Педагогические условия коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «коммуникативные умения» как психологический
феномен 9
1.2. Коррекция нарушений формирования коммуникативных умений у
обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования как психолого-педагогическая проблема 17
1.3. Характеристика психолого-педагогических условий коррекции
нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования... 24 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Описание педагогических условий базы исследования и
психолого-педагогическая характеристика контингента испытуемых... 33
2.2. Обоснование выбора методов и методик для диагностики
сформированности коммуникативных умений у испытуемых и описание проведения диагностических процедур 35
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 41
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 47
3.1. Обзор форм, приемов, способов работы, направленных на
коррекцию нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования 47
3.2. Составление и содержание программы коррекции нарушений
формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования 48
3.3. Апробация программы и анализ ее результатов. Методические
рекомендации педагогам по созданию педагогических условий для дальнейшей апробации программы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
На сегодняшний день, в результате введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее - ФГОС), поменялись требования к результатам образования. Содержание ФГОС определяет требования к достижениям младших школьников метапредметных результатов. Здесь можно встретить овладение навыками осознанного построения речевого высказывания, которое соответствует задачам коммуникации, а также готовность выслушать собеседника, ведение диалога, аргументация своей точки зрения. ФГОС ориентирован на то, чтобы возможности для получения качественного начального общего образования для всех детей были одинаковыми. Во ФГОС также учитываются образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Помимо результатов овладения основной образовательной программой, не менее значимым является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Одними из составляющих универсальных учебных действий выступают коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия дают возможность быть социально компетентным и учитывать позицию партнеров по общению (деятельности). Чтобы достичь этого, нужно сперва овладеть коммуникативными умениями, что обеспечит формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это такие умения, как слушание и вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении, интегрирование в группу сверстников, построение продуктивного взаимодействия, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Исследовательский опыт В. А. Ковшикова, В. В. Ковалева Ю. Г. Демьянова показывает, что сейчас замечается резкое увеличение количества детей, имеющих проблемы в развитии психофизического характера. 50% обучающихся со стойкой неуспеваемостью - это обучающиеся с задержкой психического развития. Данная категория детей имеет затруднения в процессе формирования речи, навыков коммуникации, двигательной функции, игровой и учебной деятельности.
Повышение эффективности обученности детей с задержкой психического развития, в том числе и процесс коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у данной категории обучающихся, - это наиболее актуальная проблема теории и практики педагогики и психологии, так как коммуникация появляется и получает свое развитие только в процессе общения.
Е. С. Слепович, Е. Е. Дмитриева, Т. Н. Князева высказались на тему - затрудненного процесса овладения знаниями, задержкой развития познавательной и речемыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития. Несовершенство данных процессов блокирует процесс общения, и, как следствие, не позволяет формировать коммуникативные умения.
При неполноценном общении процесс формирования коммуникативных умений происходит неравномерно и медленно. Это позволяет задуматься, что имеет место быть зависимость обратная - наличие задержки психического развития влечет за собой недоразвитие коммуникативных умений либо их нарушение, а уровень общения значительно снижается.
Сфера познания у детей, имеющих задержку психического развития, изучена такими учеными, как Н. Г. Лутоян, С. А. Домишкевич, Т. А. Власова, И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова. Изучением речи детей данной категории занимались Е. С. Слепович, Н. Ю. Борякова и др. Коммуникативная сфера детей, имеющих задержку психического развития, изучена в меньшей степени.
Таким образом, практика образования определяет набор качеств личности в коммуникативной сфере, но исследований, которые посвящены изучению и коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования, слишком мало.
Из всего вышесказанного складывается противоречие между необходимостью коррекции нарушений формирования коммуникативных умений для своевременной успешной социализации личности и недостаточным использованием психолого-педагогических условий коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий, способствующих коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
Тема исследования: «Педагогические условия коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования».
Объект исследования - коммуникативные умения обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс создания педагогических условий коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование педагогических условий коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что коррекция нарушений формирования коммуникативных умений обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования наиболее успешна, если:
- осуществлять организацию группового взаимодействия в интерактивных формах;
- применять игровые и тренинговые упражнения, способствующие невербальному и вербальному общению;
- объединить выше перечисленные мероприятия в рамках программы, апробацию (внедрение в дальнейшем) которой считать одним из педагогических условий коррекционного процесса.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
2. Охарактеризовать педагогические условия коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
3. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в экспериментальных условиях.
4. Составить и апробировать программу коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
5. Составить методические рекомендации в адрес педагогов по созданию педагогических условий для коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования.
Методы и методики исследования:
Методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа.
Методики: «Сделаем вместе» О. В. Дыбиной, «Отражение чувств» О. В. Дыбиной.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленная программа может быть использована олигофренопедагогами образовательных организаций для коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования: в образовательных
организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с задержкой психического развития (система специального образования) и в образовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы (АОП) для этих обучающихся (система инклюзивного образования).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №71.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (43 наименования), приложение, в состав которого вошли следующие материалы: (таблица «Структура коммуникативных умений», иллюстративный материал к методике О. В. Дыбиной «Отражение чувств», таблица «Комплексные параметры оценки совместной деятельности обучающихся с ЗПР при составлении пазла»). Объем работы - 71 страница машинописного текста. Содержание практической части работы иллюстрируется 5 таблицами и 2 рисунками.
Теоретическое изучение и анализ проблемы исследования, описание деятельности олигофренопедагога по коррекции коммуникативных умений у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Коммуникативные умения - это умения как личностные качества, которые необходимы человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия. Коммуникативные умения используются человеком с целью осуществления более успешного взаимодействия с окружающими. От уровня развития данных умений зависят возможности человека в процессе общения.
Вопрос формирования коммуникативных умений особенно значим на уровне начального образования, поскольку, по новым требованиям ФГОСа, обучающийся на уровне начального образования должен овладеть различными умениями в сфере коммуникации. Среди обучающихся в начальном звене все чаще встречаются обучающиеся с ЗПР. Они ограничены в возможностях вступления во взаимодействие с окружающими, что обусловлено психосоциальным уровнем развития обучающихся с ЗПР. Следовательно, коммуникативная сфера у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования требует коррекции.
2. В качестве психолого-педагогических условий коррекции коммуникативных умений у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования мы определили следующие условия: организацию группового взаимодействия в интерактивных формах, использование в сочетании игровых и тренинговых упражнений, которые способствуют развитию невербальных и вербальных средств общения. Характеризуя условия, допустимые в коррекции коммуникативных умений у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования, отмечено, что подобранные условия учитывают уровень психосоциального развития.
3. В проведенном обследовании анализировались данные, полученные по итогам психологической диагностики испытуемых с использованием метода наблюдения, методики О. В. Дыбиной «Сделаем вместе» и методики «Отражение чувств». Методы диагностики были направлены на изучение уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся с ЗПР на уровне начального образования.
Наблюдение осуществлялось с целью определения уровня развития коммуникативных умений.
Наблюдая за поведением испытуемых в процессе учебной и внеучебной деятельности, удалось установить, что высокий уровень развития коммуникативных умений проявляется у испытуемых по критерию контактности - 12,5% обучающихся (1 человек) и критерию понимания другого человека - 12,5% обучающихся (1 человек). У 75% обучающихся (6 человек) средний уровень развития коммуникативных умений по критерию контактности. Также средний уровень наблюдается по потребности в общении у всех испытуемых (100%). 7 обучающихся (87,5%) имеют средний уровень развития владения элементарными средствами общения. Невербальные средства общения испытуемые используют частично. По критериям эмпатии и пониманию другого человека зафиксирован низкий уровень развития - 62,5%, что указывает на несформированность
коммуникативных умений, связанных с данными критериями.
Методика О. В. Дыбиной «Сделаем вместе», направленная на оценку готовности обучающихся к сотрудничеству, позволила констатировать тот факт, что испытуемые, выполняя работу в парах, проявляют себя по-разному.
У 50% обучающихся, работавших в парах, отмечается отсутствие стремления к совместному выполнению задания экспериментатора, отсутствие взаимопомощи и вербального контакта. У других 50% обучающихся при работе в паре присутствовали элементы взаимодействия и вступление в контакт между собой. Но взаимопомощь также отсутствовала. Задание было предложено в игровой форме, что вызвало интерес и активность каждого испытуемого. Отсюда следует, что у испытуемых необходимо формировать и развивать коммуникативные умения, связанные с взаимодействием.
Проведение с обучающимися беседы по методике «Отражение чувств» имело своей целью выявление умений понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, рассказывать об этих состояниях.
У 25% испытуемых (два человека) выявлен высокий уровень сформированности умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Эти обучающиеся могут дифференцировать эмоции, объясняют причины эмоциональных состояний героев, изображенных на иллюстрациях, способны предположить дальнейшее развитие событий по предложенной сюжетной картинке. 37,5% обучающихся (три человека) проявили средний уровень изучаемого умения. Этим обучающимся экспериментатор задавал дополнительные вопросы, без которых испытуемые не смогли точно определить эмоции на лицах изображенных героев. 37,5% обучающихся (три человека) продемонстрировали низкий уровень сформированности умения понимать эмоциональное состояние другого человека. У испытуемых возникли трудности при определении эмоционального состояния героев иллюстраций, при объяснении причины этих состояний, а также в прогнозировании дальнейшего развития ситуации.
В конечном счете, результаты данной методики свидетельствуют о том, что у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования необходимо формировать, развивать и совершенствовать коммуникативные умения, связанные с определением и восприятием собственного эмоционального состояния и собеседников.
В результате анализа данных, полученных в ходе проведенной диагностики, можно сделать вывод о необходимости коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования.
4. Анализ результатов, полученных в ходе изучения уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования, позволил разработать педагогическую программу, направленную на коррекцию коммуникативной сферы. Организация группового взаимодействия в интерактивных формах обеспечит расширение возможностей обучающихся во взаимодействии, а игровые и тренинговые упражнения помогут обучающимся развить и совершенствовать умения использовать невербальные и вербальные средства общения.
Программа состоит из пояснительной записки, цели и задач, принципов реализации, описания форм, методов и оборудования, тематического планирования, краткого содержания занятий и предполагаемого результата.
Разработанная педагогическая программа может быть использована олигофренопедагогами образовательных учреждений для коррекции нарушений формирования коммуникативных умений у обучающихся с ЗПР на уровне начального образования.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Изд-во Москва. Ун-та, 2010. - 416 с.
2. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Наука, 2006. - 356 с.
3. Бодалев, А. А. Психология общения: Избр. психол. Труды / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2010. - 254 с.
4. Бойко, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойко. - СПб. : КАРО, 2005. - 275 с.
5. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. - М. : Гардарики, 2003. - 223 с.
6. Исурина, Г. Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии / Г. Л. Исурина // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 2013.
7. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учебное пособие / О. А. Карабанова. - М., 1997.
8. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет / С. В. Коноваленко // Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. - М. : «Издательство Гном и Д», 2001. - 48 с.
9. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности / И. Ю. Кулагина. - М. : ТЦ «СФЕРА», 2000. - 192 с.
10. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Актуальные проблемы задержки психического развития. - М., 2010. - 245 с.
11. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 2009. - 354 с.
12. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2006. - 400 с.
13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А. А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
14. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М., 2019. - 251 с.
15. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 2018. - 256 с.
16. Тищенко, В. А. Классификация коммуникативных умений студентов / В. А. Тищенко - М. : Академия, 2005. - 187 с.
17. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М., 2006. - 314 с.
18. Хараш, А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / А. У. Хараш / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 2017. - 132 с.
19. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л Ф. Бурлачук, Е. П. Савченко. - Киев : «А.Л.Д.», 2009. - 387 с.
20. Лисина, М. И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М., 2010. - 348 с.
21. Татьянченко, Д. В. Общеучебные умения: очарование очевидного / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков. - Челябинск : Челяб. ЦНТИ, 1996. - 86 с.
22. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / под ред. Г. А. Урунтаевой, - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 291 с.
23. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / Под ред. К. С. Лебединского. - М. : Просвещение, 2009. - 125с.
24. Дети с ЗПР / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с.
25. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / под ред. П. И. Непомнящей. - М. : Политиздат, 2009. - с. 54-56.
26. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 301 с.
27. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2003. - 479 с.
28. Педагогическая диагностика компетентностей младших школьников. Для работы с детьми 7-10 лет / под ред. О. В. Дыбиной. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
29. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Справочное издание, автор-составитель Н. И. Конюхов.
- М.: Академия, 1992. - 184 с.
30. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.
31. Специальная психология: учеб. пособие / под ред. В. И. Лубовского.
- М. : Академия, 2005. - 460 с.
32. Немов, Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1 / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2000. - 686 с.
33. Краткий психологический словарь / под ред. Н. В. Петрова, М. Т. Ярошевского. - М. : Политиздат, 2010. - 432 с.
34. Лысенко, А. В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук / А. В. Лысенко. - Майкоп, 2005. - 203 с.
35. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук / А. В. Мудрик. - Москва, 2010. - 414 с.
36. Солдатченко, А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: дис. . ..канд. пед. наук / А. Л. Солдатченко. - Магнитогорск, 2001. - 186 с.
37. Андрющенко, Т. Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С.47-53.
38. Антипина, А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А. Н. Антипина // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 60-64.
39. Ермакова, С. Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? / С. Д. Ермакова // Начальная школа: плюс До и После. - 2003. - №4. - С. 72-77.
40. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5-7 лет / Е. Р. Овчаренко // Начальная школа: До и После. - 2003. - №10. - С. 11-15.
41. Хромова, Т. А. Дети с ЗПР / Т. А. Хромова // Воспитание школьника. - 1997. - № 4. - С. 31-33.
42. Шмидт, В. В. Проблемы психологической коррекции глазами детских практических психологов / В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт // Детский практический психолог. - 1996. - № 12. - С. 37-45.
43. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: федеральный закон: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373. - 98 с.