Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)

Работа №94064

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Сущность и значение словарного запаса в речевой деятельности и его
развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития словарного запаса при обучении рассказыванию
младших школьников с интеллектуальными нарушениями 11
1.3. Роль игровых технологий в логопедической работе по обогащению
словарного запаса младших школьников с интеллектуальными нарушениями 18
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИМИ 29
2.1. Цель, задачи и организация исследования словаря обучающихся
младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями 29
2.2. Результаты сформированности словаря у младших школьников
с интеллектуальными нарушениями 31
Вывод по главе 2 41
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 43
3.1. Основные направления и принципы логопедической работы
по обогащению словаря младших школьников с интеллектуальными нарушениями 43
3.2. Содержание реализации логопедической работы по обогащению
словарного запаса младших школьников с интеллектуальными нарушениями 45
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 52
Вывод по главе 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Особенности, формы и методы развития речи детей младшего школьного возраста представляют собой проблему многих наук: педагогики, психологии, лингвистики, дефектологии и других. Нарушения навыков составления связного высказывания негативно отражаются на качестве коммуникативного развития детей, приводят к появлению у учащихся стеснительности, замкнутости, агрессии, что может привести к дезадаптации ребенка в коллективе сверстников, в целом. Важнейшее значение в системе формирования у детей связной речи играет словарный запас.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что особенного внимания в системе развития речи требуют младшие школьники с интеллектуальными нарушениями. Одной из причин сложностей при обучении данных детей является узость словаря, нарушения лексического развития, в целом, о чем писали такие авторы как А.В. Закрепина, А.В. Егорова, В.Г. Петрова, А.С. Павлова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Соботович, С.Я. Рубинштейн и другие. Слово выступает в качестве основной единицы языка, именно поэтому без обогащения и расширения словарного запаса, без образования новых речевых эталонов невозможно речевое развитие. Стоит отметить, что и развитие мышления у обучающихся невозможно без усвоения новых слов, которые бы закрепляли получаемые обучающимися знания и представления о действительности, что крайне важно для обучающихся интеллектуальными нарушениями.
Существует необходимость поиска эффективных коррекционно-педагогических условий, при которых развитие словарного запаса данных обучающихся будет способствовать повышению навыков составления монологических и диалогических высказываний. Потребность в данном поиске определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей в начальной школе. Важность обогащения словаря у данной категории обучающихся также определяется необходимостью максимально возможной социализации детей и развитии их личности, успешным решением образовательных и воспитательных задач. О роли игровой деятельности в педагогической работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями писали такие авторы, как А.К. Аксенова, Г.М. Дульнев, С.А. Игнатьева и другие. Особенное внимание данные авторы уделяли игровым технологиям, которые являются актуальными как в работе с дошкольниками, так и с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения.
Несмотря на широкое изучение данного вопроса остаются малоизученными проблемы использования новых, инновационных, игровых технологий, например, включение в игры информационно-компьютерных технологий, мнемотехники, наглядного моделирования и т.п. Таким образом, существует противоречие между значительным числом младших школьников с интеллектуальными нарушениями, характеризующимися низким уровнем развития словаря, и недостаточным отражением в современных источниках новых форм и методов игровых технологий, что подчеркивает проблему исследования.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования - условия эффективности использования игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования - на основании теоретического обзора источников и проведенного практического исследования разработать, апробировать и оценить эффективность использования игровых технологий в логопедической работе по обогащению словарного запаса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Выполнить анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить состояние словарного запаса у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
3. Разработать, апробировать и оценить эффективность коррекционно-педагогических условий обогащения словарного запаса младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий.
Гипотеза: эффективным использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями будет при соблюдении следующих условий:
- при ознакомлении детей с новыми словами в различных видах игровой деятельности;
- при использовании в игровой деятельности метода пиктографирования, информационно-компьютерных технологий;
- при параллельном формировании игровой деятельности, совершенствовании познавательных процессов.
Методы исследования: эмпирический (наблюдение),
экспериментальный (педагогический эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестических данных), качественный (качественный анализ полученных данных).
Методологической и теоретической основой исследования явились следующие положения:
- о системной организации высших психических функций и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев);
- о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер).
Теоретическая значимость работы заключается в расширении имеющихся представлений об особенностях обогащения словарного запаса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного комплекса игровых технологий логопедической работы по обогащению словаря в деятельности педагогов, работающих с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа посвящена актуальной теме использования игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Для выполнения первой задачи был проведен обзор источников по проблеме понятия и особенностей лексического развития в онтогенезе и дизонтогенезе. Особенное внимание было уделено проблеме использования современных игровых технологий в работе с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями. Была отмечена важность использования языковых, сюжетно-ролевых игр в работе с обучающимися, включения в работу средств наглядности, информационно-компьютерных технологий.
Для решения второй задачи было проведено практическое исследование с целью изучения уровня и особенностей сформированности лексической стороны речи обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. В исследовании принимали участие 11 обучающихся в возрасте 9-10 лет.
Результаты проведенного нами исследования показали, что состояние словаря у испытуемых находится на среднем уровне. В наибольшей степени у детей развит пассивный словарь, нежели активный. Самым сложными для участников были задание на изучение использования антонимов, синонимов, подбор родственных слов; в собственной речи дети используют ограниченный словарь бытовых предметов, действий. Узость словаря негативно влияет как на процесс обучения участников, так и коммуникативное развитие. Выявленные значительные трудности показали, что все испытуемые нуждаются в существенной коррекционно-формирующей логопедической помощи по формированию и развитию лексической стороны речи.
В процессе формирующей работы была организована логопедическая работа с детьми по обогащению словаря с активным включением различных видов игровых технологий. В рамках реализации коррекционно-формирующей работы с детьми, исследуемой категории, работа предполагала системно¬деятельностный подход, который заключался в фронтальной и индивидуальной формах работы, совместной работе специалистов, организации профилактической и просветительской работы.
Основное внимание было направлено на обогащение и активизацию словаря в различных видах деятельности с использованием различных игровых технологий. Основными направлениями являлось: установление контакта с детьми, расширение, уточнение, закрепление и активизация словаря в импрессивной и экспрессивной речи, организация совместной работы детей в сюжетно-ролевых, словесных играх, включении компьютерных технологий. Параллельно проводилась работа по развитию игровой деятельности обучающихся, формированию у них познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.
По результатам контрольного этапа исследования были сделаны выводы об эффективности проведенной формирующей работы: общий уровень лексического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями улучшился, что позволило доказать предполагаемую гипотезу: эффективным использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями будет при соблюдении следующих условий:
- при ознакомлении детей с новыми словами в различных видах игровой деятельности;
- при использовании в игровой деятельности метода пиктографирования, информационно-компьютерных технологий;
- при параллельном формировании игровой деятельности, совершенствовании познавательных процессов.
Несмотря на положительную динамику у участников все же имеются еще значительные сложности в расширении словаря, что требует продолжения коррекционно-формирующей работы.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Белякова, Л. И. Использование новых технологий в логопедии / Л. И. Белякова // Школьный логопед. - 2007. - №3. - С. 55-58.
3. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - 280 с.
4. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. - Москва: Гном - Пресс, 2002 - 64 с.
5. Буслаева, Е. Н. Проблема расширения границы словаря умственно отсталых детей в контексте их дальнейшего обучения письму и чтению / Е. Н. Буслаева // European Research. - 2015. - № 9 (10). - С. 66-69.
6. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : СОЮЗ, 2002 - 430 с.
7. Горчакова-Сибирская, М. П. Психология и педагогика. Инновационное обучение : учебное пособие / М. П. Горчакова-Сибирская, Е. Б. Мезенцева ; Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. - Санкт-Петербург : СПбГИЭУ, 2011. - 58 с.
8. Гвоздев, А.Н. Избранные труды / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 2000. - 460с
9. Давидович, Л. Р. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми / Л. Р. Давидович. - Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с.
10. Дворникова, Е. А. Использование информационных технологий в практике учителя-логопеда / Е. А. Дворникова, А. А. Реброва // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития ; Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) ; отв. ред. Е. В. Сахарова. - Москва : [б. и.], 2016. - С. 201-204.
11. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. - Москва : Просвещение, 1981. - 176 с.
12. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром : практико-ориентированная монография /О. В. Дыбина. - Москва : Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
13. Евдокимова, Л. В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей / Л. В. Евдокимова // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 6 (24). - С. 60-67.
14. Егорова, А. В. Логопедическая работа по актуализации словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / А. В. Егорова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2011 -- 233 с.
15. Золотова, Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - Москва : Едиториал УРСС, 2006. - 440 с.
16. Зайцева, Е. С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет / Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова // Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 72 с.
17. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва : Советская Россия, 2002. - 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ