ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Эмоциональное развитие как объект исследования психологопедагогической науки 5
1.2 Психологическая характеристика дошкольного возраста и специфика
развития эмоциональной сферы в данный период 23
1.3 Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника
в психологической литературе 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация и методы исследования уровня развития эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста из неполных семей 34
2.2 Работа по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 37
2.3 Исследование эмоционального развития дошкольников из неполных
семей 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Для ребенка дошкольного возраста определяющее значение имеет семья. В этой среде происходит его развитие, обучение и социализация. Такие особенности внутрисемейного устройства, как внутренние (например, характер детско-родительских отношений и пр.), так и внешние (например, полнота семьи, уровень ее жизнедеятельности и пр.) во многом влияют на особенности личностного развития ребенка.
На становление личности ребенка влияет и такой параметр семьи, как ее полнота. Так, существует мнение исследователей, что неполные семьи обладают особыми психолого-педагогическими характеристиками: невозможность выполнения семьей всех предназначенных ей функций, нехватка времени на воспитание ребенка, отсутствие примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье и т.д. Специфика психологопедагогических характеристик неполной семьи анализируется в работах Л.Б. Вяткиной, Т.Н. Горонковой, Н.В. Ивановой, А.А. Ласкина, Т.В. Савковой и пр. [7, 8, 13, 21, 31].
Так, одним из следствий неполноты семьи может являться низкий уровень развития у детей эмоциональной сферы. Эмоциональное формирование в литературе по психологии обусловливается как непростой, а также разноаспектный процесс, содержащий в себе градационное возникновение различных аффектов, усложнение взаимосвязей среди них, преобразование возможности к эмоциональной регулировке, увеличение осмысления собственных чувств также чувств других людей, а также правильность выражения эмоций и чувств. Вопрос формирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали Бреслав Г. М., Григорьева Г. Г., Запорожец А.В., Изотова Е. И., Кошелева А.Д., В. С. Мухина и пр. [3, 9, 12, 14, 19, 24].
Учитывая имеющиеся трудности, изобразительная деятельность как способ эмоционального формирования детей дошкольного возраста из неполной семьи представляется значимой в осуществлении различной практической деятельности, не исключая учебную деятельность. Эмоции играют существенную роль также в ходе становления личности. Они оказывают влияние на то, как ребенок воспринимает мир, могут помогать либо препятствовать развитию. Некоторые характерологические особенности также зависят от эмоций.
Объект исследования - чувственно-эмоциональная сфера детей дошкольного возраста из неполной семьи.
Предмет исследования - процесс эмоционального формирования детей дошкольного возраста из неполных семей посредством изобразительной деятельности.
Цель исследования - обнаружить возможности изобразительной деятельности как средства эмоционального развития ребенка дошкольного возраста из неполной семьи.
Исходя из поставленной цели исследования, нами сформулированы такие задачи:
1. провести теоретический анализ влияния семьи на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста:
• охарактеризовать эмоционально чувственную сферу как объект исследования психолого-педагогической науки;
• дать психологическую характеристику дошкольного возраста и описать специфику формирования эмоциональной сферы в нем;
• проанализировать влияние полноты семьи на эмоциональное состояние дошкольников.
2. обнаружить значимость изобразительной деятельности как средства развития ребенка дошкольного возраста;
организовать и провести исследование уровня эмоционального
развития детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
4. разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью, содействующий развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из неполных семей.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что занятия изобразительной деятельностью содействуют наиболее результативному развитию эмоциональной сферы детей из неполных семей при последующих условиях:
а) развитие положительного отношения детей к процессу рисования;
б) закрепление базовых умений в изобразительной деятельности;
в) применение произведений живописи в качестве средства побуждения к деятельности.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования эмоциональной сферы у детей в возрасте до 7 лет в полных и неполных семьях;
2. Психодиагностические методики:
«Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
3. Метод тестирования
4. Опытно-эксперементальная работа
5. Математико-статистические методы для сравнения показателей (Манна-Уитни, U и Уилкоксона, Т)
Экспериментальное изучение проходило на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 555 общеразвивающего вида. Участниками эксперимента стали сорок детей в возрасте 6-7 лет, при этом двадцать дошкольников из семей, которые относятся к категории «полные семьи», двадцать дошкольников - из категории «неполные семьи».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов эмпирического диагностического исследования, информационной памятки и практических рекомендаций для работы психологов и педагогов в дошкольном образовании. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 37 наименований, 1 приложение; в дипломной работе представлены 4 рисунков и 9 таблиц.
Решением первой задачи исследования стали результаты теоретического анализа литературы по проблеме влияния детскородительских отношений на уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Выделение и определение базовых понятий темы: эмоциональное развитие - это непростой, а также разноаспектный процесс, содержащий в себе градационное возникновение различных аффектов, усложнение взаимосвязей среди них, преобразование возможности к эмоциональной регулировке, увеличение осмысления собственных чувств, чувств других людей, а также правильность выражения эмоций и чувств. Неполная семья - это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что полнота семьи имеет влияние на развитие эмоционального благополучия ребенка: так, нарушение в структуре семьи может негативно сказываться на развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Причины неполного эмоционального развития дошкольников в неполных семьях: это и особенности условий функционирования неполной семьи, не конструктивность типа детско-родительских отношений и пр.
Также мы отследили тесную связь между эмоциональным развитием детей и изобразительной деятельностью, так как она содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Изобразительное искусство и собственная изобразительная деятельность имеют значимый потенциал для формирования личности в целом и эмоциональной сферы в частности.
Опираясь на данные, полученные в ходе анализа литературы по проблеме, мы теоретически обосновали зависимость уровня эмоционального развития детей от полноты семьи, так, дошкольники из неполных семей имеют более низкий уровень эмоционального развития в отличие от своих сверстников из полных семей. На основании этих данных, нами были сформированы две группы для исследования: экспериментальная и контрольная, преимущественно в группы входили дети из неполных семей (60%). После проведения всех этапов исследования, мы сделали вывод, что после проведения разработанного цикла занятий, дошкольники из неполных семей стали испытывать меньше трудностей при идентификации и вербализации различных эмоциональных состояний, тем самым демонстрируя более высокий уровень эмоционального развития, в отличие от таких же детей из контрольной группы, с которыми занятия не проводились. Мы заключили, что целенаправленное занятие изобразительной деятельностью, активное включение ребенка в процесс творчества способствуют улучшению уровня эмоционального развития. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
1. Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников. - М.: Лайда, 1995.
2. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1990.
5. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - Мн: Народная асвета, 1972. .
6. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые вокруг. - М.: Просвещение, 1993.
7. Вяткина Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-2. С. 442-445.
8. Горонкова Т.Н. Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях // URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/148686.
9. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000.
10. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. - М.: Молодая гвардия, 1986.
11. Жуковская Р.Н. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1985.
12. Запорожец А.В. «Психология». М. Просвещение. 1965 г.
13. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие.Череповец: ЧГУ, 2002. 150 с.
14. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65 - 77. 7.
15. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика. М.: Академия, 2004. 288 с...