ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Онтогенетические закономерности становления
звукопроизносительной стороны речи у детей 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Особенности нарушения звукопроизносительной стороны речи у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация и принципы изучения состояния неречевых и речевых
функций у старших дошкольников 22
2.2. Методика изучения состояния неречевых функций у старших
дошкольников и анализ полученных результатов 25
2.3. Методика изучения состояния речевых функций у старших
дошкольников и анализ полученных результатов 29
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИИ 37
3.1. Организация и принципы логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 37
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 39
3.3. Анализ результатов работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 118
Актуальность
На данный момент исследования, касающиеся псевдобульбарной дизартрии, рассматриваются во многих аспектах: психолого-педагогический, клинический, нейролингвистический и др.
Актуальность данных исследований является результатом распространенности псевдобульбарной дизартрии у детей разных возрастных групп. Поэтому возникает потребность в предупреждении и преодолении проблем у данной категории детей. Это касается не только успехов в детском саду, но и при поступлении в школу (преодоление школьной дезадаптации). Поскольку именно в школе у детей начинают активно проявляться проблемы: низкая успеваемость, трудности взаимоотношений с
окружающими и т. д.
Псевдобульбарная дизартрия характеризуется комплексом нарушений в устной речи: нарушения фонетической стороны речи или
звукопроизношения и просодической стороны речи, нарушения слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия, и в дальнейшем - нарушение лексико-грамматического строя речи.
Самым распространенным нарушением у детей дошкольного возраста является легкая степень псевдобульбарной дизартрии. Ведущим дефектом при этом являются нарушения звукопроизношения, которые носят стойкий характер и схожие по своим проявлениям с другими артикуляционными нарушениями. Такие нарушения звукопроизношения трудно
дифференцируются и поддаются коррекции.
В логопедии недостаточно разработанных методов диагностики и коррекции легкой степени псевдобульбарной дизартрии, именно поэтому специальная организация логопедической помощи детям с легкой степень псевдобульбарной дизартрией является актуальной проблемой, особенно при учете распространенности дефекта.
Коррекционное воздействие псевдобульбарной дизартрией должно носить комплексный характер и длительное время воздействия.
Цель исследования: изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и разработать содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений звукопроизношения.
Объект исследования: моторные функции, звукопроизносительная сторона речи и фонематические процессы у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: процесс коррекционной работы по
устранению нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности речевых и неречевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией, проанализировать полученные результаты.
3. Определить содержание и методы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на коррекцию звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
5. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности проведенной логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего педагогического эксперимента).
База исследования: МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 524. Исследование проводилось в период со 2 сентября по 8 ноября 2019 года.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы и приложений.
Проведенное изучение научной литературы по теме исследования дает возможность сделать выводы о состоянии звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Для таких детей характерны нарушения разных сфер, как речевой, так и неречевой, проявляющиеся в нарушениях: моторики, звукопроизношения в виде искажений, замен звуков близких по акустическим и артикуляционным признакам, смешения или пропусков. В дальнейшем эти нарушения отрицательно сказываются на других речевых функциях, таких как фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, а также на формировании высших психических функций.
В возрасте 5 лет у детей с нормативным речевым развитием заканчивается процесс формирования фонетической стороны речи. В то время как у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией наблюдается незначительное отставание от норм развития, что проявляется в нарушениях овладением языковыми и речевыми нормами. К основным нарушениям звукопроизношения относят антропофонические (искажения звуков) и фонологические дефекты (замены, смешения, пропуски). У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией нарушения звукопроизношения могут проявляться в виде мономорфных или полиморфных нарушениях, чаще всего встречаются полиморфные нарушения.
При правильном исследовании и знании данных особенностей детей с дизартрией становится возможным правильное составление плана коррекционной работы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что для всей обследованной группы детей (10 человек) необходимо провести специальные мероприятия, направленные на коррекцию
звукопроизношения. Это обусловлено тем, что у всех обследованных детей были выявлены различные (в основном полиморфные) нарушения звукопроизношения, а также нарушения в моторной сфере.
На основании результатов обследования и с учетом общих и специальных принципов построения логопедической работы была проведена коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией с особым акцентом на артикуляционную гимнастику. Целью логопедической работы являлась коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Достижение поставленной цели возможно при выполнении ряда задач:
• работа по совершенствованию новых речевых навыков;
• автоматизация звуков в собственной речи детей, преодоление устоявшихся речевых стереотипов;
• развитие коммуникативных навыков и интереса к общению.
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у обследованной группы детей состояла из нескольких этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Постановки требуемых звуков (от артикуляционной гимнастики).
3. Автоматизация поставленного звука.
4. Дифференциация смешиваемых звуков.
На основании работы по проведению логопедических занятий с целью коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией можно говорить об эффективности подобранной формы работы. У детей наблюдается положительная динамика не только в состоянии звукопроизношения, но и при обследовании моторной сферы, а также фонематических процессов. Продолжая работу по предлагаемому плану можно значительно улучшить звукопроизношение и речь детей, что позволит им приблизиться к относительной норме к моменту их поступления в школу.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т. В. Александровна. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с. - Тест: непосредственный.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова // под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АСТ, 2005. - 192 с. - Тест: непосредственный.
3. Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е. С. Анищенкова. - М. : Астрель, 2006. - 158 с. - Тест: непосредственный.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика - Синтез, 1999.
• 272 с. - Тест: непосредственный.
5. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 1997. - 242 с.
• Тест: непосредственный.
6. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 224 с. - Тест: непосредственный.
7. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 319 с. - Тест: непосредственный.
8. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» /
Г. В. Бабина. - М. : Прометей, 2012. - 104 с. - Тест: непосредственный.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение. - 1964. - 90 с. - Тест:
непосредственный.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1989. - 160 с. - Тест: непосредственный.
11. Волкова, Г. Р. Логопедический массаж / Г. Р. Волкова. - М. : Академия, 2003. - 96 с. - Тест: непосредственный.
12. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2000. - 200 с. - Тест: непосредственный.
13. Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. - СПб. : Литра, 2016. - 47 с. - Тест: непосредственный.
14. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 - 7 лет / А. Е. Воронова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 144 с. - Тест: непосредственный.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : ЛПН РСФСР, 1961. - 471 с. - Тест: непосредственный...