ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Эмоциональное развитие как объект исследования психологопедагогической науки 5
1.2 Психологическая характеристика дошкольного возраста и специфика
развития эмоциональной сферы в данный период 23
1.3 Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника
в психологической литературе 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация и методы исследования уровня развития эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста из неполных семей 34
2.2 Работа по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 37
2.3 Исследование эмоционального развития дошкольников из неполных
семей 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Эмоциональное развитие как объект исследования психологопедагогической науки 5
1.2 Психологическая характеристика дошкольного возраста и специфика
развития эмоциональной сферы в данный период 23
1.3 Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника
в психологической литературе 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Организация и методы исследования уровня развития эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста из неполных семей 34
2.2 Работа по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 37
2.3 Исследование эмоционального развития дошкольников из неполных
семей 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Для ребенка дошкольного возраста определяющее значение имеет семья. В этой среде происходит его развитие, обучение и социализация. Такие особенности внутрисемейного устройства, как внутренние (например, характер детско-родительских отношений и пр.), так и внешние (например, полнота семьи, уровень ее жизнедеятельности и пр.) во многом влияют на особенности личностного развития ребенка.
На становление личности ребенка влияет и такой параметр семьи, как ее полнота. Так, существует мнение исследователей, что неполные семьи обладают особыми психолого-педагогическими характеристиками: невозможность выполнения семьей всех предназначенных ей функций, нехватка времени на воспитание ребенка, отсутствие примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье и т.д. Специфика психологопедагогических характеристик неполной семьи анализируется в работах Л.Б. Вяткиной, Т.Н. Горонковой, Н.В. Ивановой, А.А. Ласкина, Т.В. Савковой и пр. [7, 8, 13, 21, 31].
Так, одним из следствий неполноты семьи может являться низкий уровень развития у детей эмоциональной сферы. Эмоциональное формирование в литературе по психологии обусловливается как непростой, а также разноаспектный процесс, содержащий в себе градационное возникновение различных аффектов, усложнение взаимосвязей среди них, преобразование возможности к эмоциональной регулировке, увеличение осмысления собственных чувств также чувств других людей, а также правильность выражения эмоций и чувств. Вопрос формирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали Бреслав Г. М., Григорьева Г. Г., Запорожец А.В., Изотова Е. И., Кошелева А.Д., В. С. Мухина и пр. [3, 9, 12, 14, 19, 24].
Учитывая имеющиеся трудности, изобразительная деятельность как способ эмоционального формирования детей дошкольного возраста из неполной семьи представляется значимой в осуществлении различной практической деятельности, не исключая учебную деятельность. Эмоции играют существенную роль также в ходе становления личности. Они оказывают влияние на то, как ребенок воспринимает мир, могут помогать либо препятствовать развитию. Некоторые характерологические особенности также зависят от эмоций.
Объект исследования - чувственно-эмоциональная сфера детей дошкольного возраста из неполной семьи.
Предмет исследования - процесс эмоционального формирования детей дошкольного возраста из неполных семей посредством изобразительной деятельности.
Цель исследования - обнаружить возможности изобразительной деятельности как средства эмоционального развития ребенка дошкольного возраста из неполной семьи.
Исходя из поставленной цели исследования, нами сформулированы такие задачи:
1. провести теоретический анализ влияния семьи на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста:
• охарактеризовать эмоционально чувственную сферу как объект исследования психолого-педагогической науки;
• дать психологическую характеристику дошкольного возраста и описать специфику формирования эмоциональной сферы в нем;
• проанализировать влияние полноты семьи на эмоциональное состояние дошкольников.
2. обнаружить значимость изобразительной деятельности как средства развития ребенка дошкольного возраста;
организовать и провести исследование уровня эмоционального
развития детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
4. разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью, содействующий развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из неполных семей.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что занятия изобразительной деятельностью содействуют наиболее результативному развитию эмоциональной сферы детей из неполных семей при последующих условиях:
а) развитие положительного отношения детей к процессу рисования;
б) закрепление базовых умений в изобразительной деятельности;
в) применение произведений живописи в качестве средства побуждения к деятельности.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования эмоциональной сферы у детей в возрасте до 7 лет в полных и неполных семьях;
2. Психодиагностические методики:
«Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
3. Метод тестирования
4. Опытно-эксперементальная работа
5. Математико-статистические методы для сравнения показателей (Манна-Уитни, U и Уилкоксона, Т)
Экспериментальное изучение проходило на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 555 общеразвивающего вида. Участниками эксперимента стали сорок детей в возрасте 6-7 лет, при этом двадцать дошкольников из семей, которые относятся к категории «полные семьи», двадцать дошкольников - из категории «неполные семьи».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов эмпирического диагностического исследования, информационной памятки и практических рекомендаций для работы психологов и педагогов в дошкольном образовании. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 37 наименований, 1 приложение; в дипломной работе представлены 4 рисунков и 9 таблиц.
На становление личности ребенка влияет и такой параметр семьи, как ее полнота. Так, существует мнение исследователей, что неполные семьи обладают особыми психолого-педагогическими характеристиками: невозможность выполнения семьей всех предназначенных ей функций, нехватка времени на воспитание ребенка, отсутствие примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье и т.д. Специфика психологопедагогических характеристик неполной семьи анализируется в работах Л.Б. Вяткиной, Т.Н. Горонковой, Н.В. Ивановой, А.А. Ласкина, Т.В. Савковой и пр. [7, 8, 13, 21, 31].
Так, одним из следствий неполноты семьи может являться низкий уровень развития у детей эмоциональной сферы. Эмоциональное формирование в литературе по психологии обусловливается как непростой, а также разноаспектный процесс, содержащий в себе градационное возникновение различных аффектов, усложнение взаимосвязей среди них, преобразование возможности к эмоциональной регулировке, увеличение осмысления собственных чувств также чувств других людей, а также правильность выражения эмоций и чувств. Вопрос формирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали Бреслав Г. М., Григорьева Г. Г., Запорожец А.В., Изотова Е. И., Кошелева А.Д., В. С. Мухина и пр. [3, 9, 12, 14, 19, 24].
Учитывая имеющиеся трудности, изобразительная деятельность как способ эмоционального формирования детей дошкольного возраста из неполной семьи представляется значимой в осуществлении различной практической деятельности, не исключая учебную деятельность. Эмоции играют существенную роль также в ходе становления личности. Они оказывают влияние на то, как ребенок воспринимает мир, могут помогать либо препятствовать развитию. Некоторые характерологические особенности также зависят от эмоций.
Объект исследования - чувственно-эмоциональная сфера детей дошкольного возраста из неполной семьи.
Предмет исследования - процесс эмоционального формирования детей дошкольного возраста из неполных семей посредством изобразительной деятельности.
Цель исследования - обнаружить возможности изобразительной деятельности как средства эмоционального развития ребенка дошкольного возраста из неполной семьи.
Исходя из поставленной цели исследования, нами сформулированы такие задачи:
1. провести теоретический анализ влияния семьи на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста:
• охарактеризовать эмоционально чувственную сферу как объект исследования психолого-педагогической науки;
• дать психологическую характеристику дошкольного возраста и описать специфику формирования эмоциональной сферы в нем;
• проанализировать влияние полноты семьи на эмоциональное состояние дошкольников.
2. обнаружить значимость изобразительной деятельности как средства развития ребенка дошкольного возраста;
организовать и провести исследование уровня эмоционального
развития детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
4. разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью, содействующий развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из неполных семей.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что занятия изобразительной деятельностью содействуют наиболее результативному развитию эмоциональной сферы детей из неполных семей при последующих условиях:
а) развитие положительного отношения детей к процессу рисования;
б) закрепление базовых умений в изобразительной деятельности;
в) применение произведений живописи в качестве средства побуждения к деятельности.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования эмоциональной сферы у детей в возрасте до 7 лет в полных и неполных семьях;
2. Психодиагностические методики:
«Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
3. Метод тестирования
4. Опытно-эксперементальная работа
5. Математико-статистические методы для сравнения показателей (Манна-Уитни, U и Уилкоксона, Т)
Экспериментальное изучение проходило на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 555 общеразвивающего вида. Участниками эксперимента стали сорок детей в возрасте 6-7 лет, при этом двадцать дошкольников из семей, которые относятся к категории «полные семьи», двадцать дошкольников - из категории «неполные семьи».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов эмпирического диагностического исследования, информационной памятки и практических рекомендаций для работы психологов и педагогов в дошкольном образовании. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 37 наименований, 1 приложение; в дипломной работе представлены 4 рисунков и 9 таблиц.
Решением первой задачи исследования стали результаты теоретического анализа литературы по проблеме влияния детскородительских отношений на уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Выделение и определение базовых понятий темы: эмоциональное развитие - это непростой, а также разноаспектный процесс, содержащий в себе градационное возникновение различных аффектов, усложнение взаимосвязей среди них, преобразование возможности к эмоциональной регулировке, увеличение осмысления собственных чувств, чувств других людей, а также правильность выражения эмоций и чувств. Неполная семья - это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что полнота семьи имеет влияние на развитие эмоционального благополучия ребенка: так, нарушение в структуре семьи может негативно сказываться на развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Причины неполного эмоционального развития дошкольников в неполных семьях: это и особенности условий функционирования неполной семьи, не конструктивность типа детско-родительских отношений и пр.
Также мы отследили тесную связь между эмоциональным развитием детей и изобразительной деятельностью, так как она содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Изобразительное искусство и собственная изобразительная деятельность имеют значимый потенциал для формирования личности в целом и эмоциональной сферы в частности.
Опираясь на данные, полученные в ходе анализа литературы по проблеме, мы теоретически обосновали зависимость уровня эмоционального развития детей от полноты семьи, так, дошкольники из неполных семей имеют более низкий уровень эмоционального развития в отличие от своих сверстников из полных семей. На основании этих данных, нами были сформированы две группы для исследования: экспериментальная и контрольная, преимущественно в группы входили дети из неполных семей (60%). После проведения всех этапов исследования, мы сделали вывод, что после проведения разработанного цикла занятий, дошкольники из неполных семей стали испытывать меньше трудностей при идентификации и вербализации различных эмоциональных состояний, тем самым демонстрируя более высокий уровень эмоционального развития, в отличие от таких же детей из контрольной группы, с которыми занятия не проводились. Мы заключили, что целенаправленное занятие изобразительной деятельностью, активное включение ребенка в процесс творчества способствуют улучшению уровня эмоционального развития. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что полнота семьи имеет влияние на развитие эмоционального благополучия ребенка: так, нарушение в структуре семьи может негативно сказываться на развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Причины неполного эмоционального развития дошкольников в неполных семьях: это и особенности условий функционирования неполной семьи, не конструктивность типа детско-родительских отношений и пр.
Также мы отследили тесную связь между эмоциональным развитием детей и изобразительной деятельностью, так как она содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Изобразительное искусство и собственная изобразительная деятельность имеют значимый потенциал для формирования личности в целом и эмоциональной сферы в частности.
Опираясь на данные, полученные в ходе анализа литературы по проблеме, мы теоретически обосновали зависимость уровня эмоционального развития детей от полноты семьи, так, дошкольники из неполных семей имеют более низкий уровень эмоционального развития в отличие от своих сверстников из полных семей. На основании этих данных, нами были сформированы две группы для исследования: экспериментальная и контрольная, преимущественно в группы входили дети из неполных семей (60%). После проведения всех этапов исследования, мы сделали вывод, что после проведения разработанного цикла занятий, дошкольники из неполных семей стали испытывать меньше трудностей при идентификации и вербализации различных эмоциональных состояний, тем самым демонстрируя более высокий уровень эмоционального развития, в отличие от таких же детей из контрольной группы, с которыми занятия не проводились. Мы заключили, что целенаправленное занятие изобразительной деятельностью, активное включение ребенка в процесс творчества способствуют улучшению уровня эмоционального развития. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2021





