Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя при
коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме.. .6
1.2. Роль логопеда и воспитателя в коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 10
1.3. Характеристика детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего
эксперимента 21
2.2. Логопедическое обследование старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.3. Исследование уровня знаний у воспитателей по коррекции
звукопроизношения 25
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР И ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с
ФФНР 44
3.2. Содержание работы логопеда и воспитателя при коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР 52
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………….………………………………73
У детей дошкольного возраста нередко сохраняются дефекты звукопроизношения, как выявили Гвоздев А.Н., Бельтюков В.И., Жинкин Н.И. и т.д., хотя к 5 годам в норме эти процессы должны закончиться, а у ряда детей, эти процессы не завершаются. Вот эти дефекты звукопроизношения могут иметь разные причины и разную степень выраженности, т.е. у одного ребенка 1 звук, а у другого их очень много. Часто эти дефекты связанны с дефицитом фонематического слуха, с расстройством артикуляционной моторики. Дефекты звукопроизношения ведут в дальнейшем к нарушению письма и чтения, которые негативно могут отражаться на формировании фонематического слуха и фонематического восприятия, а это может быть причиной стойкой школьной неуспеваемости. Поэтому необходимо взаимодействие воспитателя и логопеда чтобы скорректировать эти недостатки.
Объект: изучение направления и содержания взаимодействия логопеда и воспитателя.
Предмет: определить формы взаимодействия воспитателя и логопеда.
Цель: провести коррекционную работу по устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу;
2. Провести констатирующий эксперимент;
3. Спланировать и провести обучающий эксперимент;
4. Оценить его эффективность.
Характер поставленных задач определил выбор методов исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, математические и статистические методы (шкалирование), составление библиографии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Анализ научной литературы показал, что полноценное развитие личности ребенка не может существовать без правильной речи. Речь в свою очередь делится на устную и письменную, поэтому формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов коррекции устной речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и подготовки их к овладению в школе письменной речи. Поэтому должно быть у детей правильное звукопроизношение.
С целью коррекции звукопроизношения у детей с ФФНР проводилось констатирующее исследование на базе МАДОУ №27 «Центр развития ребенка-детский сад «Малыш» в городе Богданович Свердловской области. В обследование приняли участие 14 детей 5-6 лет с недостатками звукопроизношения с ФФНР, которая поделились на 2 группы по 7 человек контрольную и экспериментальную.
Для выявления недостатков звукопроизношения у детей было проведено логопедическое обследование и проанализирована готовность воспитателей к совместной деятельности. Для коррекции звукопроизношения у детей были подобраны упражнения, а для воспитателей создана программа для повышения уровня знаний по данной теме.
После проведенного эксперимента провели повторное обследование и выявили, что она является эффективной.
1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 77 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Академия, 2000. - 400 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва :Астрель, 2010. - 254 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - Москва: Педагогика, 1977. - 176 с.
5. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А. И. Богомолова. - Москва: Просвещение, 1979. - 208 с.
6. Болибеков, А. А. Совместная работа воспитателя и логопеда дошкольного учреждения по устранению речевых нарушений у детей / А. А. Болибеков, М. Г. Эгамбердиева // Вестник науки и образования. - 2020. - № 10-3 (88). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovmestnaya-rabota- vospitatelya-i-logopeda-doshkolnogo-uchrezhdeniya-po-ustraneniyu-rechevyh- narusheniy-u-detey (дата обращения: 21.10.2019).
7. Борозинец, Н. M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия; учеб.пособие / Н. M. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для пед. ин-тов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо. - Москва: Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1961. - 769 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
11. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. И. Селиверстов. - Москва: МГПИ, 1982. - С. 61-70.
12. Детская логопсихология: учеб.для студентов вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.] ; под ред. О. А. Денисовой. - Москва: ВЛАДОС, 2015. - 159 с.
13. Дудьев, В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие: учеб.пособие / В. П. Дудьев. - Барнаул :АлтГПУ, 2017. - 188 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/112187 (дата обращения: 15.07.2019).
14. Ефименкова, Л. Н.Формирование речи у дошкольников: (дети с общ.недоразвитием речи) : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Просвещение, 1985. - 111 с.
15. Жукова, Н. С.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Просвещение, 1973. - 222 с.
16. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб.пособие для студентов вузов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва: Академия, 2006. - 320 с.
17. Козырева, О. А. Логопедические технологии: [формирование речевого дыхания, коррекция голоса, развитие речи] / О. А. Козырева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2017. - 192 с.
...