Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление нарушений звукопроизношения у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию

Работа №94073

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в
онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 15
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ
ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Цели, задачи, методика и организация исследования 29
2.2. Анализ результатов обследования неречевых функций детей старшего
дошкольного возраста 31
2.3. Анализ результатов обследования речевых функций детей старшего
дошкольного возраста 39
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 47
3.1. Цели, задачи и принципы организации работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 47
3.2. Содержание работы по преодолению нарушений звукопроизношения у
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 52
3.3. Контрольный этап исследования и анализ его результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100

Речь, как средство общения между людьми, является одной из высших психических функций и выполняет главную свою задачу - понимание и передача информации. Нарушения речи ведут к затруднениям в общении с окружающими и оказывают негативное влияние на всестороннее развитие ребенка, формирование его познавательной активности, приобретение и усвоение знаний, умений и навыков, а также социализацию.
Процесс становления звукопроизношения у детей является сложным и последовательным, так как ребенок учится управлять своими органами речи, контролировать собственную речь. Помочь каждому ребенку овладеть правильным произношением звуков и связной речью вне зависимости от физических и функциональных нарушений в развитии - основная задача образовательного процесса.
Особую важность в процессе речевого развития ребенка приобретает коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией.
По своей дисфункциональной природе, дизартрия является стойким нарушением произносительной стороны речи, обуславливаемым различными нарушениями центральной нервной системы, влияющими на речедвигательный аппарат ребенка [7]. Дизартрия имеет свои характерные особенности, заключающиеся в стойких нарушениях моторной сферы ребенка, воспроизводства звуковой и просодической составляющей речи, слоговой структуры слова и фонематических процессов [4, 7].
Стертая форма дизартрии на сегодняшний день является наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте нарушений речевого развития. При стертой дизартрии основным дефектом речи является нарушение звукопроизношения, представляющее значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Актуальность темы исследования обосновывается особой сложностью речевого дефекта в виде нарушения звукопроизношения, смазанности и невнятности речи при дизартрии. Наличие дефектов в звукопроизношении приводит к трудностям у ребенка в развитии всех сторон речи, а в дальнейшем - к сложностям в освоении чтения и письма. Проблемы эффективных диагностических процедур с целью выявления степени нарушения звукопроизношения и организации коррекционно­логопедической помощи детям с дизартрией остаются актуальными, учитывая распространенность данного дефекта.
Теоретическую основу исследования составили труды по проблеме овладения правильным звукопроизношением - Л.И. Беляковой [4, 5], Е.А. Дьяковой [5], Г.М. Ляминой [25], А.Р. Соболевой [44], Т.Б. Филичевой [42, 43], М.Ф. Фомичевой [45], М.Е. Хватцева [46]; по проблеме анализа и коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией - Е.Н. Винарской [7], Н.Н. Волосковой [4], И.Б. Карелиной [18], Е.М. Мастюковой [16], К.А. Семеновой [33], Н.В. Серебряковой [23]; по коррекционной деятельности логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения детей с дизартрией - Л.С. Волковой [21], Л.В. Лопатиной [23], Т.Б. Филичевой [44], Г.В. Чиркиной [42].
Объектом исследования является состояние моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования составляет процесс логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Целью выпускной квалификационной работы теоретическое и практическое исследование нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией, а также разработка программы логопедической коррекции.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературе по проблеме нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией.
2. Провести эксперимент и проанализировать показатели моторной сферы и звукопроизношения и фонематических процессов у детей с дизартрией и сделать выводы.
3. Разработать и реализовать коррекционно-логопедические мероприятия по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и оценить эффективность проведенной работы.
Методы исследования включали теоретический анализ литературы, констатирующий и контрольный эксперимент, обобщение собственного опыта коррекции речевых нарушений, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Диагностический процесс опирался на задания программы экспериментального исследования с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой [37].
База исследования: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 321 города Екатеринбурга. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с ФНР (стертая форма дизартрии).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам теоретического исследования преодоления нарушений в звукопроизношении у детей с дизартрией были сделаны следующие выводы.
Звукопроизношение - это процесс формирования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразующим и звукообразующим отделами речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС.
Развитие звукопроизношения происходит постепенно и в несколько этапов. Исследователи выделяют разное количество этапов в формировании детской речи, но все ученые сходятся во мнении, что обычно она охватывает период от одного года до шести лет.
Отмечается, что нарушения звукопроизношения являются одними из самых распространенных в структуре дефекта речи у детей с дизартрией и носят устойчивый характер. Такие нарушения провоцируют недоразвитие всех компонентов речи. Все это в совокупности усложняет подготовку ребенка к школе и говорит о том, что данная категория детей нуждается в логопедической коррекции.
Для планирования и проведения логопедической работы по преодолению нарушений звуковой стороны речи был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента было выявление нарушений в двигательной сфере, звукопроизношении, фонематическому восприятию звуков и планирования коррекционной работы у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного типа № 321 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с ФФНР (стертая форма дизартрии).
Диагностика проводилась по программе исследования на основе методических рекомендаций Н.М. Трубниковой.
В ходе констатирующего эксперимента у испытуемых были выявлены нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики.
Нарушения двигательной сферы, в свою очередь, сказывались на воспроизведении звуков. У всех детей наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушение звуков из нескольких групп). Наиболее сформированными группами являются: группа свистящих звуков - половина детей без нарушений и группа шипящих звуков - 4 ребенка без нарушений. Группа сонорных звуков у детей полностью нарушена.
У детей преобладает полиморфный вариант нарушение звукопроизношения, то есть у всех детей нарушены 2 и более фонетических групп. Наиболее распространенными дефектами являются замены и искажения. Отсутствие звуков присутствует в группе соноров. В большинстве случаев звуки в свистящих и шипящих группах сохраняются.
Нарушение звукового произношения оказывали влияние на состояние фонематических функций слуха. Показатели фонематического восприятия значительно выше. Вообще, дети правильно различают звуки на слух, ошибаясь только в тех звуках, которые произносятся неправильно сами.
Таким образом, анализ данных констатирующего эксперимента показал необходимость проведения логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
По результатам констатирующего эксперимента была проведена логопедическая работа, которая включала индивидуальные, групповые и фронтальные занятия. Каждый ребенок был вовлечен в эту работу.
Был составлен индивидуальный план работы с каждым из детей.
Общий план работ по звуковой коррекции осуществлялся в следующие этапы:
1. Подготовка артикуляционного аппарата, коррекция дыхания и голоса с целью дальнейшей коррекции нарушений звукопроизношения.
2. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
3. Работа по взаимодействию с родителями детей.
На индивидуальных занятиях проводилась работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, постановке проблемных звуков у всех детей, автоматизацию проблемных звуков у некоторых детей в зависимости от сложности речевого дефекта, развитие фонетических процессов. Работа проводилась с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В групповых занятиях детей с подобными нарушениями речи объединялись и осуществлялась автоматизацию звуков и их дифференциации. На групповых занятиях по дифференциации звуков проводился развитие правильного звукопроизношения с упражнениями в различении, повышенном или уточненном произношении звуков.
Для определения эффективности логопедической работы был проведен контрольный эксперимент.
Данные контрольного эксперимента показали улучшение результатов, но в ряде случаев оно незначительно и связано это в первую очередь с тем, что времени, отведенного на логопедические занятия с детьми, оказалось недостаточно для получения более стабильных положительных результатов.
Большинство детей имеют улучшения в моторной сфере. Состояние звукопроизношения показало незначительные изменения.
Устраненные дефекты речи:
• смешение [с^ш] у Инны Г.
• смешение [ж^з] у Паши О.
• [л] - межзубный у Оксаны Т.
Остальные дети не показали положительной динамики и все равно придется с ними работать, так как дефекты конкретной фонетической группы сохраняются и не устраняются.
Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией, показала положительные результаты только у 3 детей и требует дополнительной длительной работы по устранению большинства нарушений звукопроизношения.


1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT АСТРЕЛЬ, 2006. - 190 с. - Текст: непосредственный.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2007. - 280 с. - Текст: непосредственный.
3. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 2012. - 260 с. - Текст: непосредственный.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с. - Текст: непосредственный.
5. Белякова, Л. И. Заикание: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с. - Текст: непосредственный.
6. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова. - СПб. : Библиополис, 2014. - 190 с. - Текст: непосредственный.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. - 220 с. - Текст: непосредственный.
8. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ,
2006. - 158 с. - Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 126 с. - Текст: непосредственный.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2009. - 352 с. - Текст: непосредственный.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 160 с. - Текст: непосредственный.
12. Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 143 с. - Текст: непосредственный.
13. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 41-46. - Текст: непосредственный.
14. Заводчиков, О. Индивидуальный подход к развитию речи детей / О. Заводчиков // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 21-25. - Текст: непосредственный.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 315 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ