ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «культура», «культурное поведение», «навыки
культурного поведения» и «воспитание культуры поведения» 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 15
1.3. Особенности воспитания навыка культуры поведения у
обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
2.1. Методика экспериментального исследования 38
2.2. Результаты экспериментального исследования на знания у
обучающихся правил культуры поведения с окружающими 43
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 47
3.1. Реализация программы по формированию культурного поведения
у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования 47
3.2. Анализ результатов апробации составленной программы по
формированию культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - это право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные обучающимися навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.
Культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если обучающийся научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Проблемы культуры поведения касаются и взрослых, и обучающихся, так как базовые знания в этой области человек получает в дошкольной образовательной организации, а затем и в младшем звене. Именно поэтому задачами, содержанием и приоритетными направлениями деятельности педагогов во многом обусловливается тот запас жизненно необходимых знаний, с которыми обучающиеся младшего школьного возраста впоследствии вступает во взрослую жизнь. Безусловно, немаловажное значение имеет и личность классного руководителя, его профессионализм и педагогическое мастерство, проявляющиеся в творческом поиске методов и приёмов формирования культуры поведения, способах их реализации и в осуществлении контроля над результатами своего труда.
На культуру поведения влияет множество факторов. Рассмотрение данной темы позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и высветить школьные традиции организации воспитания обучающихся, устоявшейся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически стройного и ясного практического воплощения научно - педагогических идей.
В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих обучающихся с умственной отсталостью заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил). Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у обучающихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д.
Вопросами формирования навыков культуры поведения у обучающихся занимались следующие учёные Н. И. Дереклеева, В. Н. Зотов, А. В. Мудрик, Н. Я. Подласый, А. С. Роботова, М. И. Рожкова, В.П. Сергеева, Т. А. Стефановская, Н. Е. Щуркова, А. И. Шемшурина и др. Их работы и составили методологическую основу исследования.
Цель исследования - составление и апробация программы по формированию навыков культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования
Задачи исследования:
• изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• подбор педагогических методов диагностики уровня сформированности навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью;
• изучение сформированности навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования;
• составление и апробация программы по формированию культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования;
• составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по формированию навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования.
Объектом исследования является культура поведения обучающихся у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования .
Предметом исследования является процесс формирования навыков культуры поведения у обучающихся у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования.
Методика исследования. Тест «Размышляем о жизненном пути» (автор Н. Е. Щурковой), направленный на выявление знаний обучающимися правил культуры поведения. Анкета «На выявление уровня общения с родителями» (автор А. И. Шемшурина), направленная на взаимосвязь культуры поведения обучающихся и культуры их общения с родителями.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы (53 наименования), приложения (4).
Во введении описана актуальность исследования. Определены цель исследования, задачи исследования, объект и предмет исследования. Раскрыта база исследования и структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме изучения навыка культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования» рассмотрели понятия «культура», «культурное поведение», «навыки культурного поведения» и «воспитание культуры поведения», раскрыли психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью, описали воспитание навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности.
Во второй главе «Анализ изучения сформированности навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования» была описана методика экспериментального исследования и проанализированы результаты с количественной и качественной сторон .
В третьей главе «Формирование навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования» была составление и внедрена в практическую деятельность программа по формированию культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования. Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования. Проведен сравнительный анализ результатов. Полученные материалы подвергнуты количественной и качественной обработке.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической части экспериментального исследования.
В приложении описан материал к методикам экспериментального исследования, методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования, схема «Уголок вежливости», содержание внеурочного курса программы по формированию культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования, календарно-тематический план программы по формированию культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования.
В первой главе «Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме изучения навыка культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования» рассмотрели понятия «культура», «культурное поведение», «навыки культурного поведения» и «воспитание культуры поведения», раскрыли психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью, описали воспитание навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Вопросами формирования культуры поведения обучающихся занимались учёные: Н. И. Дереклеева, В. Н. Зотов, А. В. Мудрик, Н. Я. Подласый, А. С. Роботова, М. И. Рожкова, В. П. Сергеева, Т. А. Стефановская, Н. Е. Щуркова, А. И. Шемшурина и др. Их работы и составили методологическую основу исследования.
В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих обучающихся с умственной отсталостью заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил). Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у обучающихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д.
Проблемы сформированности навыков культуры поведения касаются и взрослых, и детей, так как базовые знания в этой области человек получает в детском саду, а затем и в начальной школе. Именно поэтому задачами, содержанием и приоритетными направлениями деятельности классного руководителя во многом обусловливается тот запас жизненно необходимых знаний, с которыми обучающиеся впоследствии вступает во взрослую жизнь. Безусловно, немаловажное значение имеет и личность классного руководителя, его профессионализм и педагогическое мастерство, проявляющиеся в творческом поиске методов и приёмов формирования культуры поведения, способах их реализации и в осуществлении контроля над результатами своего труда.
Во второй главе «Анализ изучения сформированности навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования» была описана методика экспериментального исследования и проанализированы результаты с количественной и качественной сторон.
Исходя, из анализа результатов экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы: низкий уровень сформированности навыков культуры поведения имеют 5 обучающихся (Дима, Егор, Андрей, Никита, Андрей); средний уровень сформированности навыков культуры поведения имеют 3 обучающихся (Денис, Слава, Коля); высокий уровень сформированности навыков культуры поведения имеют 0 обучающихся.
В третьей главе «Формирование навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования» была разработана и внедрена в практическую деятельность программа по формированию культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования. Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию навыков культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования. Проведен сравнительный анализ результатов. Полученные материалы подвергнуты количественной и качественной обработке.
Сопоставив полученные данные, можно сделать вывод о динамике развития навыков культуры поведения обучающихся, участвовавших в эксперименте, и культуры их общения с родителями.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что данный вид работы следует проводить на протяжении всего учебного года.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.
1. Агавелян, О. К. Общение детей с нарушением умственного развития: автореф. докт. дис. / О. К. Агавелян; - М. : Научно-исследовательский институт Дефектологии : [б. и.], 1989. - 189 с.
2. Баландина, Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час / Е.В. Баландина // Педсовет. - 2007. - № 11. - С. 4-5.
3. Бархатова, В. В. Воспитание культуры поведения / В. В. Бархатова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 11 - С. 41-44.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. - М. : Просвещение, 1987. - 94 с.
5. Боброва, Л. В. Классный час «Совесть - это нравственная категория...» / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98¬103.
6. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979. - 245 с
7. Воликова, Т. В. Учитель и семья / Т. В. Воликова. - М. : Просвещение, 1980. - 111с.
8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс. - 1994. - 416 с.
9. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии /
Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 173 с.
10. Вульфов, Б. З. Организатор внеклассной и внешкольной
воспитательной работы. Содержание и методика деятельности / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
12. Горбунова, Н. А. Родительские собрания в начальной школе / Н.А. Горбунова, В 24. - Волгоград : Учитель, 2003. - Ч. 1. - 96 с. Ч. 2. - 96 с.
13. Граборов, А. Н. Очерки по олигофренопедагогики /
A. Н. Граборов. - М. : Просвещение. - 1961. - 195 с.
14. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения /
B. С. Грехнев. - М. : Просвещение, 1990. - 144 с.
15. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания. 1-4 классы + новые собрания / Н. И. Дереклеева. - М. : ВАКО, 2005. - 256 с.
16. Демакова, И. А. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя / И. А. Демакова. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с.
17. Дереклеева, Н. И. Организация родительских собраний в 1-11 классах / Н. И. Дереклеева. - М. : Русское слово, 1998. - 48 с.
18. Диагностика этики поведения [Электронный ресурс]. - URL :https://studfiles.net/preview/2780552/page:10/(дата обращения 12.08.2021).
19. Дульнев, Г. М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М Дульнев. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
20. Забрамная, С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний: учеб. для студентов пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная // Психолого¬педагогическая диагностика умственного развития детей. - М. : Просвещение, 2016. - С. 5-18.
21. Занина, Л. В. Основы пед. мастерства: Учеб.пособие для пед. вузов / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. - Ростов н/д : Феникс, 2003. - 288 с.
22. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1987. - 160с.
23. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
24. Карнилова, В. И. Классный час «Хорошие манеры» /
B. И. Карнилова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 71-81.
25. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии / под ред. профессора
C. П. Евсакова. - М. : Советский Спорт, 2003. - 225 с.
26. Коряковцева, O. A. Теоретический аспект культуры поведения школьников / O. A. Коряковцева // Актуальные проблемы современной науки и практики: сборник статей и материалов семинара молодых ученых и аспирантов / под ред. Н. С. Александровой. - М. : Московский гуманитарный университет, 1999. - С. 94-97.
27. Костина, Н. А. Сценарий классного часа «Семья - это то, что с тобою всегда!» / Н.А. Костина // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 40-43.
28. Крыжановская, И. Л. Значение средовых факторов формировании нарушений поведения у детей с легкой умственной отсталостью / И. Л. Крыжановская // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М. : Издательский дом Грааль (Пушкин), 1996 - С. 25-27.
29. Лизинский, В. М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление/ В.М. Лизинский. - М. : Педагогический поиск, 2005. - 192 с.
30. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.
31. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
32. Махмудова, Р. Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема / Р. Н. Махмудова // Педагогические науки. - 2010. - № 1. - С. 77-81.
33. Морозова, Н. Г. Особенности поведения и развития нравственных
отношений умственно отсталых дошкольников / Н. Г. Морозова // Дефектология : научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. -1989. -
№ 1. - С. 63-68.
34. Наумчик, В. Н. Этика педагога / В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко. - М. : Просвещение, 1999. - 216с.
35. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М. : Академия, 2004. - 224с.
36. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология / Н. В. Новоторцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : КАРО, - 144 с.
37. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): учеб.пособие для студентов вузов / Б. П. Пузанов; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2016. - 272 с.
38. Ольшанская, Н. А. Техника педагогического общения / Н.А. Ольшанская. - Волгоград : Учитель, 2005. - 74с.
39. Персидская, И. В. Классные часы в 1-4 классы / И. В. Персидская и др. - Волгоград : Учитель, 2007. - 204 с.
40. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2011. - 325 с.
41. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студентов высшего профессионального образования/ Л. М. Шипицына [и др.]; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с.
42. Психология лиц с умственной отсталостью / Е. А. Калмыкова. - Курск : Курск.гос. ун-т, 2007. - 121 с.
43. Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
44. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /
С.Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, -1979. - 192 с.
45. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М. : Просвещение, 1995. - 192с.
46. Умственное развитие обучающихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. - М. : Издательство Академии педагогических наук, 1961. - 183 с.
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/902389617(дата обращения: 11.08.2021).
48. Шемшурина, А. И. Классному руководителю / А. И. Шемшурина // Воспитание школьников. 2006. - № 6. - С. 24-25.
49. Шемшурина, А. И. Основы этической культуры / А. И. Шемшурина. - М. : Просвещение, 1998. - 204 с.
50. Шипицина, Л. М. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы / Л. М Шипицына, Е. С. Исаев. - Спб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - 1992. - 386 с.
51. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: игровые методики/
Н. Е. Щуркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 224с.
52. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 96с.
53. Щуркова, Н. Е. Этика школьной жизни/ Н. Е. Щуркова. - М.
Педагогическое общество России, 2000. - 192с.