Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальный подход к формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №94035

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Определение понятий «пространственные представления» и
«пространственная ориентировка» в научной литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития с точки зрения сформированности пространственных представлений и ориентировки 11
1.3. Обзор преимуществ и технологий индивидуального подхода к
формированию пространственных представлений и ориентировки у нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 24
2.2. Обоснование выбора методик и организация констатирующего
эксперимента 34
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 51
3.1. Составление программы по формированию пространственных
представлений и ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития 51
3.2. Апробация программы по формированию пространственных
представлений и ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода 56
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 101


Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, восприятие пространства и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).
Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различение качеств предмета.
У детей с задержкой психического развития особенно сложно формируются пространственные представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть пространственных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому, с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении.
Основополагающие труды по проблеме формирования пространственных представлений и ориентировки, которые использовались при теоретическом анализе литературы, это исследования Б. Г. Ананьева, М. В. Вовчик-Блакитной, З. М. Дунаевой, М. Ю. Кистяковской, П. Ф. Лесгафта, Т. А. Мусейибовой, В. В. Мыслюк, Э. Я. Степаненковой, Л. Ф. Фатиховой и др.
Процесс воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Еще в прошлом столетии и на современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема формирования пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.
Объектом исследования являются пространственные представления и пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс формирования пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с опорой на индивидуальный подход.
Цель исследования - экспериментально проверить эффективность использования программы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Определить уровень сформированности пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
3. Составить и апробировать программу по формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода.
4. Осуществить итоговый анализ результатов формирующего эксперимента.
5. Выполнить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43», г. Озерска.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение теоретического материала.
2. Диагностические методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тесты.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы по развитию пространственных представлений и пространственной ориентировки неоспорима.
Развитием пространственной ориентировки дошкольников с задержкой психического развития занимались многие отечественные и зарубежные ученые. По мнению большинства ученых, именно дошкольное детство - это наиболее благоприятное время для формирования пространственных представлений и ориентировки.
В первой главе «Теоретический анализ состояния проблемы формирования пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» основное внимание уделено проблеме развития пространственных представлений и ориентировки у детей с задержкой психического развития с позиции ученых, философов, психологов, педагогов на различных этапах формирования.
Были изучены психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития и особенности формирования пространственных представлений и ориентировки у данной категории детей. Процесс развития познавательных способностей при задержке психического развития часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Проведен обзор преимуществ индивидуального подхода в работе с детьми с нормальным уровнем развития и с детьми с задержкой психического развития, выделена необходимость применения индивидуализированного обучения при формировании пространственных представлений и ориентировки.
Отсюда сделан вывод о том, что работа педагогов с детьми с задержкой психического развития с применением фронтальных групповых форм обучения не является эффективной. При планировании коррекционной работы с детьми этой категории важно учитывать индивидуальные особенности развития и использовать индивидуальный подход в обучении.
Во второй главе «Определение уровня сформированности пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях» был проведен констатирующий эксперимент.
Обследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №43», г. Озерска. В эксперименте участвовали 5 детей старшей группы с задержкой психического развития. Для проведения обследования были подобраны адаптированные методики известных ученых С. Д. Забрамной, О. В. Боровика, Л. Ф. Фатиховой. В ходе обследования на каждого ребенка велись протоколы обследования.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в обследуемой группе детей развитие пространственных представлений и ориентировки происходит замедленно. Возможности детей в работе по данному разделу разные, формирование знаний, умений и навыков требует применения принципа индивидуального подхода.
В третьей главе «Составление и апробация программы по формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода» была составлена поэтапная программа формирования пространственных представлений и ориентировки у детей исследуемой группы.
В содержание программы входит: планируемые результаты программы, этапы формирования пространственных представлений и ориентировки, перспективное планирование индивидуальной работы.
Перспективное планирование представляет собой последовательное поэтапное формирование пространственных представлений и ориентировки, с учетом возможностей каждого ребенка и включением направлений индивидуальной работы.
В ходе экспериментальной работы раскрыты результаты диагностического исследования уровня сформированности
пространственных представлений и ориентировки, которые проводились на этапе констатирующего и контрольного эксперимента.
По результатам проведения формирующего эксперимента и апробации программы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки на основе индивидуального подхода, у детей сформировались новые и улучшились уже имеющиеся умения и навыки.
До проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
- Данил М. не способен был ориентироваться в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве без помощи взрослого; имел недостаточные представления о геометрических фигурах, допускал грубые ошибки при конструировании изображений.
- Сергей Т. затруднялся в ориентировке в телесном пространстве, на плоскости и в пространстве ориентировался с большим трудом, не использовал в речи пространственные отношения и предлоги; действия при конструировании были хаотичны.
- Рома В. навыки различения частей тела были не сформированы, правую и левую стороны определять не умел; ориентировка на плоскости и в пространстве не производилась; предметно-практическая деятельность была слабо развита.
- Даша П. слабо ориентировалась в правой и левой стороне собственного тела, в сторонах пространства и плоскости требовалась значительная помощь взрослого; узнавание геометрических фигур вызывало трудности, оперирование с ними происходило только по прямым указаниям взрослого, самостоятельно не справлялась.
- Оля С. не могла самостоятельно справиться с ориентировкой в схеме собственного тела; в пространстве и на плоскости ориентировалась слабо, пространственные обозначения в речи активно не использовала; при усложнениях в предметно-практической деятельности не справлялась.
После проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
- Рома В. научился различать части собственного тела, правую и левую сторону определяет, но допускает ошибки; на плоскости и в пространстве стал способен ориентироваться по словесной инструкции, но иногда действия остаются хаотичными. Предметно-практическая деятельность стала лучше: Рома знает геометрические фигуры и выстраивает изображения по образцу.
- Даша П. научилась ориентироваться в частях своего тела, определяет положение правой и левой стороны, но иногда путает; с незначительной помощью взрослого может ориентироваться в пространстве и на плоскости. В предметно-практической деятельности может действовать по словесной инструкции, узнавать геометрические фигуры.
- Оля С. стала самостоятельно ориентироваться в пространстве своего тела, выделять местоположение предметов по отношению к нему; проявляет самостоятельность в определении местоположения частей изображенного предмета и местоположения объекта на плоскости, словесно использует основные пространственные отношения; в предметно-практической деятельности навыки стали более совершенны.
- Сергей Т. научился различать части тела, может самостоятельно определять правую и левую сторону тела; по словесной инструкции ориентируется в пространстве и на плоскости, стал употреблять некоторые словесные пространственные отношения; научился узнавать основные геометрические фигуры, конструирует по образцу.
- Данил М. с помощью взрослого ориентируется в схеме своего тела, различает его части; стал использовать в речи простые пространственные отношения; при конструировании небольших изображений может действовать самостоятельно; научился узнавать геометрические фигуры и оперировать деталями по словесной инструкции.
На основе положительной динамики развития умений и навыков у каждого из детей, доказана значимость и необходимость применения принципа индивидуального подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки:
• прослеживается тенденция к повышению уровня сформированности пространственных представлений и ориентировки;
• наблюдается динамика в развитии интереса к заданиям на ориентировку;
• улучшение психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;
• в поведении детей прослеживается заинтересованность, желание играть и заниматься.
Результаты исследования показали, что полученный опыт необходимо продолжать, дополняя, расширяя и корректируя его начальный вариант.
Учитывая сложную психологическую структуру детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, педагоги должны быть готовы к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы. Педагогам необходимо экспериментировать, подбирать наиболее эффективные методы работы с детьми данной категории, разрабатывать содержание образовательной деятельности с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.



1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 304 с.
2. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 40-45.
3. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии . - 2012. - № 1. - С. 23-31.
4. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: (с проблемами в развитии) : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Баряева. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2002. - 479 с.
5. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.
6. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития: теория и практика : монография / Н. Ю. Борякова. - Москва : МГГУ, 2016. - 170 с.
7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития: ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учеб.-метод. пособие для дефектологов / Н. Ю. Борякова. - Москва : Гном-Пресс, 1999. - 62 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
9. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие пространственного различия в дошкольном возрасте / М. В. Вовчик-Блакитная // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : хрестоматия : в 6 ч. Ч. 4-6 / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - Санкт-Петербург : АРК, 1994. - С. 123-129.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. - Москва : МГУ, 1985. - 45 с.
13. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб. пособие / Л. И. Гриценко. - Москва : Академия, 2008. - 240 с.
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекц.-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
15. Дудьев, В. П. Психомоторика : слов.-справ. / В. П. Дудьев - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
16. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева // Дефектология. - 1980. - № 2. - С. 26-30.
17. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - Санкт- Петербург : КАРО, 2008. - 330 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ