2009. - 128 с.
21. Добромыслов, В. А. Развитие речи в связи с изучением грамматики: (Морфология) / В. А. Добромыслов. - М. : АПН РСФСР, 1954. - 64 с.
22. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова. - М. : Педагогика, 1993. - 152 с.
23. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева ; под ред. Т. Б. Епифанцевой. - 2-е изд. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. - 486 с.
24. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. - М. : Академия, 2007. - 589 с.
25. Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. Г. Зикеев. - М. : Академия, 2002. - 176 с.
26. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А. Г. Зикеев. - М. : Академия, 2012. - 200 с.
27. Зыкова, М. А. О речевом общении умственно отсталых младших школьников / М. А. Зыкова // Дефектология. - 2001. - № 3. - С. 10-13.
28. Исаев, Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова - СПб., КАРО, 2012. - 176 с.
29. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения : книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М. : ЛИНКА-Пресс, 1994. - 191 с.
30. Кобзарева, Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж : Учитель, 2001. - 80 с.
31. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия для детей с ОНР : учеб.-метод. пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : ГНОМ и Д, 2000. - 104 с.
32. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1975. - 140 с.
33. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : книга для логопеда / Р. И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 224 с.
34. Лапп, Е. А. Логопедический практикум в специальной коррекционной школе VIII вида : учеб. пособ. / Е. А. Лапп. - Саратов : Вузовское образование, 2013. - 96 с.
35. Логопатопсихология / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 285 с.
36. Логопедия : метод. пособ. в 5 книгах. - М. : Владос, 2008. - 480 с.
37. Львов, М. И. Методика развития речи старших дошкольников / М. И. Львов. - М. : Просвещение, 2008. - 176 с.
38. Ляпидевский, С. С. Клиника олигофрении / С. С. Ляпивецкий, В. И. Шостак. - М. : Просвещение, 1973. - 136 с.
39. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. спец. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. - М. : Академия, 2011. - 224 с.
40. Международная классификация болезней 10-го пересмотра : Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, онлайн версия. - URL:http://mkb-10.com/index.php?pid=4380(дата обращения: 13.02.19).
41. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности : учеб. пособ. к спец. курсу / В. С. Мухина ; под ред. В. С. Мухиной. - М. : МГПИ, 1985. - 103 с.
42. Мышление и речь / под ред. Н. И. Жинкина, Ф. Н. Шемякина.- М. : АПН РФ, 1993. - 272 с.
43. Немов, Р. С. Психология : в 3 т. Т. 1 : Общие основы психологии : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
44. Олигофренопедагогика: учеб. для студентов вузов ; под ред. Т. В. Алышева [и др.]. - М. : Дрофа, 2009. - 400 с.
45. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособ. для студ. деф. фак-тов пед. ин-тов. О. В. Правдина. - 2-е, доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
46. Примерная адаптивная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития : Реестр примерных основных образовательных программ // Городской метод. центр. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/primemaya-adapt-osnovnaya-obraz-programa-obuch-s-umstv-otstalostiu.html(дата обращения: 15.01.19).
47. Переслени, П. И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и ЗПР / П. И. Переслени, Т. А. Фотенова // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 3-10.
48. Петрова, В. Г. Обучение учащихся 1- 4 классов вспомогательной школы: пособ. для учит. / В. Г. Петрова. - М. : Просвещение, 1983. - 208 с.
49. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. Г. Петрова ; под ред. В. Г. Петровой, И. В. Беляковой. - М. : Академия, 2004. - 160 с.
50. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособ. для студ. пед. инстит. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1979. - 431 с.
51. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Акодемия, 2009. - 272 с.
52. Селиверстов, В. И. Истории логопедии. Медико-педагогические основы : учеб. пособие / В. И. Селиверстов. - М. : Академический проект, 2015. - 384 с.
53. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М. : Советская Энциклопедия, 1969. - 608 с.
54. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. - М. : Пилигрим, 2010. - 486 с.
55. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И. А. Смирнова. - СПб., 2006. - 144 с.
56. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе : учебник для студентов факультетов русского языка и литературы / А. В. Текучев. - 3-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1980. - 414 с.
57. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1985. - 162 с.
58. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. - М. : АПН РФ, 1990. - 240 с.
59. Федосеева, Е. С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) : учеб. пособие / Е. С. Федосеева, М. В. Ярикова. - М. : Ай Пи Ар Букс, 2015. - 176 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). - URL:
https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/(дата обращения: 20.09.2021).
61. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : принят от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. - М. : Омега-Л, 2017. - 142 с.
62. Эйдемиллер, Э. Г. Детская психиатрия / Э. Г. Эйдемиллер. - СПб. : Питер, 2005. - 1120 с.
63. Якубова, Н. Б. Развитие речи учащихся коррекционного класса / Н. Б. Якубова // Начальная школа. - 1994. - № 2. - С. 23-26.