Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование просодической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на логопедических и музыкальных занятиях

Работа №94082

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


.ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
псевдобульбарной дизартрией 7
1.2. Развитие просодической стороны речи у детей в норме 11
1.3. Характеристика просодической стороны речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Принципы и методика логопедического обследования обучающихся
старшего дошкольного возраста 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 38
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и основные направления работы
по формированию просодической стороны речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией 38
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию просодической
стороны речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях 41
3.3. Методические рекомендации музыкальному руководителю по
формированию просодической стороны речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией на музыкальных занятиях 42
3.4. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 122

Часто встречающимся речевым нарушением является псевдобульбарная дизартрия, которая в наше время имеет тенденцию к постоянному росту.
Псевдобульбарная дизартрия — это нарушение фонетических и просодических компонентов речи, которое наступает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [30].
Е. Ф. Архипова, в своих работах отмечает, что в каждой группе для детей с ОНР до 50% детей, а в группе с ФФНР — до 35% детей имеют диагноз псевдобульбарная дизартрия.
Изучением псевдобульбарной дизартрией занимался ряд ученных из разных областей педагоги, лингвисты, неврологи и нейропсихологи.
Данной теме посвящены работы следующих авторов: И. Б. Карелиной, О. А. Токаревой, Е. Н. Винарской, А. М. Пулатова, Е. М. Мастюковой, М. В. Ипполитовой, Е. Ф. Соботович.
Нарушенные просодические компоненты речи отрицательно влияют на внятность речи, её разборчивость и эмоциональную выраженность. У детей с данными нарушениями речь монотонна, невнятная из -за чего не формируется слуховое восприятие, что влечёт за собой нарушение произношения звуков или групп звуков.
Коммуникативные навыки, зависят от нарушений просодической стороны речи. Стоит учитывать, что общение является главным фактором формирования личности, видом деятельности, через которую ребенок познает и оценивает себя и взаимодействует с другими людьми. Также благодаря общению у ребенка развивается речемыслительная и познавательная деятельности.
Опираясь на выше сказанное, наблюдается, что при псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста нарушены компоненты просодической речи, которую нужно развивать и корректировать.
Актуальностью нашей темы является, сокращение образовательных дошкольных учреждений, занятость родителей, отдалённость специализированного детского сада от места проживания и сокращение кадров.
В наше время во многих детских садах отсутствуют логопеды, дефектологи и психологи, что затрудняет организовать качественную коррекционную работу с проблемами в развитии у детей.
Нами решено икать пути обхождения данной проблемы. Мы решили, на музыкальных занятиях ввести ряд упражнений на развитие просодических компонентов речи, в качестве логопедической помощи.
Объект исследования - просодическая сторона речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - формирование просодической стороны речи на логопедических и музыкальных занятиях у обучающихся старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - спланировать и апробировать содержание работы логопеда и музыкального руководителя по формированию просодической стороны речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня развития просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
3. Спланировать и апробировать содержание работы логопеда и составить методические рекомендации музыкальному руководителю по формированию просодической стороны речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией, проанализировать результаты.
Методологическую основу исследования составили современные научные исследования и работы отечественных психологов и логопедов о нормах формировании речи у детей старшего дошкольного возраста, а также о формировании аномального развития. Нами были использованы теоретические и методологические труды следующих авторов: (Е. Ф. Архипова; Р. Е. Левина; И. А. Поварова; Т. Б. Филичева; Г. В. Чиркина; М. Е. Хватцев; Л. В. Бондарко; А. М. Гвоздев; Л. Р. Зиндер; Н. Д. Светозарова; Л. В. Щерба; Н. Х. Швачкин.
В практическую значимость вошли, проведение первичной и повторной диагностики, составление содержания логопедической работы, подбор практических упражнений по развитию просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и составление методических рекомендаций музыкальному руководителю, направленных на развитие просодической стороны речи на музыкальных занятиях.
База исследования: экспериментальная часть работы проводилась на безе МБДОУ «Детский сад № 93» г. Каменск-Уральский.
В структуру нашего исследования вошли: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире на первый план выходит коммуникация человека с людьми используя речь. Речь - сложный, многоаспектный процесс, включающий в себя просодические компоненты речи. При нормальном формировании всех компонентов, человек чувствует себя увереннее в процессе коммуникации, доносит свою мысль в полном объеме.
Нами проведен теоретический и методический анамнез научной литературы посвящённой изучение просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и методы ее коррекции не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных посредствам логоритмики.
Данной темой занимался ряд следующих авторов: Н. А. Власова, А. Н. Гвоздев, А. Н. Жинкин, В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Е. Э Артемова, Е. А. Брызгунова, Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Н. В. Серебрякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова , Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л. С. Волкова, Е. М. Мастюкова и другие.
Проблема изучения нарушений просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также методов их коррекции средствами логоритмики недостаточно разработана, поэтому не потеряла интерес к её изучению и в настоящее время.
Работа была проведена в три этапа:
На первом этапе нами проводилось изучение и анализ психолого­педагогической литературы по проблеме просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и методов ее коррекции.
На втором этапе нами проведен констатирующий эксперимент по методике Е. Ф. Архиповой.
На третьем этапе нами были разработаны рекомендации музыкальном руководителю, составлен комплекс заданий, составлен перспективный план логопедической работы.
По результатам экспериментального исследования нами проведен его анализ и сделаны выводы.
Анализ изученной литературы, посвящённых изучению нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, говорит о том, что у данной категории детей нарушены компоненты интонации, голос слабый, хриплый иногда с назальным оттенком, дыхание чаще ускоренно, темп речи ускорен. Сама речь монотонна, невыразительная и вялая. Основные типы интонации воспринимаются и воспроизводятся с ошибками, из-за чего речевой слух сформирован недостаточно и недоразвито слуховое внимание.
В ходе методики обследования нами были обследованы следующие компоненты просодической стороны речи: восприятие и воспроизведение типов интонации; восприятие и воспроизведение ритма; восприятие и воспроизведение логического ударения; модуляции голоса по силе и высоте; восприятие и воспроизведение тембра голоса; речевое дыхание и темпо­ритмическая организация речи.
В ходе проведенного нами исследования состояния просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией были выявлены следующие нарушения:
Нарушено восприятие ритма, большинство детей справлялись только с помощью логопеда, не замечая свои ошибки. При воспроизведении ритмического рисунка у детей возникали трудности без зрительного контроля.
Отмечены нарушения при обследовании интонационных процессов, большую трудность составляли задания на дифференциацию различных типов интонации и определения их в предложениях. Отмечены трудности при воспроизведении восклицательной и повествовательной интонации.
У данной группы отмечается, что голос недостаточно модулирован по силе и высоте голоса, детям трудно давались изменения высоты голоса, а также увеличение или уменьшение силы голоса.
Дети допускали ошибки при выделении логического ударения или не выделяли совсем.
Отмечается, что объем и сила выдоха снижена, дети не дифференцируют носовой и ротовой выдох, сам речевой выдох ослаблен, дыхание верхнеключичное.
У детей возникали трудности при изменении темпа речи, трудно было переходить от быстрого темпа к медленному и наоборот.
На основании результатов диагностики просодической стороны речи у 10 детей с псевдобульбарной дизартрией были составлены рекомендации музыкальному руководителю по проведению логоритмики на музыкальных занятиях, для развития просодической стороны речи детей с псевдобульбарной дизартрии в условиях дошкольного образовательного учреждения, параллельно велась коррекционная логопедическая работа.
Анализируя результаты повторных диагностик, следует отметить, что результаты незначительно изменились в положительную сторону по всем компонентам просодической стороны речи, за короткий срок.
Соблюденные рекомендаций музыкальным руководителем о внедрении логоритмики на музыкальных занятиях также положительно влияют на формирование просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях детского сада. Музыкальным руководителем отмечалось, что дети проявляли больший интерес к занятию, они с удовольствием выполняли новые задания.


1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед : пол. справ. / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. - Москва :Эксмо, 2007. - 496 с.
2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошколь­ников с речевыми нарушениями : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Э. Артемова ; Моск. гос. открытом пед. ун- им. М. А. Шолохова. - Москва, 2005. - 156 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 320 с.
5. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика : методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кисля­кова / под ред. Г. А, Волковой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - 109 с.
6. Барышникова, С. М. Логопедическая ритмика в рамках коррекционно­развивающей работы ДОУ / С. М. Барышникова, Е. В. Козлова // Логопед. - 2006. - № 4. - С. 21-26.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
8. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгу- нова. - Москва : Рус. яз., 1981. - 279 с.
9. Верясова, Т. В. Игротренинг по развитию моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи на логоритмических занятиях : учеб. пособие / Т. В. Верясова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2001. - 39 с.
10. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель : Транзиткнига, 2005. - 314 с.
11. Винарская, Е. Н Возрастная фонетика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомолова. - Москва : АСТ : Астрель,
2005. - 206 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель : АСТ, 2006. - 141 с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : периодика ран. развития : эмоц. предпосылки освоения яз. : кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 159 с.
14. Винарская, Е. Н. Современное состояние проблнм дизартрии / Е. Н. Винарская // Хрестоматия по логопедии : (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва.,: ВЛАДОС, 1997. - С. 268-284.
15. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика : пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - Москва : ВЛАДОС, 1996. - 240 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ