Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по обогащению словаря глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №94080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Онтогенез глагольной лексики у обучающихся дошкольного
возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
1.3. Особенности развития глагольного словаря у обучающихся
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 27
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего этапа
эксперимента 27
2.2. Методика обследования глагольного словаря в экспрессивной и
импрессивной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 31
2.3. Анализ результатов исследования глагольного словаря в
экспрессивной и импрессивной речи у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 33
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 40
3.1. Организация и принципы логопедической работы по обогащению словаря глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 40
3.2. Содержание коррекционной логопедической работы по
обогащению глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 43
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

В настоящее время число детей с речевыми нарушениями значительно увеличивается. Они могут иметь нарушения как отдельных компонентов речи, таких как фонетика, лексика, грамматика, так и всех компонентов речи в целом, что приводит к общему недоразвитию речи (ОНР). Лексика является главным элементом, оказывает влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение слова является «единицей речевого общения» [12].
Состояние словарного запаса в процессе развития ребенка также зависит от его представлений об окружающей действительности.
В результате взаимодействия с различными предметами и при выполнении действий в ходе речевой и неречевой деятельности дети расширяют свой взгляд на окружающий мир. Речевой контакт со взрослыми, их взаимодействие с детьми является главным условием формирования психологической базы речи.
Отечественные и зарубежные ученые (Ю. Д. Апресян, Л. М. Васильев, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Ю. А. Левицкий, А. А. Потебня, А. А. Шахматов) считают, что наибольшие сложности у обучающихся возникают при освоении глагольного словаря, так как глагол является основой формирования фразы и внутренней речи. Исходя из концепции В. В. Виноградова можно сказать, что самой сложной и самой обширной грамматической категорией русского языка является глагол. Он более применимый, чем другие части речи [6]. Изучение глагольного словаря, у обучающихся с ОНР, является важным как в формировании речевого аппарата и внутренней речи, так и в оформлении лексико -грамматической стороны речи.
Такие ученые, как А. М. Борович, А. Н. Гвоздев, А. И. Максаков, Т. В. Туманова, С. Н. Цейтлин изучали глагольную лексику у обучающихся дошкольного возраста.
Отечественные и зарубежные лингвисты раскрывают главную роль глагола в организации синтаксических единиц, являющихся основой речевого общения (Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, В. В. Виноградов, С. Д. Канцельсон, А. А. Пешковский и др.).
Многие авторы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.) отмечают, что при ОНР развитие лексико-грамматической стороны речи является ключевым этапом в коррекционной работе. Несмотря на то, что большое количество исследований посвящено вопросу развития лексики обучающихся, проблема изучения именно глагольной лексики у детей с ОНР занимает важнейшее место в современной логопедии [16].
В связи с этим, изучение специфических особенностей нарушений глагольного словаря у обучающихся дошкольного возраста с ОНР, развитие активного и пассивного словаря глаголов и установление наиболее подходящих способов логопедической работы, является актуальной проблемой настоящего исследования.
Цель: теоретически обосновать и определить содержание
логопедической работы по обогащению глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект: изучение состояния глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: определение направления и содержание логопедической работы по обогащению глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать научно-теоретические материалы для системного изучения трудностей освоения глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР.
2. Определить основные принципы, цели и задачи, алгоритм проведения, содержание методик исследования при изучении уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР в рамках констатирующего эксперимента.
3. Апробировать содержание логопедической работы по обогащению глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР.
Методологическую основу исследования составляют концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, которые рассматривают основные подходы в образовании - деятельностный (разработан Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. А. Рубинштейном и развит в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина); дифференцированный (М. А. Данилова, Б. П. Есинов, В. А. Крутецкий, В. А. Орлов, Е. С. Рабунский); современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития лексико­грамматического строя речи в процессе онтогенеза и его значение для устной речи (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Е. С. Кубрякова, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.); современные представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии дошкольников (Н. С. Жукова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова и др.).
Структура и объём исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование по обогащению глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, позволило сделать следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи - это нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных как со звуковой, так и к смысловой стороной речи.
ОНР является результатом ряда причин обусловленных социальными и биологическими факторами, таких как: наследственная
предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятная социальная среда, ограниченность речевого общения, различные патологии, возникающие во время беременности матери.
У детей с ОНР наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного глагольного словаря; преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия; они не владеют близкими по смыслу глаголами; преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые редки, что не согласуется с нормой; лишь частично овладели грамматическими формами словоизменения, способами словообразования.
2. Констатирующий эксперимент был основан на довольно известных методиках, отраженных в данной работе в несколько адаптированной форме, с изменением некоторого лексического материала Е. Ф. Архипова, Т. П. Бессонова, Г. А. Волкова, В. С. Володина, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, О. Б. Иншакова, Н. В. Серебрякова, Е. А. Стребелева, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа экспериментального исследования содержит задания из некоторых авторских методик, результаты выполнения которых, были подвергнуты количественно-качественной обработке.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента,
сформированность активного глагольного словаря дошкольников не соответствует возрастной норме. Уровень владения пассивным глагольным словарем у большинства дошкольников находится на высоком уровне, а у некоторых - на уровне выше среднего. Возможность словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи также не соответствует условной возрастной норме. Плохое усвоение семантического аспекта, который является значимым для использования префикса или постфикса при словообразовании глаголов, приобретает устойчивый характер. Это значит, что дошкольники с ОНР III уровня недостаточно понимают различия, которые привносятся различными по значению приставками и суффиксами, что значительно сказывается на развитии речи в целом. Подтверждением этого являются замены в использовании продуктивных словообразовательных моделей менее продуктивными, замены реже встречающихся аффиксов на такие, которые встречаются чаще , использование неподходящего ситуации глагола, или повторение производящего глагола без каких-либо изменений. Словоизменение глаголов отметилось низким уровнем лишь у одного дошкольника.
Исходя из сделанных ранее выводов следует отметить, что процесс формирования глагольного словаря у обучающихся дошкольного возраста с ОНР III уровня, не может развиваться самостоятельно, это требует систематической и поэтапной коррекционной логопедической работы.
На этапе обучающего эксперимента была осуществлена логопедическая работа по обогащению глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе общих и специальных принципов образования.
Для формирования глагольного словаря у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были определены задачи и направления работы:
1) формирование навыков глагольного словаря (уточнение и расширение объема пассивного словаря глаголов; обогащение и активизация активного словаря глаголов (развитие умения использовать в собственной речи действий, которые относятся к одной или нескольким лексико­семантическим группам); развитие обобщения глаголов; укладывание словаря глаголов в памяти дошкольников организованно, упорядоченно по типу противопоставления и по типу семантических полей (формирование системной лексики, которая вызывает спонтанное развитие словаря у дошкольников, также помогает развитию памяти и мышления);
2) формирование навыков в формообразования и словообразования на уровне предикативного словаря: изменение глаголов (по числам, родам, лицам, временам, видам).
Для решения задач, изложенных выше, основывались на учете индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка, что помогло достичь положительных результатов логопедической работы.
По окончании обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, направленный на определение эффективности логопедической работы по обогащению словаря глаголов у старших дошкольников с ОНР III уровня. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал положительную динамику развития глагольного словаря у данной категории детей.
Таким образом, подобранное содержание логопедической работы по обогащению глагольного словаря может быть эффективным.


1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
3. Бутон, Ш. П. Развитие речи. Психолингвистика / Ш. П. Бутон ; под общ. ред. А. М. Шахнаровича. - Москва : Прогресс, 1984. - 324 с.
4. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Н. Розенталь, М. И. Фомина ; под ред. Н. С. Валгиной. - Москва. : Логос, 2002. - 528 с.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка : кн. для логопеда. / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
6. Виноградов, В. В. Вопросы современного русского словообразования / В. В. Виноградов. - Москва : Просвещение, 1951. - 35 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С . Н. Шаховской - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Искусство, 1972. - 114 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие устной речи. Детская речь / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 2006. - 368 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1961. - 470 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - Москва : АРКТИ,
2004. - 168 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айрис-пресс, 2005.
• 96 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1981. - 112 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. метод. пособие / Н. С. Жукова. - Москва : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Соц.-полит. журн., 1990. - 98 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ