Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА 7
1.1. Понятие и структура социокультурной компетенции 7
1.2. Опыт формирования социокультурной компетенции младших
школьников 14
1.3 Формирование социокультурной компетенции младших школьников
средствами театра 17
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА 28
2.1 Описание базы исследования 28
2.2. Диагностика и анализ уровня сформированности социокультурной
компетенции 28
2.3. Описание методики театральной деятельности, используемой в
эксперименте 35
2.4. Диагностика и анализ уровня сформированности социокультурной
компетенции 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Социально-культурная ситуация в России и в мире претерпела существенные изменения за последние несколько десятков лет. Общество вступило в постиндустриальную цифровую эпоху, характеризующую совершенно новые отношения между людьми. Человеческий разум смог создать «совершенные» механизмы, способные производить общественно­необходимый продукт, замещая труд людей. У человека стало больше времени на досуговую деятельность. Это время можно расходовать на самосовершенствование, развитие социальных связей, укрепление семейных уз.
Однако, в мировом пространстве наблюдается опасная тенденция - замещение реальной жизни виртуальным нахождением. Психиатр Андрей Курпатов, занимающийся проблемами мозга, все чаще делает сенсационные заявления, основанные на опыте многолетних исследований. Согласно данным наблюдениям, у детей вследствие взаимодействия с гаджетами появляются серьезные психические и социальные проблемы. Маленький человек развивается медленно, поскольку у него при общении с гаджетом не возникают новые нейронные связи. Эти связи формируются в процессе мышления. При общении же с гаджетами происходит пассивное восприятие информации. Такое «замещение» реальной жизни становится не только психической потребностью, но и закрепляется на физическом уровне, вызывая слабоумие подрастающего человека. Не развиваются отделы головного мозга, связанные с установлением социальных связей. В психологии деятельности практически признанной аксиомой является утверждение о том, что способность совершать какие- либо виды деятельности формируется в результате этой деятельности. Общение подрастающего поколения происходит в его наиболее упрощенных формах. Вместо глубоких чувственных посланий в настоящее время используется ограниченная система знаков-смайликов, с ограниченной эмоциональной смысловой нагрузкой.
Человек становится выключенным не только из умственной деятельности, но и становится исключенным из социально-культурного взаимодействия. Все больше ощущает себя несчастным, испытывает неудовлетворенность по поводу своей жизни, своего окружения, жизненных целей и ожиданий. Человека настигают депрессивные состояния. Эмоциональные провалы.
Одним из наиболее вероятных выходов в преодолении технократического натиска на личность видится в организации активной социальной деятельности детей, а также создание условий для их подлинной эмоциональной и мыслительной жизни. Поскольку одним из ведущих видов деятельности детей является игра, необходимо игровое действие переводить в реальное физическое пространство. А. Курпатов пишет о том, что максимальное время препровождения ребенка до 10 лет за экраном не должно превышать 15-30 минут. Имеется в виду экран как телевизора, монитор компьютера, так и экран смартфона. Такое время не наносит разуму ребенка значительного вреда. Остальное время, ребенка, отведенного для его развития и досуга, может быть проведено в реальном самостоятельном действии или взаимодействии с другими людьми.
Детский театр, как форма игрового взаимодействия детей, на наш взгляд, является весьма интересной и результативной, в смысле образования ребенка, формой взаимодействия. Социально-культурное взаимодействие, организованное для детей призвано развивать и социально-культурную компетентность как способность к взаимодействию детей в процессах создания, освоения, сохранения и распространения определенных ценностей культуры. Относительно театральной деятельности можно рассматривать как ценность индивидуальное развитие личности ребенка, его интеллектуальной, эмоциональной, волевой, физической сфер, формирование направленностей ребенка, его мировоззрения. Получение знаний, не только общественных, но и индивидуальных. Освоение ценностей воспитания: патриотического, эстетического, этического, ценностей толерантности, любви и внимания к окружающим людям. Социальные ценности - внимание к людям, осознание ценности окружающих людей.
Противоречия, лежащие в основе исследования, лежат в области недостаточного использование возможностей формирования социально - культурных компетенций младших школьников и реальным наличием таких возможностей.
Успешная социализация, развитие социально - культурной компетенции являются важными факторами целостного процесса развития личности ребенка в различных сферах жизнедеятельности и отношений с миром.
Ключевые направленности движения осуществления компетентного расклада в нашей просветительной практике выявляются в изучениях Агаповой И.Г [3], В.И. Байденко [8], Болотовой В.А [10], Зимней И.А [13], Серикова В.А [39], Хуторсковой А.Г [43] и др.
На сегодняшний день, появилось множество новой научно - теоретической и научно - методической работы, где анализируется суть компетентного расклада, а так же трудности развития основных компетенций.
Задача развития социокультурной компетенции обучающихся исследовалась такими известными педагогами, как Н.В. Баграмовой [9], Е.В. Кавнатской, Н.Н [21], Ефремовой, Р.П [15] Мильруд П.В [30], Сысоевой, М.А [37], Байрам В.А [12], Нойнер Г.Д [26]. Большая часть проанализированных нами их трудов отдана развитию социокультурной компетенции учащихся.
Однако вопрос о формировании социально - культурной компетенции младших школьников в процессе сценической деятельности изучены недостаточно. Огромное желание отыскать пути разрешения данных противоречий определило ведущую проблему нашего изучения, которая заключается в поиске наиболее эффективных методов и приемов формирования социокультурных компетенций у младших школьников через сценическую деятельность.
Объект исследования - развитие социокультурной компетенции младших школьников.
Предмет исследования - развитие социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста средствами театра.
Цель исследования: на основании анализа уровня сформированности социокультурной компетенции детей разработать рекомендации по ее развитию.
Задачи.
1. Определить понятие и структура социокультурной компетенции.
2. Проанализировать опыт формирования социокультурной компетенции младших школьников.
3. Изучить возможность формирование социокультурной компетенции младших школьников средствами театра.
4. Описать базу исследования
5. Провести диагностику и анализ уровня сформированности социокультурной компетенции.
6. Разработать методические рекомендации по развитию социокультурной компетенции средствами театра.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения,
библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст - крайне важный период в жизни человека. Это время включения в учебную деятельность, освоения теоретических знаний, бурного физического развития. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
Вовлечение ребенка в театральную деятельность помогает развить его коммуникативные навыки, расширить область социальных контактов, дать возможность проявить свои творческие способности, свои эмоции.
Большой развивающий потенциал театральной деятельности заключается в:
• коллективности деятельности;
• элементах игровой деятельности;
• необходимости действовать и общаться;
• самостоятельности выбора и организации собственного участия в деятельности;
• необходимости активизации познавательных способностей.
С целью определения степени влияния театрализованной деятельности в процессе обучения на развитие социокультурной компетенции младшего школьника нами была организована и проведена экспериментальная работа. Она включала в себя три этапа.
На первом этапе были изучены теоретические аспекты данной проблемы. Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что данный вопрос оказался малоизучен в практической деятельности. На втором этапе апробировалась методика театрализованной деятельности в младшей школе А.П. Ершовой. На третьем этапе был проведен контрольный замер в виде конкурса «Театр вокруг нас», позволивший определить успешность проделанной работы.
В исследовании использовалась методика А.П. Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе», задачами которой явились знакомство с основами театральной деятельности, развитие речевой активности младших школьников, развитие навыков коллективной деятельности, сотрудничества и партнерства. А также развитие базовых познавательных способностей: мышления, воображения, внимания,
восприятия; гражданское, правовое, нравственное, эстетическое воспитание; развитие интеллекта; социализация младших школьников, расширение круга их социальной активности.
Нами была проведена серия занятий на основе данной методики, направленных на знакомство с театром и театральной деятельностью вообще, освоение средств выразительности, формирование представлений об образе героя в театре, знакомство с компонентами исполнительской деятельности. Основные задачи реализовывались с помощью игровой деятельности, импровизаций, театральных инсценировок и постановок, просмотров спектаклей.
По окончанию курса занятий был организован конкурс, в котором участники эксперимента смогли продемонстрировать свои результаты в достижении и приобретении важных навыков и умений.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного измерений доказывают целесообразность и эффективность использования театрализованных занятий как средства социокультурной компетенции у младших школьников.
На основании анализа литературных источников, наблюдения за способами организации театрализованных занятий в школе, нами были сформулированы основные методические рекомендации по включению театральных занятий в учебный процесс младшей школы:
• необходимо учитывать возрастные особенности развития учащихся в процессе проектирования занятий;
• занятия должны строиться на основе игровых элементов, театральных импровизаций, театральных инсценировок и постановок;
• важно организовать благоприятную атмосферу для коллективной деятельности театральной группы, включать в театральные постановки сверстников и взрослых;
• для достижения положительных эффектов необходимо координировать деятельность всех педагогов, так или иначе вовлеченных в образовательный процесс;
• необходимо расширять социальный опыт ученика, формировать критическое отношение к театральным постановкам.
Таким образом, можно утверждать, что сформулированная в начале исследования гипотеза доказана, все поставленные задачи выполнены.


1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков [Текст] /Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - СПБ.: Златоуст, 1999 - 334 с.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.- №4.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4. Басина Н.Э Театральная педагогика как средство создания
развивающей образовательной среды: Образовательная программа
повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005. - 160 с.
6. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей в обстоятельствах прямого доступа образовательного учреждения. - Ставрополь, 2002. - С.87-88.
7. Белякова Н. М. Формирование социокультурной компетенции у студентов начальных курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети Интернет [Текст]: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02. - СПБ, 2008. - 24 с.
8. Василюк Ф.Е. Психологические переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.
9. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка [Текст] / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе. - 2003. № 2. - С. 30-35.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
11. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 28-37.
12. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам [Текст] / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. С. 49
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2000.
14. Гусева А. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению (школа с углубленным изучением иностранных языков, французский язык) [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2002. - 38 с.
15. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. науч. трудов.- М., 1992...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ