Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание педагогических условий для успешного усвоения учебного материала о частях речи обучающимися с задержкой психического развития

Работа №94046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Понятие часть речи как научный феномен 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой
психического развития 14
1.3 Особенности формирования знаний о частях речи обучающихся с
задержкой психического развития на уровне начального образования 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 33
2.2. Обоснование выбора методов и методик изучения уровня усвоения
знаний о частях речи обучающимися 4 класса с задержкой психического развития 38
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение частей речи обучающимися с задержкой психического развития 45
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 58
3.1. Обоснование программы коррекционной работы 58
3.2. Программа коррекционной работы, направленная на усвоение знаний о частях речи обучающимися с задержкой психического развития 62
3.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей по усвоению
знаний о частях речи детьми с задержкой психического развития 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94


По данным различных исследований, в России до 30 % детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Эти дети - в целом не имеют дефектов речи, опорно-двигательного аппарата, имеют нормальный слух и зрение, у них так же отсутствует умственная отсталость. Обучающиеся в наши дни в большинстве испытывают трудности в учебе из -за неустойчивого внимания, повышенной утомляемости, а также плохой памяти и недостаточного уровня развития мышления и речи.
Во всем мире отмечается увеличение числа таких детей, в связи с этим проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Как показывают исследования, большую часть детей, которые испытывают трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития.
Для детей с задержкой психического развития свойственно наглядно-действенное мышление. Образное мышление им не присуще. Для детей с зпр очень сложны такие операции анализа синтеза обобщения, им очень сложно делать выводы, умозаключения. У таких детей снижена познавательная активность, также у них страдает и речь. Как правило в силу всех перечисленных факторов всё это приводит к тому что у детей снижается речевая активность в большей степени у них страдает лексический запас. У них недостаточно развит активный словарь. Страдает номинативная функция. Таким детям очень сложно подобрать глаголы, прилагательные в речи помимо этого страдает и грамматический строй речи. Словарный запас у детей с задержкой психического развития и его качественная особенность влияет на опознании существительных, которые обозначают собирательные или абстрактные понятия. В основном учащихся с задержкой психического развития зачастую путают прилагательные и местоимения, существительные с глаголами, а глаголы с существительными и прилагательными. Обучающимся младших классов очень сложно выделить, осознать некоторые слова или словосочетания, имеющие отличия от употребляемых слов в повседневной жизни. Замечается, что обучающиеся с задержкой психического развития не могут правильно устанавливать понятия в существительных множественного и единственного числа. Особенно это относится к существительным имеющим абстрактные понятия, в предложениях или фразах с притяжательными прилагательными. Затрудняется функция словообразования, словоизменения. Так же им сложно пользоваться монологической и диалогической речью.
Вследствие того, что у детей нарушено мышление психических функций, от этого страдает речь. В собственной речи дети данной категории обычно используют одни и те же слова и выражения, чем демонстрируют инертность в подборе слов и словосочетаний. Поэтому необходимо обратить особое внимание на изучение этой темы. Все это дает основания считать тему исследования актуальной в области олигофренопедагогики.
Обучающиеся с недоразвитием речи во многом не подготовлены к школьному обучению, не соответствуют требуемым общепризнанным нормам общеобразовательной системы. В связи со сниженной познавательной деятельностью, у них наблюдается узкий кругозор, небольшой, как в количественном, так и качественном отношении, словарный запас, трудности в представлениях об окружающем мире, ограниченный запас знаний, неспособность правильно применять предшествующий опыт в последовательном применении словесной инструкции.
Существует потребность в разработке конкретных методов, способов обучения детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования. В частности, необходимо накопление методической базы для проведения уроков русского языка. Известно, что формируемые знания о частях речи на уроках русского языка является наиболее трудным для усвоения детьми с задержкой психического развития. В работе рассматриваются морфологические категории имён существительных, прилагательных и глаголов.
Исследования Н. Ю. Боряковой, С. В. Зориной, Е. В. Мальцевой, Г. Н. Рахмаковой показали, что у детей с ЗПР младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных и прилагательных, так и глаголов. Теоретическую основу исследования составили работы Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкой, Г. Е. Сухаревой. Исследования Н. Ю. Боряковой, С. В. Зориной, Е. В. Мальцевой, Г. Н. Рахмаковой. Они показали, что у детей с ЗПР младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных и прилагательных, так и глаголов.
Объект исследования - навык успешного усвоения знаний о частях речи младшими школьниками с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности процесса изучения частей речи младшими школьниками с задержкой психического развития.
Цель: данной работы является создание адаптированной рабочей программы, направленной на успешное освоение учебного материала о частях речи обучающимися с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Изучить суть и особенности задержки психического развития как формы дизонтогенеза на основе анализа литературных источников.
2. Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.
3. Выявить особенности навыка изучений частей речи у обучающихся с задержкой психического развития;
4. Разработать рабочую программу по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучающиеся с задержкой психического развития в наши дни в большинстве испытывают трудности в учебе из-за неустойчивого внимания, повышенной утомляемости, а также плохой памяти и недостаточного уровня развития мышления и речи.
Словарный запас у детей с задержкой психического развития и его качественная особенность влияет на опознании существительных, которые обозначают собирательные или абстрактные понятия. В основном учащихся с задержкой психического развития зачастую путают прилагательные и местоимения, существительные с глаголами, а глаголы с существительными и прилагательными. Обучающимся младших классов очень сложно выделить, осознать некоторые слова или словосочетания, имеющие отличия от употребляемых слов в повседневной жизни.
Во всем мире отмечается увеличение числа таких детей, в связи с этим проблема трудности в обучении стала одной из актуальных педагогических проблем сегодняшнего времени. Как показывают исследования, большую часть детей, которые испытывают трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования были проанализированы работы таких авторов, как Т. В. Егорова, Р. И. Лалаева, Н. В. Мальцева, Е. В. Серебрякова Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко. Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил значительную распространенность нарушений знаний о частях речи у школьников с ЗПР. Постановка проблемы усвоения обучающимися знаний о частях речи у школьников с задержкой психического развития является актуальной в специальной педагогике.
Целью данной работы являлось создание адаптированной рабочей программы, направленной на успешное освоение учебного материала о частях речи обучающимися с задержкой психического развития.
Для ее осуществления были выполнены все поставленные задачи:
1. Изучены суть и особенности задержки психического развития как формы дизонтогенеза на основе анализа литературных источников.
2. Проанализирована специальная литература по проблеме исследования.
3. Выявлены особенности навыка изучений частей речи у обучающихся с задержкой психического развития;
4. Разработана рабочая программу по теме исследования.
Для разработки коррекционной программы, был разработан и проведен констатирующий эксперимент, проанализированы результаты исследования уровня усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития.
Качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить уровни усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития. По результатам исследования, детей с высоким уровнем усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития выявлено не было. У одного обучающегося обнаружен средний уровень усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития; а у 3 человек - низкий уровень.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод: изучение допущенных детьми ошибок в различных заданиях показало наличие большого числа ошибок в определение падежей. Значительное число ошибок было связано с употреблением имен существительных во множественном числе. Наибольшее число составили ошибки в заданиях, где нужно было дописать окончания, что особенно проявлялось при задании на определении падежа и склонения имени существительного.
На основании этих выводов было принято решение, что, для того чтобы способствовать более глубокому и осмысленному усвоению младшими школьниками сведений о частях речи необходимо продолжать работу в этом направлении. Для этого была разработана программа, и написаны рекомендации для учителей и родителей детей с задержкой психического развития по теме «части речи».
Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения. Дети, имеющие задержку психического развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя и родителей.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2003. - 190 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 868 с.
4. Борякова, Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 9-15.
5. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 14-20.
6. Васильева, И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И. Г. Васильева // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 5. - С. 75-78.
7. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов ; под. ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М. : Рус. яз., 2001. - 720 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Изд-во «Просвещение», 1973. - 154 с.
9. Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
10. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособ. для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М. : АРКТИ, 2001. - 224 с.
12. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Советский спорт, 2006. - 213 с.
13. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева ; под ред. Т. О. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.
14. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : учеб.- метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - М. : Дрофа, 2008. - 286 с.
15. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии /
В. А. Жмуров. - 2-е изд. - М. : Джангар, 2012. - 864 с.
16. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб.- метод. пособие / Н. С. Жукова — М. : Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
17. Зорина, С. В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР / С. В. Зорина - «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», 2006. - 16-19 с.
18. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. - М. : Медицина, 1995. - 354 с.
19. Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку : (Учение о частях речи) / [Вступ. статья В. В. Виноградова, с. 3-26]. - М. : Учпедгиз, 1952. - 272 с.
20. Коррекция нарушений письменной речи : учебно- методическое пособие / Т. А. Аристова, Г. А. Архипова, Е. В. Боева и др. ; под ред. Н. Н. Яковлевой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 208 с.
21. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.
22. Коррекционная педагогика : учеб. пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. - Ростов-на-Дону. : МарТ, 2002. - 304 с.
23. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. - М., 2004. - 102 с.
24. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.
25. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина - М. : ВЛАДОС, 2003. - 72 с.
26. Лебединская, К. С. Задержка психического развития и ее причины / К. С. Лебединская // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. - М., 1985. - С. 29-37.
27. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М., 2006. - 247 с.
28. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
29. Ломоносов, М. В. Российская грамматика Михаила Ломоносова / М. В. Ломоносов - Печатана в Санкт Петербурге при Императорской Академии Наук, 1755. - 213 с.
30. Лубовский, В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / В. И. Лубовский // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 10-16.
31. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. - М. : Вече, 1962. - 365 с.
32. Лурия, А. Р. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений:: в 2 т. / А.Р. Лурия ; под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1997. — 656 с.
33. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М. : АСТ, 1993. - 293 с.
34. Маршалкин, А. П. Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития / А. П. Маршалкин, Е. А. Порошина // Специальное образование. - 2011. - №1. - С. 57-64.
35. Малофеев, Н. Н. Инновационные тенденции развития специального образования в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II межд. науч.- практ. конф., Минск, 8 - 9 апр. 2010 . / Бел. гос. пед.ун-т им. М. Танка. - Минск, 2010. - С. 205-208.
36. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к
образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей : пособие для
учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /
Н. Н. Малофеев ; под. ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001. - 137 с.
37. Малофеев, Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 3-17.
38. Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
39. Назарова, Н. М. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Издательский центр «Академия». - 2005. - 400 с.
40. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов /
B. Б. Никишина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 126 с.
41. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Никуленко - М. : Феникс, 2006. - 382 с.
42. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. - Москва. : Флинта, 2010. - 374 с.
43. Никашина, Н. А. Педагогическое изучение детей с задержкой
психического развития / Н.А. Никашина // Дефектология. - 1972. - № 5. -
C. 87-94.
44. Новикова, Г. Ф. Особенности проявления задержки психического развития различной этиологии / Г. Ф. Новикова // Специальная психология. - 2008. - № 1. - С. 16-21.
45. Об образовании : федер. закон. - М. : Инфра - М., 2021. - 186 с.
46. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
47. Основы педагогических технологий : краткий толковый словарь / А. С. Белкин. - М. : Книга, 1995. - 218 с.
48. Популярная психологическая энциклопедия : учебник /
С. С. Степанов. - М. : Эксмо, 2005. - 566 с.
49. Права детей : международные акты о правах человека : сб. док. / сост., авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - М. , 1998. - Разд. 9. - С. 268-323.
50. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
51. Психология детей с задержкой психического развития : изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург, 2003. - 432 с. 44. Саламанская декларация лиц с особыми потребностями // Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. - Саламанка., 1994. - URL: http:// www.prpc.ru/ds/ds 02.shtml(дата обращения: 15.11.2021).
52. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. — М. : Просвещение, 1979. — 431 с.
53. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя / Е. С. Слепович — Мн. : Нар. асвета, 1989.— 64 с.
54. Современная энциклопедия : сборник толковых словарей / Академик, 2000-2022 — URL:http://niv.ru/doc/encyclopedia/modern/index.htm(дата обращения: 15.11.2021).
55. Современный русский язык : учебник для вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков ; под редакцией П. А. Леканта. — 5-е изд. — Москва. : Издательство Юрайт, 2021. — 493 с.
56. Специальная педагогика : учебное пособие для пед. вузов /
Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. — 7-е изд., стер. — Москва. : Академия, 2007. — 400 с.
57. Специальная психология : учебное пособие для пед. вузов
дефектол. фак. / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. — 5-е изд., стер. — Москва. : Академия, 2007. — 464 с.
58. Толмачева, Г. А. Сущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Г. А. Толмачева // Коррекционная педагогика, 2006. — 56 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 - URL:https://fgos.ru(дата обращения: 15.11.2021).
60. Части речи. О понятии «части речи» в современном русском
языке. Электронный информационный филологический ресурс. - URL:
https://myfilology.ru//russkiiyazyk/morfologiia/chasti-rechi-o-ponyatii-chasti-rechi-v-sovremennom-russkom-yazyke/(дата обращения: 15.11.2021).
61. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова - М. : Просвещение, 1984. - 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ